ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 352
Скачиваний: 3
83
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
посмотрим
на
другую
сторону
медали
.
Во
-
первых
,
как
наша
ситуация
выглядит
в
мировом
контексте
?
В
США
компания
«ExxonMobil»
выплатила
штрафы
в
размере
12
млрд
.
долл
.,
и
конец
судебным
преследованиям
не
положен
.
Во
-
вторых
,
по
данным
журнала
«
Форбс
»
за
время
правления
Путина
многие
российские
олигархи
значительно
умножили
свои
состояния
.
А
один
из
оли
-
гархов
–
Р
.
Абрамович
–
только
за
год
удвоил
свое
состояние
и
сегодня
являет
-
ся
самым
богатым
человеком
в
Великобритании
,
который
в
несколько
раз
бога
-
че
английской
королевы
.
Неслучайно
в
2002–2003
гг
. «
Независимая
газета
»
комментировала
рейтинг
влиятельных
политиков
таким
образом
:
«
Семибанкир
-
щина
вновь
доминирует
в
России
»
.
В
публичном
дискурсе
неоднозначность
отношений
государства
и
бизнеса
получила
выражение
в
одновременной
циркуляции
двух
формул
.
Формула
пер
-
вая
:
если
,
по
мнению
русских
классиков
,
Петр
Великий
был
первым
большеви
-
ком
на
троне
,
то
Путин
–
это
гэбист
в
Кремле
,
репрессирующий
российский
бизнес
.
Формула
вторая
,
придуманная
оппонентами
из
стана
левой
оппозиции
,
Путин
–
это
Абрамович
,
загримированный
под
горнолыжника
,
а
правительство
Касьянова
было
сообществом
олигофрендов
(
для
справки
:
олигофренды
–
это
друзья
олигархов
).
В
реальности
,
я
думаю
,
имеет
место
сложное
переплетение
борьбы
различных
фракций
политической
и
экономической
элиты
,
которое
скорее
свидетельствует
не
о
неком
сепаратном
разделении
власти
и
бизнеса
,
а
о
симбиозе
власти
и
бизнеса
в
рамках
политико
-
финансовых
кланов
.
В
2004
г
.
было
проведено
масштабное
исследование
«
Самые
влиятельные
люди
России
-
2003.
Политические
и
экономические
элиты
российских
регионов
»
13
.
Это
ис
-
следование
проясняет
вопрос
о
том
,
кто
же
правит
Россией
– «
силовики
»
или
«
семибанкирщина
».
Как
известно
,
довольно
широкое
хождение
в
нашей
публицистике
после
-
дних
лет
получил
тезис
о
засилье
милитократии
(
силовиков
)
на
региональном
и
федеральном
уровнях
.
Определенные
основания
для
этого
есть
.
По
данным
социологов
только
за
два
первых
года
правления
Путина
удельный
вес
бывших
военных
во
всех
элитных
группах
увеличился
более
чем
в
два
раза
и
составил
25%.
Вхождение
бывших
военных
в
структуры
гражданского
управления
про
-
должилось
и
в
ходе
выборов
2003
г
.
в
Госдуму
.
Однако
тезис
о
засилии
мили
-
тократии
мне
представляется
неадекватным
по
целому
ряду
причин
.
Причина
первая
:
политические
позиции
бывших
военных
отнюдь
не
автоматически
опре
-
деляются
их
предшествующей
политической
биографией
.
Пришедшие
во
власть
военные
не
обязательно
являются
лоббистами
ВПК
.
Более
того
,
бывший
воен
-
ный
со
звучной
боевой
биографией
нередко
оказывается
ставленником
круп
-
ных
финансовых
групп
,
как
это
было
в
Красноярском
крае
(
в
бытность
губерна
-
тором
края
Александра
Лебедя
)
или
в
Хакасии
(
где
губернаторствует
Алексей
Лебедь
).
Много
и
других
аналогичных
примеров
.
Untitled-1
02.01.06, 16:30
83
84
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
Второе
возражение
против
тезиса
о
засилии
милитократии
заключается
в
том
,
что
значительная
часть
выходцев
из
военной
сферы
продемонстрировала
неэффективность
в
области
гражданского
управления
.
Единственным
успешным
губернатором
среди
бывших
военных
является
губернатор
Громов
,
и
то
успеш
-
ным
губернатором
он
стал
лишь
к
концу
первого
срока
.
Пройдя
через
полосу
сложных
конфликтов
с
федеральными
,
московскими
и
муниципальными
влас
-
тями
,
он
вышел
на
повторные
выборы
в
декабре
2003
г
.
в
качестве
практически
безальтернативного
кандидата
и
получил
около
80%
голосов
.
Что
касается
персонального
состава
региональной
политической
элиты
,
то
доминирующая
тенденция
заключается
в
том
,
что
под
аккомпанемент
тезиса
о
засилии
милитократии
региональные
элиты
при
Путине
в
шесть
раз
быстрее
пополняются
выходцами
из
бизнеса
,
чем
из
силовых
структур
.
Главная
тенден
-
ция
изменения
состава
региональных
элит
при
Путине
–
это
приход
бизнес
-
элиты
во
власть
в
разных
формах
–
институциональных
и
неинституциональных
.
Возникает
важный
вопрос
:
почему
,
с
одной
стороны
,
бизнес
на
региональ
-
ном
уровне
идет
во
власть
,
а
на
федеральном
уровне
крупнейшая
бизнес
-
импе
-
рия
ЮКОСа
рассыпалась
как
карточный
домик
?
Мне
представляется
,
что
ответ
таков
:
эффективным
инструментом
давления
на
бизнес
стали
досье
с
компро
-
матом
.
Но
те
,
кто
осуществлял
давление
на
ЮКОС
,
не
являются
эксклюзивны
-
ми
держателями
досье
с
компроматом
.
Откройте
¹
66 «
Новой
газеты
»
за
2003
г
.,
и
вы
увидите
,
что
досье
с
компроматом
имеются
на
всех
.
Как
известно
,
во
всех
крупных
экономических
структурах
,
возникших
в
90-
е
годы
были
созданы
соб
-
ственные
информационно
-
аналитические
службы
.
Генерал
армии
Ф
.
Д
.
Бобков
,
который
возглавлял
службу
безопасности
«
МОСТа
»
или
генерал
А
.
П
.
Кондау
-
ров
,
который
возглавлял
соответствующую
службу
ЮКОСа
,
ничуть
не
менее
квалифицированные
люди
,
чем
те
,
кто
осуществлял
силовое
давление
на
ЮКОС
.
Полагаю
,
что
секрет
успешного
давления
на
ЮКОС
заключается
в
том
,
что
субъекты
этого
давления
обладали
доступом
к
действительно
эксклюзивному
ресурсу
–
праву
государства
на
легитимное
насилие
.
Афилляция
с
государством
стала
ключевым
условием
успеха
субъекта
давления
.
Однако
при
этом
остается
открытым
вопрос
:
в
какой
мере
этот
субъект
реализует
государственные
интере
-
сы
,
а
в
какой
мере
–
свои
частные
,
партикулярные
.
Как
оценивать
этот
процесс
?
Здесь
есть
несколько
аспектов
.
Проблема
пер
-
вая
:
общество
оказалось
третьим
лишним
на
пиру
олигархов
и
бюрократии
.
Но
самое
главное
в
оценке
политического
режима
заключается
в
том
,
что
режим
не
является
самоцелью
,
он
является
инструментом
достижения
содержательных
политических
целей
.
Конечно
режим
В
.
В
.
Путина
,
выстроенный
в
формате
«
вер
-
тикали
власти
»,
значительно
более
консолидирован
,
нежели
режим
Ельцина
,
выстроенный
в
формате
«
системы
сдержек
и
противовесов
».
Оценка
же
эффек
-
тивности
режима
зависит
от
того
,
какие
цели
ставит
перед
собой
власть
.
Untitled-1
02.01.06, 16:30
84
85
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
В
этом
контексте
уместно
сослаться
на
мнение
К
.
Манхейма
: «
Демократиза
-
ция
подобна
другим
достижениям
современной
техники
,
радио
,
прессы
в
том
,
что
она
может
служить
в
своем
развитии
средством
усиления
как
позитивных
,
так
и
негативных
сил
.
Подобно
тому
,
как
техника
может
быть
использована
для
открытия
все
большего
числа
медикаментов
против
болезней
,
но
вместе
с
тем
и
производства
все
большего
числа
ядовитых
газов
,
современные
успехи
демок
-
ратизации
могут
содействовать
и
росту
аморальных
сил
.
В
этом
смысле
демок
-
ратизация
представляет
собой
аппарат
социального
излучения
,
способный
рас
-
пространять
силы
,
разрушающие
мораль
,
с
такой
же
интенсивностью
,
как
те
,
которые
ее
развивают
».
В
этом
же
контексте
вспоминается
ставший
знамени
-
тым
ответ
Дэн
Сяо
Пина
в
связи
с
обвинениями
в
«
буржуазном
»
характере
осуществлявшихся
под
его
руководством
реформ
: «
Неважно
,
какого
цвета
кош
-
ка
–
лишь
бы
она
ловила
мышей
».
Продолжая
эту
мысль
можно
сказать
,
что
демократия
может
быть
стагнирующей
,
а
диктатура
–
развивающей
.
Хотя
лю
-
бому
наблюдателю
очевидно
:
гипертрофия
власти
чревата
политическими
,
пси
-
хологическими
и
этическими
издержками
.
К
числу
наиболее
серьезных
можно
отнести
следующие
:
монополия
власти
автоматически
предполагает
монополию
ответственности
;
гиперфункция
власти
автоматически
влечет
за
собой
гипо
-
функцию
внутренних
источников
и
субъектов
развития
системы
;
наконец
,
моно
-
полия
власти
способна
деформировать
своего
носителя
(«
власть
развращает
,
абсолютная
власть
развращает
абсолютно
»).
Но
каковы
цели
моноцентрического
режима
?
Парадоксально
,
но
даже
в
ходе
президентской
кампании
2004
г
.
эти
цели
не
были
публично
артикулиро
-
ваны
,
что
,
кстати
,
находит
отражение
в
негативной
динамике
восприятия
обра
-
за
Путина
в
массовом
сознании
.
Известно
,
что
в
арсенале
политических
психо
-
логов
,
изучающих
особенности
восприятия
массовым
сознанием
лидеров
,
есть
очень
интересные
методы
:
ассоциации
с
различными
литературными
героями
,
с
цветами
,
животными
,
запахами
.
В
ходе
последних
по
времени
исследований
выяснилось
,
что
динамика
восприятия
образа
Путина
заключается
в
том
,
что
а
)
нарастает
серый
цвет
,
т
.
е
.
неопределенность
в
оценке
:
граждане
все
меньше
понимают
,
какой
курс
проводит
президент
;
б
)
нарастает
ассоциация
с
мелкими
животными
,
что
вряд
ли
соответствует
оценке
своего
президента
как
масштаб
-
ного
лидера
.
Лозунг
«
Догнать
и
перегнать
Португалию
» (
которая
является
бед
-
нейшей
страной
ЕЭС
)
на
деле
означает
достижение
уровня
жизни
в
СССР
образца
1986
г
.
и
дает
основание
для
невыгодного
сравнения
с
лозунгом
адепта
«
гуляш
-
коммунизма
»
Никиты
Хрущ
¸
ва
«
Догнать
и
перегнать
Америку
».
Сопос
-
тавление
обоих
лозунгов
вызывает
ассоциацию
со
стихотворением
Маяковско
-
го
: «
К
Копернику
надо
ревновать
–
его
,
а
не
мужа
Марьи
Ивановны
считать
своим
соперником
».
Именно
так
–
Коперника
,
а
не
соседа
по
коммунальной
квартире
считать
референтным
образцом
.
Отсюда
–
императивы
технологии
Untitled-1
02.01.06, 16:30
85
86
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
достижения
успеха
:
не
сохранение
однобокой
сырьевой
ориентации
,
а
выбор
в
пользу
высоких
технологий
,
в
том
числе
в
управлении
.
Между
тем
ситуация
в
этой
сфере
неблагоприятна
и
заслуживает
того
,
чтобы
на
этом
сюжете
остановиться
несколько
подробнее
.
Известно
,
что
современный
экономический
рост
отличает
приоритетная
роль
интеллектуализации
производства
;
интенсивность
НИОКР
определяет
уро
-
вень
экономического
развития
.
Согласно
прогнозам
экспертов
,
в
XXI
в
.
интел
-
лектуализация
труда
станет
главным
фактором
глобальной
конкуренции
.
На
долю
новых
знаний
,
воплощаемых
в
технологиях
,
оборудовании
,
образовании
кудров
и
организации
производства
,
в
развитых
странах
приходится
70–85%
прироста
ВВП
.
В
этой
связи
не
случаен
постоянный
рост
доли
расходов
на
науку
и
образование
в
ВВП
развитых
стран
,
которая
сегодня
составляет
35–
40%;
при
этом
доля
государства
в
этих
расходах
составляет
35–40%.
Высокая
степень
участия
государства
в
стимулировании
НТП
обусловлена
спецификой
инновационных
процессов
(
значительная
капиталоемкость
научных
исследований
и
высокая
степень
риска
,
зависимость
от
степени
развития
общей
научной
среды
и
информационной
инфраструктуры
,
специфика
требований
к
квалификации
кадров
,
необходимость
защиты
интеллектуальной
собственности
и
т
.
п
.).
В
случае
России
возрастание
значения
интеллектуализации
экономики
приобретает
особое
значение
,
так
как
этот
фактор
является
решающим
в
пре
-
одолении
системного
экономического
кризиса
:
согласно
современной
экономи
-
ческой
теории
,
главным
инструментом
преодоления
системного
экономического
кризиса
является
внедрение
новых
технологий
,
освоение
которых
обеспечивает
экономический
рост
.
Между
тем
сегодня
мы
наблюдаем
рост
без
развития
.
Последние
данные
показывают
,
что
РФ
отстает
в
сфере
интеллектуализации
экономики
.
Согласно
данным
экономического
форума
2005
г
.
в
Давосе
,
рейтинг
конкурентоспособ
-
сности
на
основании
использования
IT
в
экономике
за
2004
г
.
выглядит
следу
-
ющим
образом
.
Первое
место
занимает
Сингапур
,
США
–
на
пятом
месте
,
РФ
–
на
62,
Украина
–
на
84.
Некоторые
страны
СНГ
(
например
,
Молдова
)
вообще
не
входят
в
рейтинг
.
Позиция
России
–
показатель
и
следствие
деинду
-
стриализации
и
усиления
сырьевой
ориентации
ее
экономики
.
За
годы
эко
-
номических
реформ
доля
ТЭКа
в
нашем
валовом
продукте
возросла
почти
вдвое
–
с
11
до
19,5%.
Это
больше
чем
в
Колумбии
,
Венесуэле
,
других
извест
-
ных
сырьевых
странах
.
Только
в
Нигерии
доля
ТЭКа
в
ВВП
выше
,
чем
в
России
.
Доля
экспорта
,
составляющая
продукцию
ТЭКа
,
достигает
примерно
65–68%,
что
делает
Россию
чрезвычайно
уязвимой
в
соответствующей
миро
-
вой
конъюнктуре
.
Несколько
слов
о
месте
России
в
мировых
табелях
о
рангах
.
Согласно
оценкам
экспертов
Института
социально
-
экономического
и
инвестиционного
Untitled-1
02.01.06, 16:30
86
87
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
проектирования
,
наша
страна
занимает
12–14
место
в
мире
по
объему
ВВП
,
однако
по
показателям
ВВП
на
душу
населения
находится
в
шестом
десятке
.
По
золотовалютным
резервам
Россия
занимает
пятое
место
в
мире
,
приближа
-
ясь
к
четвертому
месту
,
занимаемому
Европейским
Центральным
банком
.
Од
-
нако
этот
потенциал
не
используется
для
структурной
перестройки
экономики
.
Именно
структурная
перестройка
экономики
в
целях
ее
модернизации
должна
быть
приоритетной
задачей
экономической
политики
государства
.
Для
поддер
-
жания
развития
в
Японии
существует
программа
госсзаймов
и
инвестиций
,
в
США
–
федеральная
контрактная
корпорация
,
фонды
будущих
поколений
.
К
сожалению
,
в
России
подобные
экономические
институты
отсутствуют
.
После
дефолта
1998
г
.
ценой
значительных
усилий
в
России
был
создан
Банк
разви
-
тия
.
Хотя
подобные
банки
должны
быть
хорошо
капитализированы
,
в
этом
банке
были
аккумулированы
слишком
незначительные
средства
.
Но
все
равно
его
судьба
оказалась
незавидной
.
Место
председателя
было
куплено
одной
из
олигархических
структур
и
банк
стал
обычным
универсальным
коммерческим
банком
.
Основной
его
операцией
была
следующая
:
деньги
,
которые
он
получил
бесплатно
из
бюджета
в
уставной
капитал
(
деньги
налогоплательщиков
),
стали
вкладываться
через
дружеские
банки
в
государственные
облигации
,
т
.
е
.
дава
-
лись
обратно
в
долг
правительству
,
но
уже
под
рыночные
проценты
.
Комменти
-
руя
эту
ситуацию
,
приходится
с
сожалением
признать
правоту
известного
анек
-
дота
: «
Цель
правительства
–
повышение
благосостояния
людей
.
Список
людей
прилагается
».
Эта
ситуация
содержит
вызовы
президенту
В
.
В
.
Путину
,
в
настоящее
время
обретшему
колоссальный
объем
властных
полномочий
.
Вызовом
второго
срока
президента
Путина
может
стать
выбор
между
двумя
альтернативами
:
войти
в
историю
в
качестве
политического
лидера
,
осуществившего
модернизацию
страны
,
или
стать
победителем
конкурса
«
Наследник
»
в
номинации
«
Наследник
Ельцина
».
Примечания
1.
Подробнее
см
.:
Гаман
-
Голутвина
О
.
В
.
Политические
элиты
России
:
Вехи
исто
-
рической
эволюции
.
М
.:
Интеллект
, 1998.
2.
Ключевский
В
.
Русская
история
.
Полный
курс
лекций
в
трех
книгах
.
Кн
. 2. –
М
., 1993. –
С
. 579.
3.
Федотов
Г
.
Судьба
и
грехи
России
.
Т
. 2. –
СПб
., 1992. –
С
. 159.
4.
Соловь
¸
в
А
.
И
.
Культура
власти
российской
элиты
:
Искушение
конституциона
-
лизмом
//
Полис
. – 1999. –
¹
2 –
С
. 66–67.
5.
Аллилуева
С
.
Двадцать
писем
к
другу
.
М
., 1990. –
С
. 159.
6.
Грач
¸
в
А
.
Кремлевская
хроника
. –
М
., 1994. –
С
. 74.
Untitled-1
02.01.06, 16:30
87