ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1202
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
О. В. Гаман-Голутвина
Политическая система современной России
и роль молодежных организаций в ней
Конспект лекций
МГГУ им. М.А. Шолохова
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1
Политический процесс в современной России. Уровни, структура, типологии, параметры, акторы, ресурсы политического процесса. Западный и «не-западный» типы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России
Тема 2
Политическая система и политический режим современной России. Сущность, функции и структура политической системы. Типология политических режимов. Особенности современной российской политической системы
Тема 3
Институт президентской власти в современной России (особенности, функции, полномочия) в контексте мировой практики разнообразия форм правления
Тема 4
Правительство Российской Федерации: полномочия и структура. Судебная власть в Российской Федерации: структура и функции
Тема 5
Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции
Тема 6
Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Администрация Президента. Совет безопасности Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Тема 7
Отношения Центр – регионы в современной России в контексте мировой типологии форм государственного устройства. Конституционные основы российского федерализма. Специфика российского федерализма
Тема 8
Политические партии в политическом процессе современной России. Партии как политический институт. Классификаций политических партий. Типология партийных систем. Партии и партийные системы в России
Тема 9
Местное самоуправление в РФ. Определение местного самоуправления в Конституции и законодательстве РФ. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Организация власти на местах. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10
Реформы политической системы России 2000-х гг.: этапы и содержание. Реформа 2000 г. Изменения в системе политической власти 2004 г. Политические новации 2008 г.
Тема 11
Молодежные организации в современной России. История молодежных организаций в современной России. Виды молодежных организаций и их позиция по отношению к политической системе. Возможности политического участия молодежи в современной России
Тема 12
Группы интересов в политическом процессе современной России: теория и практика
Тема 13
Гражданское общество в современной России. Понятие гражданского общества. Условия и перспективы укрепления гражданского общества в современной России
Тема 14
Институт выборов и избирательный процесс в современной России
Тема 15
Политические элиты и политическое лидерство в современной России
Тема 16
Политическая культура и политическое сознание в современной России. Сущность и структура политической культуры. Типы, уровни, политической культуры. Политическое сознание в современной России
ТЕМА 1
Политический процесс в современной России. Уровни, структура, типологии, параметры, акторы, ресурсы политического процесса. Западный и «не-западный» типы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России
Понятие политического процесса
Под процессом вообще (от лат. processo — продвижение) понимается ход какого-либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития, а также совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Выделяют макро-, мезо- и микроуровни политического процесса. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы в целом, ее основных институтов, таких как законодательная, исполнительная, судебная ветви власти федерального или национального уровня. Воспроизводство в данном контексте означает не только выборы или перевыборы этих институтов, но и непрерывность их работы в течение определенного цикла, возобновление деятельности ежедневно, еженедельно, после каждых отпускных каникул. Мезоуровень политического процесса включает мезосубпроцессы регионального уровня: политические события в регионах, взаимодействие центральных и местных властей с региональными по выработке политики определенного региона, воспроизводство региональных элит и политических систем. Микроуровень политических процессов включает совокупность микросубпроцессов, составляющих локальный политический субпроцесс. Его также можно представить как равнодействующую акций (действий) различных местных политических субъектов.
Политический процесс в целом выступает как результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро-, мезо- и микроуровня, как результат воздействия групп интересов всех уровней на органы власти, что приводит к принятию решений, учитывающих локальные, региональные и центральные интересы.
Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым; а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.
Содержание политического процесса может быть различным. Оно может быть связано с реформой политической системы, разработкой какой-либо концепции развития, формированием общественного мнения по проблеме, затрагивающей интересы власти и общества, проведением выборов и т. д.
Для обеспечения демократического характера политического процесса в современной России необходимо соблюдение двух принципов:
-
Стабильность принятых правил и процедур;
-
Равноправие всех участников политического процесса.
Политические процессы бывают базовые и периферийные; протекающие в явной либо скрытой формах; открытые и закрытые; стабильные и переходные.
Структура политического процесса включает субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.
Временные и пространственные единицы измерения политического процесса, а также факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между его участниками, называются параметрами политического процесса. Изменения параметров политического процесса зависят от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы — это социально-экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воздействие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие этих двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международных отношений) на политический процесс приводит к его консервации, автаркии и застою всех социальных отношений.
Ведущими субъектами, или акторами политического процесса, выступают политические институты, основные из которых — государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.
Деятельность политических акторов характеризуется такими показателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.
Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов.
Вид действий является функцией средств, форм и методов политической борьбы. Его могут формировать парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.