ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 3093

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимать решение могут как определенные индивиды (по­литики, государственные служащие), так и групповые субъекты (формальные и неформальные). И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.

Так, групповые решения, как правило, отличаются большей взве­шенностью, но одновременно и замедленностью реакции на про­блемную ситуацию, что особенно негативно сказывается в кризис­ных обстоятельствах. Для группового субъекта характерно также рас­средоточение ответственности, что, впрочем, с успехом использует­ся при принятии непопулярных решений. Специальные исследова­ния показывают, что управленческая группа должна отвечать соот­ветствующим количественным стандартам, нарушение которых чре­вато возникновением внутренних клик, соревнование которых мо­жет привести к устойчивому непринятию решений.

Отдельные же политики, неся персональную ответственность за принимаемые решения, способствуют росту целеустремлен­ности' в достижении целей. В то же время деятельность конкрет­ного человека всегда открывает больше возможностей для разно­образных теневых влияний на принимаемые им профессиональ­ные решения. Более того, отдельным политикам выгоднее зани­маться своим имиджем, лавированием между группами (с целью сохранить свое положение в структуре власти), нежели занимать­ся управленческой рутиной. Как отмечает Р. Вагнер, политики вообще больше склонны участвовать в распределительных про­цессах, а не принимать крупные политические решения, мало влияющие на их властный статус. При принятии конкретных политических решений у конкретного лица сильнее проявляется и противоречие между представительством и компетентностью.

В определенной степени различия в деятельности группового и индивидуального субъектов управления нивелируют структуры интеллектуальной поддержки (советники, помощники, консуль­танты), выполняющие научно-аналитические функции и способст­вующие принятию оптимальных решений.


М

Методы принятия решений


етоды принятия решений на данном этапе политического процесса зависят от специфики
решаемых задач и традиций, сложившихся в структурах управления. Как отмечал американский ученый Р. Говард, в политической жизни, как правило, решаются рисковые, вероятност­ные задачи, отличающиеся низкой просчитываемостью результатов и принимаемые в условиях социальной неопределенности. Несмот­ря на сложность такого рода задач, в истории длительное время гос­подствовал, по сути, один метод их решения метод прецедента. Но чаще политики шли путем проб и ошибок, полагаясь на свой здравый смысл, ум и интуицию. Конечно, ум и интуиция важны и сегодня, но интенсивность политических процессов, социальная цена ошибочных действий стимулируют субъектов власти руководство­ваться при принятии решений более надежной методикой.


Признанные авторитеты в области управления, в частности Ч. Линдблюм, считают, что в настоящее время существуют два ос­новных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений («метод ветвей»)142. Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, наиболее соответствующих поставленным це­лям. Это как бы идеальный план решения вопроса, результат «правильного мышления», предполагающий сбор всесторонней информации, минимизацию издержек при формулировке целей и выборе средств их реализации и т.д.

В то же время понятно, что на практике политики исходят не столько из оптимального, сколько из возможного образа действий. «Способность человека оперировать информацией гораздо меньше, чем требуется по этой модели <...> Вполне возможно, что каждый участник управленческого процесса <...> рационален в своей дея­тельности, однако при столкновении множества участников процес­са рациональность их коллективной деятельности при выработке решения становится призрачной»143. Иными словами, в практической политике правительство часто не следует логически предписанной схеме: постановка проблемы и ее решение. Реальные проблемы, тре­бующие политического вмешательства, зачастую возникают внезап­но, и правящие элиты вынуждены начинать действовать еще до того, как определят свои цели и предпочтения.

Таким образом, на практике более применим «метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управ­ленческую деятельность т.н. инкрементальных поправок (англ. increment приращение), дающих возможность реализовать час­тичные цели. Допуская даже действия, противоречащие общей стратегии управления, правящие элиты способны таким путем добиваться постепенного успеха в своей политике. Однако, избегая больших ошибок в управлении государством, элиты при такой тактике не могут обеспечить каких-либо крупных прорывов в по­литическом реформировании общества.

Учитывая плюсы и минусы того и другого методов принятия решений, ряд ученых, и в частности А. Этциони, настаивают на большей продуктивности т.н. смешанно-сканирующего метода, который предполагает, с одной стороны, широкий рациональ­ный взгляд на политические проблемы общества и выделение их общих, типических свойств, а с другой использование пред­ставлений, раскрывающих глубинные основы противоречий, для разработки какой-то одной проблемы, возникшей в конкретной обстановке. Последовательно применяя общетеоретические, ра­циональные знания для урегулирования конкретных вопросов, и можно достичь эффективного политического управления.


Н

Этап реализации

управленческих решений


а этом этапе центры власти вопло­щают в жизнь принятые ими решения. В целом этот этап характеризуется на­растанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть тем не менее в той или иной степени приняты ими для исполнения. При этом противодей­ствие властям будут оказывать не только оппозиция, но зачастую даже нижестоящие органы власти, стремящиеся приспособить при­нимаемые наверху решения для защиты своих нужд и интересов. Существенно и то, что реализация решений резко повышает роль исполнительных органов, а это может провоцировать их на пре­вышение своих полномочий и даже нарушение законов.


Органам, реализующим решения, необходимо «знать, когда начинать, что предложить, как действовать», чтобы достигнуть необходимого политического согласия вокруг сформулированных целей144. Все предлагаемые решения должны быть как минимум обле­чены в директивную и правомочную (узаконенную) форму. Они также должны предусматривать ответственность конкретных лиц за испол­нение (неисполнение) решений и обладать определенной адресностью (т.е. быть сориентированы на исполнение либо всеми группами, либо отдельными слоями населения, конкретными лицами и т.д.). В соответствии с этим решения следует облекать в определенные формы выражения (например они должны быть выдержаны в мо­ральных терминах, т.е. содержать призывы к гражданским чувст­вам, предполагать самопожертвование и проч.).

Воплощению управленческого замысла способствуют и опре­деление властями общей стратегии, выбор ими характера дейст­вий (т.е. настроенности на конфликт или сотрудничество, приме­нение насильственных или консенсусных методов, использование средств политического торга или прямого давления, манипулиро­вание, обман общественного мнения и т.д.). Выбор стратегии дол­жен опираться на рациональную оценку собственных ресурсов, их достаточности для осуществления намеченной линии поведения, реализации того, что желательно, или того, что достижимо на деле. Необходимо правильно оценить и возможную степень сопротив­ления принятым решениям; на случай неудачных действий прави­тельство должно выработать планы, способные сохранить его ста­тус и не вызвать дестабилизации системы правления; иметь вари­анты перехода на резервную систему принятия решений при из­менении ситуации. Условиями реализации гибкой политической стратегии и технологии использования ресурсов являются интен­сивный сбор информации о первых результатах в достижении це­лей, отслеживание промежуточных результатов, корректировка принятых решений при выявлении расхождения целей и средств их достижения.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демо­кратизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы власт­ного регулирования, характер взаимоотношений властей и насе­ления, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения власт­ных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мне­нию, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реа­лизация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты во главе обществен­ного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом праблении. Но популистские меры могут выступать со­ставной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.


Отличительная черта элитизма курс на предотвращение сколь­ко-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посред­нических форм взаимодействия с электоратом, усечение полити­ческого информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах.

При консервативной политике в деятельности властей домини­рует установка на сохранение структуры и функций государствен­ных органов власти, традиционных форм и методов политическо­го регулирования. Такие методы управления характерны для ста­бильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патри­отические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революциони­зировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические пос­ледствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни насе­ления. Насилие основной метод управления революционных режимов неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобаль­ных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культи­вируя атмосферу взаимоответственных отношений между ря­довыми гражданами и элитой, демократическая политика до­бивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с влас­тями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет меха­низмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Умение использовать основные требования теории принятия решений приобретает особую значимость в периоды интенсив­ных изменений политических систем, их трансформации и мо­дернизации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции политической жизни и испытанные мето­ды управления государством и обществом.


Глава 22

ВЫБОРЫ


§ 1. Роль выборов в демократической политической системе


В

Понятие выборов и их место

в демократическом государстве


ыборы
важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных общест­вах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.


Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не­равноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в по­литических системах, базирующихся на прямых формах демокра­тии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства силь­но ограничены, что снижает и политическую значимость самих вы­боров. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления боль­шинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Выборы достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, пред­ставительные, а часто и исполнительные органы субъектов феде­рации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года выборы в палату представителейнижнюю палату конгресса. В эти же сроки раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верх­ней палаты конгресса сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генераль­ные прокуроры и другие должностные лица, на местном уров­не мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, кон­стебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных доброволь­ных ассоциациях. Многообразие электоральных форм откры­вает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государ­ственные и общественные дела.