Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.




О. В. Гаман-Голутвина







Политическая система современной России

и роль молодежных организаций в ней



Конспект лекций


















МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1

Политический процесс в современной России. Уровни, структура, типологии, параметры, акторы, ресурсы политического процесса. Западный и «не-западный» типы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России


Тема 2

Политическая система и политический режим современной России. Сущность, функции и структура политической системы. Типология политических режимов. Особенности современной российской политической системы


Тема 3

Институт президентской власти в современной России (особенности, функции, полномочия) в контексте мировой практики разнообразия форм правления


Тема 4

Правительство Российской Федерации: полномочия и структура. Судебная власть в Российской Федерации: структура и функции


Тема 5

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции


Тема 6

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Администрация Президента. Совет безопасности Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации


Тема 7

Отношения Центр – регионы в современной России в контексте мировой типологии форм государственного устройства. Конституционные основы российского федерализма. Специфика российского федерализма


Тема 8

Политические партии в политическом процессе современной России. Партии как политический институт. Классификаций политических партий. Типология партийных систем. Партии и партийные системы в России


Тема 9

Местное самоуправление в РФ. Определение местного самоуправления в Конституции и законодательстве РФ. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Организация власти на местах. Территориальное общественное самоуправление


Тема 10

Реформы политической системы России 2000-х гг.: этапы и содержание. Реформа 2000 г. Изменения в системе политической власти 2004 г. Политические новации 2008 г.


Тема 11

Молодежные организации в современной России. История молодежных организаций в современной России. Виды молодежных организаций и их позиция по отношению к политической системе. Возможности политического участия молодежи в современной России


Тема 12

Группы интересов в политическом процессе современной России: теория и практика


Тема 13

Гражданское общество в современной России. Понятие гражданского общества. Условия и перспективы укрепления гражданского общества в современной России


Тема 14

Институт выборов и избирательный процесс в современной России


Тема 15

Политические элиты и политическое лидерство в современной России


Тема 16

Политическая культура и политическое сознание в современной России. Сущность и структура политической культуры. Типы, уровни, политической культуры. Политическое сознание в современной России





ТЕМА 1

Политический процесс в современной России. Уровни, структура, типологии, параметры, акторы, ресурсы политического процесса. Западный и «не-западный» типы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России



Понятие политического процесса

Под процессом вообще (от лат. processoпродвижение) понимается ход какого-либо явления, последовательная смена его состояний, ста­дий развития, а также совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют макро-, мезо- и микроуровни политического процесса. Макроуровень связан с воспроизвод­ством политической системы в целом, ее основных институтов, таких как законодательная, исполнительная, судебная ветви власти феде­рального или национального уровня. Воспроизводство в данном кон­тексте означает не только выборы или перевыборы этих институтов, но и непрерывность их работы в течение определенного цикла, во­зобновление деятельности ежедневно, еженедельно, после каждых отпускных каникул. Мезоуровень политического процесса включает мезосубпроцессы регионального уровня: политические события в ре­гионах, взаимодействие центральных и местных властей с региональ­ными по выработке политики определенного региона, воспроизводство региональных элит и политических систем. Микроуровень политичес­ких процессов включает совокупность микросубпроцессов, составля­ющих локальный политический субпроцесс. Его также можно пред­ставить как равнодействующую акций (действий) различных местных политических субъектов.

Политический процесс в целом выступает как результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро-, мезо- и микроуровня, как ре­зультат воздействия групп интересов всех уровней на органы власти, что приводит к принятию решений, учитывающих локальные, регио­нальные и центральные интересы.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым; а также как форма функционирования политической системы общества, эволю­ционирующей во времени и в пространстве.

Содержание политического процесса может быть различным. Оно мо­жет быть связано с реформой политической системы, разработкой какой-либо концепции развития, формированием общественного мне­ния по проблеме, затрагивающей интересы власти и общества, прове­дением выборов и т. д.

Для обеспечения демократического характера политического процесса в современной России необходимо соблюдение двух принципов:


  • Стабильность принятых правил и процедур;

  • Равноправие всех участников политического процесса.


Политические процессы бывают базовые и периферийные; протекающие в явной либо скрытой формах; открытые и закрытые; стабильные и переходные.

Структура политического процесса включает субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.

Временные и пространственные единицы измерения политическо­го процесса, а также факторы, влияющие на политические измене­ния, нормы, регулирующие отношения между его участниками, назы­ваются параметрами политического процесса. Изменения параметров политического процесса зависят от совокупности факторов, как внутрен­них по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторыэто социально-экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воз­действие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие этих двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международ­ных отношений) на политический процесс приводит к его консерва­ции, автаркии и застою всех социальных отношений.

Ведущими субъектами, или акторами политического процесса, выс­тупают политические институты, основные из которых — государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочис­ленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, кото­рый, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института за­ключается не только в его способности принимать эффективные реше­ния, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигаю­щих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.

Деятельность политических акторов характеризуется такими по­казателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или группо­вые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов.

Вид действий является функцией средств, форм и методов полити­ческой борьбы. Его могут формировать парламентские формы, свя­занные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъек­тов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.