ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2020
Просмотров: 812
Скачиваний: 1
Что касается частных нотариусов, то наличие публично-правовых элементов в их деятельности не означает, что частный нотариат является полностью публично-правовым институтом.
Таким образом: - нотариат не является полностью публично-правовым институтом. Деятельность нотариуса носит как публично-правовой, так и частно-правовой характер; - от имени государства вправе выступать только нотариусы, состоящие на государственной службе (государственные нотариусы), должностные лица государственных органов, уполномоченные законом на выполнение нотариальных действий. Частные нотариусы не вправе выступать от имени государства.
77.Почему на печати частного нотариуса отсутствует государственный герб РК? Обоснуйте ответ.
Деятельность государственных нотариусов, а также иных государственных служащих, уполномоченных законом на совершение нотариальных действий, носит публично-правовой характер в пределах, установленных законодательством.
Что касается частных нотариусов, то наличие публично-правовых элементов в их деятельности не означает, что частный нотариат является полностью публично-правовым институтом. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 14 июля 1997 года N 155-I " О нотариате " организационная форма деятельности частных нотариусов не приравнивается к предпринимательской (коммерческой) деятельности. Однако, исходя из личной (имущественной) ответственности частного нотариуса в пределах имущества и средств, принадлежащих ему на праве частной собственности, занятия деятельностью под своим именем, нахождения в конкурентной среде, основанной на равенстве участников имущественных отношений, и того, что он образуется на добровольных началах, действия частного нотариуса следует признать носящими как публично-правовой, так и частно-правовой характер.
Оказывая гарантированную пунктом 3 статьи 13 Конституции квалифицированную юридическую помощь, нотариус не вправе использовать принудительные меры воздействия в случае обнаружения им нарушения закона, а также применять такие присущие государству методы правового регулирования как обязывание и запрещение. Исполнение актов нотариусов, в том числе, путем применения принудительных механизмов обеспечивается государством.
В соответствии со статьей 9 Конституции Республики порядок официального использования государственных символов устанавливается конституционным законом.
Круг лиц, наделенных правом помещения на печатях изображения Государственного герба Республики Казахстан, определен статьей 8 Конституционного закона Республики Казахстан от 24 января 1996 года N 2797 "О государственных символах Республики Казахстан".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
- нотариат не является полностью публично-правовым институтом. Деятельность нотариуса носит как публично-правовой, так и частно-правовой характер;
- от имени государства вправе выступать только нотариусы, состоящие на государственной службе (государственные нотариусы), должностные лица государственных органов, уполномоченные законом на выполнение нотариальных действий. Частные нотариусы не вправе выступать от имени государства.
-определение порядка официального использования Государственного герба Республики Казахстан относится к компетенции законодателя и устанавливается конституционным законом.
78.Какие проблемы и особенности лицензирования Вы можете назвать? Почему? Обоснуйте ответ.
Лицензирование нотариальной деятельности осуществляется Комитетом по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан.
Совершение нотариальных действий лицами, не имеющими лицензии, с нарушением иных требований законодательства о нотариате и получение дохода от этих действий влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью (далее - лицензия) выдается лицу, желающему заниматься нотариальной деятельностью, отвечающему установленным квалификационным требованиям.
Лицензия выдается следующим категориям лиц:
1. Прошедшим стажировку у нотариуса и прошедшим аттестацию в Комиссии.
2. Сдавшим квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан или в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан;
3. Постоянным судьям и лицам, работавшим постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей;
4. Государственным нотариусам.
Лицензия является генеральной и выдается заявителю без ограничения срока.
Лицензия выдается лицензиаром не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявления с соответствующими документами.
Лицензиар ведет Государственный реестр лицензий нотариусов и публикует в ведомственном печатном органе сведения о лицензиатах и выданных им лицензиях, а также сведения о лишении, прекращении, приостановлении и восстановлении действия лицензий.
Если говорить о проблемах лицензирования в РК, на данный момент существуют несколько серьезных проблем получения и использования в работе лицензий, а также их последующее продление, переоформление, отзыв и т.д.
Вот некоторые из них:
-
в большинстве случаев, для получения лицензии необходимо предоставление большого количества документов, помимо основного перечня документов
-
кроме основных документов, часто необходимы документы из других органов, ведомств, организаций, которые получить часто не менее сложно.
-
во многих случаях получить лицензию можно только в областном центре, что многим жителям других городов и районов не удобно
-
во-многих случаях, уполномоченный орган по выдаче лицензий, не может сам определить: можно давать лицензию или нет. В этом случае возможно приходится обращаться в вышестоящий орган.
-
предприниматели не могут использовать специальные налоговые режимы при лицензируемой деятельности, при этом сами Налоговые органы не могут определить является ли Ваша деятельность лицензируемой.
79.Можно ли отнести систему нотариата РК к латинскому нотариату? Обоснуйте ответ.
Традиционным (классическим) типом нотариата является латинская его модель, называемая Латинским нотариатом.
Латинский нотариат не является частью административной системы, а осуществляет охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц по особому полномочию государства. Юридические гарантии и безопасность, предоставляемые нотариальными процедурами, не являются лишними формальностями и барьерами в гражданском и коммерческом обороте, а наоборот, делают эти отношения защищенными и предсказуемыми.
Казахстан является членом Союза Латинского нотариата и считается, что отечественный институт нотариата основан на вышеназванной классической модели.
Для анализирования поставленного вопроса хотелось бы рассмотреть принципы Латинского нотариата:
-Нотариус действует от имени государства, но подчиняется только закону;
-Функция латинского нотариата - государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих;
-Нотариус обеспечивает беспристрастную квалифицированную юридическую помощь;
законность, равную справедливость и публичную достоверность частных актов;
-Акты нотариуса имеют особую доказательственную, а зачастую и исполнительную силу ;
-Деятельность нотариуса находится в сфере бесспорной юрисдикции, при этом способствуя
предупреждению споров и конфликтов;
-Как советник, нотариус выявляет подлинную волю обратившегося (либо сторон) и облекает ее в эталонно-квалифицированный юридический акт;
-Нотариус обязан быть членом централизованной организации - нотариальной палаты; численность должностей нотариусов квотируется;
-Нотариус несет полную имущественную ответственность за профессиональные ошибки;
-Нотариус обязан застраховать профессиональные риски;
-Нотариус жестко связан не только законом, но и нормами профессиональной этики.
Таким образом, с точки зрения Латинского нотариата, смешиваются интересы государства и частного предпринимателя. Институт Латинского нотариата предполагает кардинальное расширение полномочий частных нотариусов и повышение их статуса до уровня государственных служащих и судей, исходя из принципа, что нотариус является должностным государственным служащим, выполняющим государственные функции, имеющим право использования государственной символики, но находящийся на самофинансировании. В нашей стране у частных нотариусов таких широких полномочий не имеется, однако, я считаю, что возможно со временем данный вопрос разрешится, и институт нотариата в нашем государстве будет полностью соответствовать классической латинской модели нотариата. В частности, предполагается, что частные лица и организации должны обращаться к услугам нотариусов во всех случаях возникновения хозяйственных отношений и изменений прав на недвижимость и другие материальные ценности, создания новых предприятий, заверения их устава, заключения сделок и другое, при этом проверку правоспособности сторон должен осуществлять сам нотариус. Решения нотариусов должны рассматриваться на уровне решений судей.
-
Проблемы реформирования законодательства о нотариате. Проанализируйте законодательство РК.
Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.
Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.
На сегодняшний день усиливаются меры, предъявляемые к профессиональным знаниям и опыту претендента на право занятия нотариальной деятельностью. Предусмотрены положения, при которых лицо не может быть нотариусом. Уточняются положения органов юстиции и нотариальных палат. Расширяются основания для приостановления, отзыва и прекращения действии лицензии нотариуса дискуссии вызывают следующие позиции: считать ли нотариальную деятельность предпринимательством; квалификационные требования для стажеров,; частота прохождения аттестации в Аттестационной комиссии юстиции; требование о том, чтобы нотариус не занимался другой предпринимательской деятельностью. Данные вопросы находятся на стадии расмотрения. Также существуют такие предложения, что для совершенствования данной деятельности необходимо внедрить традиционные для всего мира элементы частного нотариата - изображения государственных символов на личных печатях нотариусов, гарантирующий фиксированные цены государственный тариф стоимости услуг и независимую самоорганизацию в территориальные и республиканские нотариальные палаты.
82.Проблемы вступления РК в членство Международного Союза нотариата.
Международный союз нотариата Основан в 1948 году с наименованием Международный союз латинского нотариата как международное объединение национальных нотариатов. В 2005 году на ежегодной Ассамблее принято решение о переименовании Союза в Международный союз нотариата (МСН).
МСН
создан в целях:
•
Представительства нотариата в
международных организациях;
•
Сотрудничества с национальными, в том
числе нотариальными, организациями;
•
Изучения и усовершенствования права в
области нотариальной деятельности;
•
Распространения принципов Латинского
нотариата;
•
Организации международных конгрессов.
Как нам известно, Казахстан подал заявку на вступление в Международный союз нотариата. Делегация Международного союза нотариата прибыла в Казахстан для ознакомления с состоянием нотариальной системы Казахстана. По результатам проведенной экспертизы организация рассмотрела соответствие казахстанского нотариата международным стандартам и вступление Казахстана в состав союза. Вступление Казахстана в союз позволит отечественным нотариусам участвовать в международных коллегиях, обмениваться профессиональным опытом, а нотариальные акты, выданные в Казахстане, станут признаны за рубежом. Однако по результатам проверки президент комиссии по международному сотрудничеству Международного союза нотариата Мишель Мерлотти высказал свое мнение о том, нам необходимо Ограничить количество нотариусов в Казахстане и поднять уровень их подготовки. Комиссия была неприятно удивлена возросшим количеством нотариусов в Казахстане. Она посчитатла, что в какое-то время произошло смешение профессии нотариуса, который является лицом, представляющим государство, и бизнеса.
Как отметил Мерлотти, профессия нотариуса в Казахстане стала "резко доступной" для неограниченного количества людей.
«В скором времени государство может потерять контроль над представителями данной профессии. За один год количество нотариусов в Казахстане возросло на 37 %. Само по себе это, может быть, и неплохо, но все это должно было быть осуществлено с учетом экономического положения, количества населения и совершаемых сделок. для решения этой проблемы необходимо поднять уровень образования нотариусов. Также нотариусам самим следует систематически повышать свою квалификацию.
На данный момент, по мнению специалистов,планки образования нотариусов в Казахстане достаточно низкие. Необходимо ужесточить саму экзаменационную процедуру, чтобы только самые лучшие юристы могли становиться нотариусами. Возможно некоторые нотариусы, которые считают, что это только бизнес, откажутся от деятельности в данной области. Нотариус хоть и осуществляет частную практику, все же является и официальным лицом