ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2020

Просмотров: 727

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности и различия:
Существует ряд отличий между данными группами нотариусов. В государственных конторах цены на оказываемые услуги регулируются правительством и являются более низкими. Учитывая одинаковый перечень услуг, низкие цены обеспечивают некоторое преимущество для государственных нотариусов. Они являются более предпочтительным выбором для тех, кто старается сэкономить на данных услугах.

Следствием данного преимущества является и определенный недостаток. Более низкие цены привлекают значительное число клиентов, поэтому в государственных конторах могут существовать очереди. Если основным приоритетом является скорость оформления операции, лучше выбрать частного нотариуса. Несмотря на более высокую стоимость услуг, данные специалисты являются представителями типичной рыночной экономики. Для них основным приоритетом выступает более качественное удовлетворение потребностей клиента, поэтому работать с ними значительно комфортнее. Частный нотариус является бизнесменом, который заинтересован в увеличении количества своих клиентов, что отличает его от представителей государственных контор, которые привыкли относиться к клиентам, как и другие представители госструктур.

Выбор нотариуса зависит от приоритетов клиента. Государственные юристы позволяют решить вопрос за меньшие деньги, но при этом придется потратить значительно больше времени.


10.Лица, совершающие нотариальные действия, и их компетенция. Лица, совершающие действия, приравненные к нотариальным.

Согласно ст.1 Основ законодательства о нотариате нотариальные действия вправе осуществлять нотариусы, а также должностные лица органов исполнительной власти, наделенные таким и полномочиями, но только в случае отсутствия нотариуса в населенном пункте. За пределами Российской Федерации такие функции от имени Российской Федерации исполняют должностные лица консульских учреждений, уполномоченные на совершение таких действий. Нотариусы вправе:

удостоверять сделки;

выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

налагать и снимать запрещения отчуждения имущества;

свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

свидетельствовать подлинность подписи на документах;

свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;

удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверять время предъявления документов;

передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

совершать исполнительные надписи;

совершать протесты векселей;


предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков;

принимать на хранение документы;

совершать морские протесты;

обеспечивать доказательства, выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти. Нотариальные действия совершаются должностными лицами органов исполнительной власти, их компетенция уже, чем у нотариусов. Согласно ст. 37 Основ должностными лицами органов исполнительной власти совершаются: удостоверяют завещания; удостоверяют доверенности; принимают меры к охране наследственного имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Перечень не носит исчерпывающий характер, законодательными актами РФ на указанных лиц могут быть возложены иные полномочия в области нотариата. Согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19.03.96 г. совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий - органы юстиции субъектов РФ. В работе должностных лиц сохраняется принцип сохранения тайны нотариальных действий, в том числе и после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершенным нотариальным действием.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами: Конституции РФ, Конституциями или уставами субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законами и нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Разрешается отложить\отказать в совершении нотариальных действий, если:

- совершение такого действия противоречит закону;

- действие подлежит совершению должностным лицом другого органа государственной власти или нотариусом;

- сделка не соответствует требованиям закона;

-документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;

- с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.


Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства. Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, который ведется в соответствии с инструкцией по делопроизводству в нотариальных конторах. На документы должна проставляться печать с наименованием государственного органа власти и изображением Государственного герба РФ.

В соответствии со статьей 38 Основ должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Компетенция должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации по совершению нотариальных действий имеет существенные отличия от компетенции нотариусов. В компетенцию уполномоченных консульских работников не входит удостоверение договоров об отчуждении и залоге имущества, находящегося в Российской Федерации, не передают заявлений граждан и организаций, не удостоверяют неоплату чеков, не совершают протестов векселей. Нотариальные действия, совершаемые в консульствах, регулируются Консульским уставом. Содержание нотариальных функций консульских учреждений зависит, в частности, от норм консульских конвенций, заключаемых и заключенных Российской Федерацией с другими государствами.



11.Компетенция органов юстиции в сфере нотариата.

Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов РФ наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Часть этих полномочий делегирована только Министерству юстиции РФ, часть — органам юстиции субъектов. Многими же полномочиями органы юстиции обладают совместно с нотариальными палатами.


Так, все нотариусы независимо от того, будут ли они работать в государственной нотариальной конторе или в частной, наделяются полномочиями заниматься нотариальной деятельностью Министерством юстиции РФ, или по его поручению органом юстиции субъекта РФ.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате Министерство юстиции РФ:

  • определяет порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (ч. 3 ст. 3);

  • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст. 1);

  • устанавливает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (ст. 51);

  • устанавливает порядок определения места совершения нотариального действия, когда оно должно быть выполнено в определенной нотариальной конторе, но нотариус этой конторы ограничен в праве совершения данного нотариального действия в соответствии с ч. 1 ст. 47 Основ законодательства о нотариате (ч. 2 ст. 47);

  • определяет порядок совершения нотариусом нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, но относящегося по международному договору к компетенции российского нотариуса (ч. 2 ст. 109).

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ:

  • утверждает правила нотариального делопроизводства (ч. 1 ст. 9);

  • определяет порядок проведения конкурса на занятие должности нотариуса (ч. 3 ст. 12);

  • определяет порядок прохождения стажировки (ч. 2 ст. 2);

  • утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ч. 6 ст. 4).

Органы юстиции субъектов Российской Федерации наделены полномочиями назначать работников на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ч. 1 ст. 19 Основ), а также осуществлять контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства (ч. 2 ст. 9) и профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ч. 1 ст. 34).

Орган, юстиции субъекта РФ, в котором есть нотариусы, занимающиеся частной практикой, совместно с нотариальной палатой:

  • осуществляет контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой (ч. 2 ст. 9);

  • определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12);

  • учреждает и ликвидирует должность нотариуса в нотариальном округе (ч. 1 ст. 12);

  • наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ч. 2 ст. 20).

Кроме того, орган юстиции и нотариальная палата принимают совместные решения по вопросам:

  • сокращения срока стажировки у нотариуса от одного года до шести месяцев (ч. 2 ст. 2) для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

  • передачи документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу (ч. 6 ст. 12);

  • изменения территории деятельности нотариуса (ч. 3 ст. 13).


В нотариальном округе, где нет государственной нотариальной конторы, орган юстиции совместно с нотариальной палатой поручает одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, выдавать свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившему супругу, свидетельства о праве собственности умершего супруга в общем имуществе, зарегистрированном за пережившим супругом, а также принимать меры к охране наследственного имущества. По данному вопросу принимается совместное решение органа юстиции и нотариальной палаты.



12.Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата как органы нотариального самоуправления, их структура и полномочия.

Организация и деятельность Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ обозначены в гл. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 24–32).

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты: осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Высший орган Федеральной нотариальной палаты – собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.