Файл: L_I_PETRAZhITsKIJ_O_PRAVE_I_NRAVSTVENNOSTI_Yulia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 1415

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поведение людей может вызывать восторг или негодование у окружающих. Несправедливое поведение по отношению к кому-либо вызывает этическое порицание и негодование; воспоминание о собственном подобном поступке вызывает этические угрызения совести. Разделяя этические переживания на два класса - чисто императивные, нравственные, и императивно-атрибутивные (правовые) - и наблюдая, анализируя переживания справедливости, Петражицкий относит справедливость к правовым понятиям, так как она основывается на императивно-атрибутивных эмоциях, «здесь имеются и действуют императивно-атрибутивные эмоции, что соответствующее сознание представляется сознанием того, что от одних следует, причитается другим, а не сознанием одностороннего, чисто императивного долженствования; так что отнесение справедливости со стороны моралистов к нравственности, а равно противопоставление ее со стороны юристов праву, с точки зрения изложенных выше учений представляются неправильным и подлежащим исправлению путем классификационного перемещения справедливости из класса нравственности в класс права» (1;403).

Осуществляя деление права на позитивное и интуитивное и изучая переживание справедливости, легко констатировать, что речь здесь идет об интуитивно-правовых феноменах. Рассуждать приходится не о том, что полагается по законам, а о том, что кому полагается по совести, по независящим от внешних авторитетов убеждениям. В соответствии с этим законы, правовые обычаи подвергаются критике с точки зрения справедливости как некоего высшего критерия. Одни одобряются как соответствующие требованиям справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с негодованием как не соответствующие требованиям справедливости, а поэтому справедливость обозначает интуитивно-правовые нормы.

«Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни, психическое явление, и для научного, достоверного познания соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода, самонаблюдения и соединенного метода» (1;403). Применяя этот метод Л.И. Петражицкий считает, то мы имеем дело «не с переживаниями симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными суждениями и расчетами и т.д.» (1;403), а с принципиальными, нормативными переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия; здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения совести.


Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.

Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с точки зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с негодованием как несправедливые.

Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию, имеет различное содержание у разных классов людей и индивидов, обладает большей способностью приспособляемости к конкретным обстоятельствам, чем позитивное право, развивается постепенно и незаметно. Нормы справедливости представляются с наивно-проекционной точки зрения, вследствие независимости от местных законов, обычаев вечными, неизменными, имеющими всеобщее значение.



Политика права как особая отрасль правоведения


Л.И. Петражицкий ввел понятие «политика права», которое актуально и по сегодняшний день.

С точки зрения Л.И. Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права: «Философия права есть сложная дисциплина = высшая теория права + высшая телеология, высшая политика права» (1;509).

Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

Л.И. Петражицкий, говоря о политике права, рассматривает ее, прежде всего, с точки зрения выполнения ею двух основных задач, которые возлагаются на естественное право: 1) рациональное направление индивидуального и массового правового поведения к правовым идеалам. Но это может быть решено только путем предварительного решения второй задачи - 2) совершенствования человеческой психики, т.е. полного очищения психики человека от антисоциальных наклонностей и культивирования положительных социальных наклонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Л.И. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми. Поэтому главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу. «Надлежащее развитие сознание и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное, отношения к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту...). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания — «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».(1;132).


Так рассматривает Л.И. Петражицкий политику права, т.е. то, как право должно «осуществляться», что оно должно выполнять, в каком направлении действовать.

Цель политики права - служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путем научной, методической и систематической разработки существующих проблем. Политика права – условие гармоничного развития общества.

Основную задачу политики права правовед видел, прежде всего, в устранении «злокачественных» видов как интуитивного, так и позитивного права путем формирования «внешних авторитетов» - нормативных фактов: норм, видов социального поведения. Нормативные факты должны воздействовать на психику индивидов для создания в обществе желательной системы эмоций (права), вызывающих, в свою очередь, надлежащее поведение.

Чрезвычайно важна одна из проблем, поставленная Л.И. Петражицким при разработке идеи политики права - вопрос о правовом воспитании, о правовой педагогике. Л.И. Петражицкий выдвинул принцип целостного формирования личности начиная с детского возраста. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии... Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним» (1;132).

Л.И. Петражицкий уделяет чрезвычайно важную роль семье в области правового воспитания: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение» (1;94).

Воспитание посредством подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бы малая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем. «Если ребенок воспитывается в атмосфере произвола, хотя бы и очень благожелательного и милостивого, если ему не выделяется известная сфера прав (хотя бы скромного, детского характера), на незыблемость которых он может надеяться, то он не приучится строить и выполнять с уверенностью житейские планы. В частности, в экономической области не будет надлежащей уверенности, смелости и предприимчивости, а будет скорее апатия, действие на авось, ожидание благоприятных «случаев», помощи со стороны, милостей, подачек и т. п.».

Все сказанное о воспитании детей, Л.И. Петражицкий относит и к воспитанию народа, а также и к могучему средству этого воспитания - к политике права, к законодательной политике.

Таким образом, идея создания политики права в работе Л.И. Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Обоснование правовой политики как психологической и юридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи в развитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.



Заключение


Л.И. Петражицкий был одним из выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только в России, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.

Л.И. Петражицкий в своей «Теории права и государства в связи с теорией нравственности» осуществил попытку дать ценностное обоснование права с точки зрения нравственной позиции самого человека, его религиозных установок, обычаев, устойчивых социальных стереотипов поведения. Онтологическая основа права, по Л.И. Петражицкому, заключена не в области властеотношений, а в обществе, его настроениях, психологии в том числе. Общество, человек - и есть тот единственный барометр, который должен определять изменения в праве. Поэтому психологическая теория претендует на обоснование не одного из многих аспектов (сторон) права - «психологического», а самой сущности права, т. е. изначально является учением о бытии права. В современной науке, когда наблюдается стремление к интеграции правовых понятий, психологическая теория права применяется для обоснования моноправа (единого или органического права), а не многоаспектного, плюрального права.

Л.И. Петражицкий разработал и впервые ввел в научный оборот концепцию «политики права», которая сегодня используется многими авторами и развивается уже в новое качество «правовой политики». Политика права, по Л.И. Петражицкому, определяет место права в разрешении социальных конфликтов. Правовое регулирование выражается в выявлении противоречий (декларирование конфликта), формулировании различных интересов в правовых понятиях (и в этом смысле может способствовать развитию конфликтов), кодификации конфликтов (направлении их в правовое русло) и создании механизмов их разрешения (досудебные или в суде). Право, таким образом, может, как провоцировать конфликт, обнажая противоречия, так и способствовать его разрешению.

Сущность теории права Л.И. Петражицкого не ограничивается только правами человека, она содержит и нравственно - правовое обязывание каждого по отношению к другим лицам и к обществу в целом и заключается в том, что право, как мера свободы, с субъективной стороны определяется как нравственная (моральная) возможность что- либо делать или требовать.



Литература: Л.И. «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». - Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб.:

Издательство «Лань», 2000. - 608 с.