ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2020

Просмотров: 790

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РК. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.

Поэтому их деятельность тесно соприкасается - суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд; руководствуются нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на предупреждение гражданских нарушений в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.


















63.Проблемы взаимоотношений нотариата и органов юстиции? Раскройте свою точку зрения.

Взаимосвязь нотариата с каждой из ветвей власти различна и имеет свою специфику, обуславливающую особенности нотариата. Любой правовой институт, и нотариат в данном случае не составляет исключения, занимая определенное место в системе государственного управления, каким- то образом соотносится с каждой из ветвей власти: законодательной,

исполнительной, судебной.

Углубленными и развернутыми являются отношения нотариата с исполнительной властью, которой свойственна правоохранительная функция. Здесь, прежде всего, следует выделить органы юстиции, роль и значение которых, во взаимоотношениях с нотариатом чрезвычайно велики, многообразны, имеют многочисленные проявления и формы. Во многом такой характер взаимосвязей органов юстиции с нотариатом обусловлен самой спецификой природы органов юстиции, их функциями, местом и ролью в правоохранительной системе РК.

Органы юстиции в зависимости от их правового положения и полномочий в сфере исполнительной деятельности можно условно разделить на две группы:

-субъекты управления в области юстиции, т.е. органы, осуществляющие названную деятельность в отношении подведомственных им органов и организаций;

-органы юстиции, полномочия которых ограничиваются выполнением определенных функций и которые сами являются объектами управления.

Существенной особенностью природы и характера нотариальных органов является то, что государственные нотариальные конторы, которые согласно вышеприведенным классификациям сами могут быть отнесены к числу органов юстиции, являются одновременно объектами управления в области юстиции и осуществляют определенные, достаточно объемные, значительные исполнительно-распорядительные функции и полномочия.


В силу данного фундаментального обстоятельства взаимоотношения и взаимодействие органов юстиции и нотариата (нотариальных органов) носят глубокий и многогранный характер. Взаимосвязь нотариата с деятельностью исполнительной власти и ее органов, в первую очередь органов юстиции, находит свое проявление в том, что через органы юстиции государство направляет деятельность нотариальных органов с целью оптимального достижения результатов по правовому «обслуживанию» интересов общества.

Исходя из норм и предписаний Основ законодательства РК о нотариате, других нормативно-правовых актов, можно выделить такое характерное с точки зрения взаимоотношений органов юстиции с нотариатом явление, как осуществление названными органами руководства и управления организацией и деятельностью нотариата.

Условно эти полномочия могут быть сгруппированы следующим образом: контроль за профессионатьной деятельностью государственных нотариусов; ведение реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; определение порядка прохождения стажировки будущих нотариусов; решение вопроса о сокращении срока стажировки; выдача лицензий на право занятия нотариальной деятельностью; определение порядка выдачи лицензий и т.д.















64.Проблемы архивирования нотариальных документов.

Нотариальные документы и свидетельства, договоры и другие документы, на основании которых они совершены, а также реестры и книги учета хранятся в нотариальной конторе в условиях, обеспечивающих их сохранность.

По окончании года нотариусом производится подготовка дел для архивного хранения: уточняется систематизация документов в делах, производится оформление дел, дела постоянного и долговременного хранения заключаются в твердую обложку, документы перекладываются в хронологическом порядке и прошиваются. Листы дел нумеруются.

В случае сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, его архив передается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты другому нотариусу. О передаче архива составляется соответствующий акт, утверждаемый органом юстиции и нотариальной палатой.

Что касается проблем архивирования нотариальных документов, то это в большей степени затрагивает институт частного нотариата.

В настоящее время осуществляется сдача нотариальных документов постоянного и временного хранения, образованных в результате деятельности частнопрактикующих нотариусов, в частные нотариальные архивы.

Вместе с тем, создание и функционирование частных нотариальных архивов на практике сопряжено с рядом проблем. Так, в соответствии со ст. 29-1 Закона РК «О нотариате» частный нотариальный архив является филиалом территориальной нотариальной палаты. Согласно пп. 1, 3, ст. 43 ГК РК, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.


Все расходы по содержанию частных архивов должны производиться за счет средств соответствующих территориальных нотариальных палат. Однако из-за отсутствия необходимых денежных средств нотариальные палаты, как правило, не имеют возможности содержать обособленные помещения, специально оборудованные для хранения архивов.

Следует учесть также, что ежегодная сдача нотариальных документов частных нотариусов в архивы территориальных палат вызывает как для нотариусов, так и для населения затруднения, связанные с отдаленностью многих районов от областных центров.

К настоящему времени частными нотариальными архивами накоплен значительный объем нотариальных документов. Общий объем завершенных делопроизводством нарядов действующих частных нотариусов постоянного и временного хранения и нарядов по личному составу в территориальных нотариальных палатах и частных нотариальных архивах на сегодня составляет около полумиллиона единиц (томов). Однако в силу вышеуказанных причин частные нотариальные архивы на практике не могут обеспечить не только предусмотренные законодательством условия хранения документов, но и их сохранность.

В то же время нотариальные документы имеют важнейшее юридическое значение и длительное практическое применение.


















65.Место и роль нотариуса в правовой системе Казахстана? Раскройте свою точку зрения.

Институт нотариата в правовом государстве играет большую роль и в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам, и в обеспечении их правовой безопасности, и в предотвращении споров между участниками договорных отношений.

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.


Таким образом, статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности, огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. В то же время характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно.























66.Проанализируйте проблемы нормативного регулирования правового статуса нотариуса РК?

Нотариус в РК – лицо, выполняющее в соответствии с законодательством нотариальные действия, осуществляет свои полномочия в рамках государственных нотариальных контор, либо как частнопрактикующий нотариус.

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

Таким образом, статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности, огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. В то же время характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно.
























67.Существует ли реальное равенство государственных и частных нотариусов? Обоснуйте свою точку зрения.

Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса сроком не менее одного года, аттестацию в аттестационной комиссии юстиции и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Государственным нотариусом является административный государственный служащий, занимающий должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

На государственного нотариуса распространяются требования, указанные в статье 6 Закона «О нотариате», за исключением получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.

Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

Таким образом, анализируя законодательство, можно сказать, что в основном сфера полномочий и частного нотариуса, и государственного – одна и та же.

Так, частный нотариус, как и государственный, совершает положенные нотариальные процедуры также от имени государства. По степени своей компетенции он ничем не уступает государственному специалисту. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Однако если говорить о реальном равенстве государственных и частных нотариусов, то хочется отметить некоторые следующие моменты: нотариальное удостоверение сделки путем обращения к частному нотариусу, как правило, происходит гораздо быстрее, а иногда и качественнее, чем в случае обращения к государственному нотариусу, в связи с огромной нагрузкой последнего и отсутствием необходимого времени на внимательное обслуживание каждого клиента. Что немаловажно, услуги специалистов платные и в частных конторах и в государственных.

Также существуют и некоторые законодательные ограничения для нотариусов, занимающихся частной практикой, так на основании подпункта 7-1 статьи 32 Закона «О нотариате» Министерство утверждает число нотариусов по каждому нотариальному округу. То есть фактически, если в данном нотариальном округе нет свободной вакансии, гражданин, имеющий лицензию, не может быть нотариусом, что влечет ограничение права, представляемого лицензией. Встают два аспекта вопроса: лицензия и ограничение численности — не совместимы законодательно; возможен вариант: либо изменение разрешительной системы осуществления нотариальной деятельности, либо снятие ограничения по численности. Думается, снятие ограничений по численности нотариусов, безусловно, предоставит лицам, имеющим лицензию, возможность воспользоваться своими правами.на основании подпункта 7-1 статьи 32 министерство утверждает число нотариусов по каждому нотариальному округу.