Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3740

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


Государственный Университет – Высшая школа экономики

___________________________________________________________________


Факультет прикладной политологии

Кафедра публичной политики



Учебное пособие


ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА




Авторы

Беляева Н.Ю.

Зудин А.Ю.












Москва 2007 г.



Часть I

Введение в политический анализ

Содержание

Глава 1. Предмет, продукт и метод. Особенности политанализа как исследовательского подхода

Место политанализа среди других дисциплин. «Незавершенные ситуации». Феномен «полезного знания». Роль заказчика. Включенность в процесс. Невозможность однозначных выводов. Политический мир как вероятностный мир. Информация прямая и косвенная. Познавательная ценность «лжи» и дезинформации. Проблема деформации продуктов политанализа.


Глава 2. Политический мир и его свойства

«Невидимость», «самодетерминация», присутствие в настоящем прошлого и будущего (памяти и перспективных целей), контекстуальность, процессуальность, инерционность, наделенность значениями, повышенная неопределенность, внутренняя напряженность.


Глава 3. Методологические основы политического анализа. Системный подход: эволюция, основные принципы и ограничения. Разновидности субъектно-ориентированного подхода: теории поля и теории действия.


Глава 4. Работа с первичными сообщениями. Основные типы источников политической информации. Феномен первичных сообщений. Факт и интерпретация. От сообщений – к событиям.


Глава 5. Особенности интерпретации текстов


Глава 6. Особенности интерпретации цифровых данных (На примере данных опросов общественного мнения и электоральной статистики президентской кампании 2004 г.)


Глава 7. Особенности интерпретации комплексной (аудио-визуальной) информации по эпизодам «живого общения» (На примере анализа видеоматериалов по поведению в публичном пространстве.)


Глава 8. Ситуационный анализ

Два этапа политического анализа. От событий – к ситуациям. Понятия «ситуации» и «интриги». Идентификация акторов и оценка ресурсов. Анализ расстановки и соотношения сил. Построение рабочей гипотезы.


Глава 9. Как писать и что читать

Повторение пройденного: текст, его природа и принципы построения. Что читать: список литературы на перспективу.




Глава 1. Предмет, продукт и метод.

Место политанализа среди других дисциплин. «Незавершенные ситуации». Феномен «полезного знания». Роль заказчика. Включенность в процесс. Невозможность однозначных выводов. Политический мир как вероятностный мир. Информация прямая и косвенная. Познавательная ценность «лжи» и дезинформации. Проблема деформации продуктов политанализа.


Предмет политанализа: различные аспекты текущей политической ситуации. Метод политанализа: прикладное и оперативное политическое исследование. Методологическая основа политического анализа – совмещение двух мета-теоретических подходов: системного анализа и субъектно-ориентиованного подхода. Но об этом поговорим попозже.


Политанализ и сходные или смежные виды работ. Политанализ похож на:

  • научное исследование

  • журналистское расследование

  • аналитическую часть работы следователя и разведчика (В США это называется intelligence analysis)


Особенность политаналитика в том, что он не предпринимает практических действий по воплощению результатов своей работы, он ограничивается выработкой рекомендаций. Если политаналитик берет на себя и практическую сторону, он превращается в политтехнолога или политического консультанта. Оптимальным следует признать чередование этих видов деятельности, чтобы в конечном счете остановиться на каком-то одном. Политаналитику неплохо поработать политтехнологом с тем, чтобы приобрести необходимый опыт и навыки, познакомиться с политическим процессом «изнутри».


Больше всего политанализ похож на научное исследование, собственно, он и представляет собою особую разновидность научного исследования. Но в чем состоят отличия политанализа от научного исследования? В чем состоит специфика политанализа как метода исследования?


Можно указать на шесть характеристик, превращающих политанализ в особую разновидность научного исследования:

  • оперативность

  • «полезное знание»

  • «незавершенные ситуации»

  • субъектность

  • многомерность

  • анализ на микро-уровне


1.Оперативность: жесткие рамки времени


2.Прикладной характер: важны не только выводы, но и рекомендации. Главный продукт политанализа – полезное знание, т. е. только часть объективной истины, способная быть использованной «здесь и сейчас» для изменения политической ситуации. Политолог останавливается на этапе получения «объективного знания», для него это – конечный этап исследования; для политаналитика – это промежуточный этап работы, конечный этап работы – получение полезного знания, т. е. развернутых рекомендаций для конкретного актора


3.Специфический объект исследования: «незавершенные события» (или «ситуации»). Как правило, политологи работают с «завершившимися» политическими событиями, «фактический» финал которых известен: избирательная кампания завершилась, состоялись выборы, результаты их известны, реформа правительства состоялась, новая Государственная Дума сформирована и приступила к работе. Исследование классического политолога – это анализ совершившегося события, который не содержит практических рекомендаций. Политаналитики практически всегда работают с принципиально «открытыми», «не завершившимися» событиями, которые называются «ситуациями», они не знают, какими будут конечные результаты. Если это избирательная кампания, они не знают, кто победит и т.д.



4.Субъектность. Присутствие рекомендаций указывает еще на одну отличительную сторону политанализа: это – субъектный анализ, а именно, ситуация или проблема анализируется исходя из интересов и целей конкретного актора. Академическое исследование часто «безсубъектно», в центре внимания – процессы, тенденции, тренды. Выявление их часто означает решение исследовательской задачи. Построили и пояснили динамический ряд, выявили и проанализировали тренд – и хватит. Оценка итогам исследования дается, но она носит достаточно общий или слабо дифференцированный характер. ПА идет дальше. Он гораздо более дифференцированно ставит вопрос: что это значит? Кроме того, ПА ставит два дополнительных вопроса: что с этим делать? Как это делать? ПА – это «субъектный» исследовательский подход. В центре внимания ПА – не просто процесс, тенденция или тренд, а субъект в процессе, тенденции или тренде, и, самое главное – субъект в ситуации.


5.Многомерность. Политанализ опирается на многомерный анализ политической ситуации с последовательным использованием нескольких конкретных исследовательских методов. Круг методов, которые используются каждый раз, заведомо не фиксирован, а зависит от характера материала, который окажется доступным для политического аналитика в ограниченный период времени. Научную работу, предметом которой выступает завершившаяся ситуация, можно проделать с использованием одного – двух методов. Но необходимость изучения незавершенных ситуаций диктует особую логику анализа. Работа в ситуации высокой неопределенности требует многомерного анализа – только так можно получить относительно надежный результат. Политический аналитик не может позволить себе ограничиться только изучением данных опросов общественного мнения, только фокус-группами, только биографическим методом, только анализом сообщений прессы, только мониторингом теленовостей, только дискурсивным анализом, только изучением данных электоральной или демографической статистики или данных о потребительском поведении – он должен владеть каждым из этих конкретных исследовательских методов, чтобы быть в состоянии воспользоваться сочетанием этих конкретных методов в зависимости от характера доступной для него информации. В этом смысле ПА – это скорее даже не междисциплинарный, а «пост-дисциплинарный» подход.


6.Микро-анализ. Политанализ – это микро-анализ, т.е. анализ на микро-уровне. Аналогия с микро-экономикой или экономическим анализом на микро-уровне, т.е. на уровне субъектов рынка. Политанализ – это анализ на уровне взаимодействия конкретных политических акторов. Особый угол зрения. ПА отличается от других аналитических подходов «углом зрения» или взглядом на предмет. В отличие от академического исследователя, политический аналитик позиционирует себя в том политическом пространстве, которое он анализирует. Политический аналитик «занимает определенную позицию». Этим он похож на политического консультанта. Но в отличие от политического консультанта позиция политического аналитика не обязательно совпадает с позицией конкретного заказчика. Политический аналитик обязан занимать позицию и в том случае, если фигура конкретного заказчика отсутствует. Содержание его позиции определяется результатами «субъектного подхода» к анализу устойчивых тенденций.



Политический консультант не работает с устойчивыми тенденциями. Его политическая позиция определяется интересами конкретного заказчика, после того, как политконсультант принял решение работать на данного заказчика. В своей работе политический консультант обязан руководствоваться интересами своего клиента. Это и определяет его политическую позицию в конкретный момент. Политический аналитик предлагает своему заказчику варианты решения его проблемы вместе с конкретными рекомендациями. Другими словами, политический аналитик одновременно сообщает заказчику и «что делать», и «как делать». То же самое предлагает и политический консультант. Но консультант работает с подвижными и быстро меняющимися ситуациями, а аналитик – с устойчивыми тенденциями. Работа консультанта и аналитика различается глубиной проработки проблемного поля. Консультант работает с конкретными проявлениями проблем, аналитик – выявляет и подробно анализирует сами проблемы, выявляет круг заинтересованных сторон, оценивает их явные и скрытые возможности, конструирует различные варианты их решения. Консультанта и аналитика отличает разная специализация и разное место работы: консультант работает в консалтинговых фирмах, аналитик – в «мозговых центрах».


ПА сближает с академическим исследованием глубина аналитической проработки предмета (задачи), а также то, что он также работает устойчивыми, инерционными, долговременными факторами и трендами. ПА сближает с консалтингом то, что он работает с «субъектом». ПА сближает с академическими исследованиями то, что работа выполняется таким образом, что может быть опубликована (что часто и происходит). Результаты консалтинговой деятельности ситуативны, высокоиндивидуализированы и не публичны. Анализ, выполненный консультантом, ориентирован на одного-единственного потребителя – заказчика. Работа, выполненная ПА, ориентирована на широкую профессиональную аудиторию. Эта работа «публична», даже в том гипотетическом случае, если никогда не будет опубликована.


ПА сближает с консалтингом то, что он призван быть фактором практической политики. Как и консалтинг, ПА призван изменить сложившуюся политическую ситуацию. Но, наряду с прагматическими функциями, ПА выполняет и познавательные. Это сближает его с академическим исследованием. «Субъектность» ПА не следует путать с зависимостью от заказчика. ПА может быть выполнен, даже если он не «заказан» никаким конкретным заказчиком. Главное в ПА – не наличие конкретного заказчика, а «субъектный» подход к анализу. Аналитический продукт, выполненный в рамках «субъектного подхода», ориентирован на интересы какого-то конкретного субъекта или группы субъектов, даже если ими не инициирован. Уникальность ПА состоит в том, что он сам может стать самостоятельным субъектом, т. е. сам может повлиять на политическую ситуацию, изменить ее в заданном, запланированном направлении. Например, опубликовав аналитический доклад на актуальную тему.



Отчасти схожую задачу выполняет публикация данных социологических исследований. «Все социальные процессы есть в конечном итоге результат передачи информации между различными социальными группами и слоями в обществе. Социологические исследования выполняют важнейшую социальную функцию. Они служат каналом адекватной передачи значимой информации из одних социальных слоев в другие. Социологов нередко упрекают в очевидности и тривиальности выводов, получаемых в результате их изысканий. В этом отношении полезно напомнить пример, приводимый выдающимся американским социологом Полем Лазарсфельдом. Докладывая результаты многолетнего фундаментального исследования «Американский солдат во второй мировой войне» под руководством С. Стауффера, он зачитал заказчикам ряд выводов, якобы полученных в результате исследования, что вызвало недоумение аудитории. «Почему для установления подобных данных тратится так много средств и энергии, ведь они столь очевидны? Не лучше ли принимать их без доказательств и сразу переходить к более углубленному уровню анализа?» [1, 146-147]. Дело однако было в том, что все представленные им предварительные «выводы», казавшиеся самоочевидными, на самом деле были ложными суждениями. Истинными являлись как раз противоположные утверждения, которые, на первый взгляд, также кажутся очевидными. Социология почти никогда не получает информацию, которая неизвестна никому. Для представителей социальных слоёв, являющихся объектом социологического исследования, многие его выводы могут показаться самоочевидными, в то время как для других слоев, заинтересованных в этой информации, они окажутся неожиданными. Так, для рядовых солдат американской армии результаты исследования «Американский солдат» были вполне тривиальными. В то же время для генералитета картина политических и межэтнических установок их подчиненных оказалась полной неожиданностью. Таким образом, работа социолога в чем-то сродни работе журналиста. И тот и другой должны передать информацию о социальных процессах из одного социального слоя в другой. Однако если задача журналиста – сконцентрировать внимание на наиболее острых и проблемных, а зачастую болезненных моментах, то задача социолога – дать максимально объективную и взвешенную картину происходящего.» (Сусоколов …)

Связь консультанта с заказчиком носит более тесный характер. Консультировать можно только какого-то конкретного заказчика и только в том случае, если есть заказ, есть договорные отношения. Политический анализ – это прикладная научная дисциплина, ориентирующаяся на понимание и действие.


Особенности политанализа как исследовательского подхода. По сути, политанализ – это определенный взгляд на мир, определенный угол зрения. «Мы видим не глазом, а мозгом». Об особенностях политаналитического видения мира мало рассказывают, эти особенности, зачастую, плохо осознают. Первичные основы политанализа плохо отрефлектированы. Политаналитики заняты преимущественно своей непосредственной работой, а не рефлексией по поводу метода и предмета. Политанализ существует по преимуществу, как совокупность привычек и интуиции. Это - то, чему невозможно абстрактно научиться. Обучение осуществляется только через практику. Это особая разновидность знаний, которая напрямую сращена с умениями и практическими навыками. Нужно просто привыкнуть воспринимать события под определенным углом зрения и под определенным углом зрения перерабатывать информацию. Есть и набор конкретных методов, но с ними вы будете знакомиться позднее. Возникает вопрос: но если абстрактно научиться нельзя, то зачем эти занятия? Ответ: научиться нельзя, но подойти поближе – можно. Абстрактное введение в политанализ призвано облегчить практическое овладение им.