ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное
море. Понятие мирного прохода дано в статье 19 Конвенции 1982 г.

Прибрежное государство не должно препятствовать мирному про-

ходу иностранных судов и кораблей через территориальное море,

за исключением случаев, когда оно действует так в соответствии с

Конвенцией 1982 г. Необходимо также представлять себе правовой

режим прилежащей зоны, обязанности иностранных судов и права

прибрежного государства.

В проливах, используемых для международного судоходства между

одной частью открытого моря или исключительной экономической
зоны и другой частью открытого моря или исключительной эконо-
мической зоны, все суда и летательные аппараты пользуются правом

транзитного прохода.

Студент должен четко представлять, что в соответствии с частью

V Конвенции 1982 г. каждое государство вправе устанавливать ис-

ключительную экономическую зону шириной в 200 морских миль,
отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря. Прибрежное государство в своей исклю-
чительной экономической зоне имеет суверенные права в целях
разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых,
так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне

и в его недрах. Прибрежное государство в исключительной эконо-
мической зоне имеет юрисдикцию в отношении создания и исполь-
зования искусственных островов, установок и сооружений, морских
научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Ино-
странные мореплаватели пользуются здесь свободами судоходства,
прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободой полетов

в воздушном пространстве над ним и исключительной экономи-

ческой зоной.

По Конвенции 1982 г. континентальный шельф прибрежного го-

сударства включает в себя морское дно и недра подводных районов,

простирающихся за пределы его территориального моря на всем
протяжении естественного продолжения его сухопутной территории

до внешней границы подводной окраины материка или на рассто-

яние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной


background image

окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя
граница континентального шельфа не должна выходить за преде-

лы 350 морских миль от исходных

 от которых отмеряется

ширина территориального моря, или далее 100 морских миль от
изобаты 2500 м.

Согласно статье 87

 1982 г., свобода открытого моря

включает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать
подводные кабели и

 свободу возводить искусственные

острова и другие установки, свободу рыболовства и свободу научных
исследований. Все государства осуществляют эти свободы, должным
образом учитывая

 других государств в пользова-

нии свободой открытого моря, а также должным образом учитывая
права, предусмотренные Конвенцией в отношении деятельности в

Международном районе морского дна.

Согласно статье 136 Конвенции 1982 г., Международный район

морского дна расположен за пределами континентального шельфа
и является

 наследием человечества. Ни одно государство не

может претендовать на суверенитет или суверенные права указанных

районов и их ресурсов.

Нужно уяснить, что любая хозяйственная деятельность в Между-

народном районе морского дна осуществляется на благо всего чело-
вечества, независимо от географического положения государств, как

прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом
интересов и нужд развивающихся государств и народов.

Российская Федерация в 1996 г. присоединилась к Конвенции 1982 г.

и приняла три освещенных ниже федеральных закона об имплемента-
ции основных положений данной Конвенции. Студент должен знать
соответствующие законы.

30 ноября 1995 г. Государственная Дума Федерального Собрания

Российской Федерации приняла Федеральный закон «О континен-

 шельфе Российской Федерации».

 закон определяет

статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию

Российской Федерации на ее континентальном шельфе и порядок
их осуществления в

 с Конституцией России, общепри-

знанными принципами и нормами международного права и между-

народными договорами Российской Федерации


background image

В статье 5 Закона определены права России на континентальный

шельф, а в статье 6 — компетенция федеральных органов государ-
ственной власти на шельфе.

В законе подробно регламентируются вопросы изучения, разведки и

разработки минеральных и живых ресурсов шельфа, а также зашита и
сохранение его ресурсов, захоронение отходов и других материалов.

Охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ре-

сурсов осуществляется федеральным органом по пограничной службе,
федеральным органом по геологии и использованию недр, федераль-
ным органом государственного горного надзора.

В июле 1998 г. Государственная Дума Федерального Собрания Рос-

сийской Федерации приняла Федеральный закон «О внутренних мор-
ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации».

Внутренние воды Российской Федерации — это воды, располо-

женные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется

ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние
морские воды являются составной частью территории России. В первой
статье Закона дан перечень территорий, относящихся к внутренним
морским водам.

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к

сухопутной территории или к внутренним морским водам морской
пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от соответствующих
исходных линий. Внешняя граница территориального моря — го-
сударственная граница России. В данном Законе регламентирован
режим морских научных исследований, определены меры по защите
и сохранению морской среды и природных ресурсов.

17 декабря 1998 г. Государственная Дума Федерального Собрания

Российской Федерации приняла Федеральный закон «Об исключи-

тельной экономической зоне Российской Федерации».

Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это

морской район, находящийся за пределами территориального моря

России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установ-

ленным указанным Законом, международными договорами России и

нормами международного права. Это определение исключительной
экономической зоны применяется также ко всем островам России.

108


background image

за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жиз-

ни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной

деятельности.

Статья 5 Закона определяет права России в исключительной эко-

номической зоне, а также права и обязанности других государств в
этой зоне. Глава 2 закона посвящена проблемам рационального ис-
пользования и сохранения живых ресурсов, а глава 3 — разведке и
разработке неживых ресурсов.

Охрану исключительной экономической зоны России, ее живых и

неживых ресурсов осуществляют федеральные органы Российской
Федерации.

Тема 20. Международное воздушное право

В основу данной отрасли международного права положены принци-

пы полного и исключительного суверенитета государства над его тер-

риторией, свободы полетов в международном воздушном пространстве
и обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Пересечение иностранным летательным аппаратом государствен-

ной границы какой-либо страны возможно только по получении от ее
компетентных властей разрешения. В противном случае к указанному
объекту допустимо применение принудительных мер в соответствии
с национальным законодательством этого государства.

При нахождении в воздушном пространстве иностранного госу-

дарства воздушное судно должно соблюдать все требования, предъ-

являемые к судну, его экипажу, пассажирам и грузу. Это касается
порядка прибытия, пребывания и отправления судна, выполнения
требований в части паспортного, таможенного, иммиграционного,

валютного, санитарного, карантинного и других видов контроля.

На борту воздушного судна должны быть необходимые документы,

включая регистрационное свидетельство, удостоверение о его год-
ности к полетам, квалификационные свидетельства членов экипажа,

бортовой журнал, список пассажиров и другие.

В целях обеспечения эффективной и взаимовыгодной коммерче-

ской деятельности гражданской авиации государства договариваются
о предоставлении воздушным судам следующих «свобод воздуха»:

109


background image

права на беспосадочный транзит над своей территорией, на транзит с
посадкой в некоммерческих целях, с посадкой для высадки и разгруз-
ки, а также посадки погрузки, на

 всех видов перевозок

между третьими странами, а также между пунктами одной и той же

договаривающейся стороны.

Технико-эксплуатационные условия,

 стандарты и пра-

вила коммерческого воздухоплавания устанавливают международные
межгосударственные организации, в том числе

 — Междуна-

родная организация гражданской авиации.

Тема 21. Международное космическое право

Международное космическое право — сравнительно новая отрасль

международного права. Ее особенности состоят в том, что она, во-

первых, возникла в правовом поле, сцементированном основными
принципами международного права, а во-вторых, данная отрасль не

следовала за практикой, как другие отрасли, а опережала ее.

Международное космическое право регулирует отношения, связан-

ные с территорией, являющейся общим достоянием человечества. Это

также определяет специфику отрасли, в частности, институт специ-
альных принципов, которые запрещают национальное присвоение

космоса, требуют его использования и исследования с учетом требо-
ваний основных принципов международного права и на благо всего
человечества, без дискриминации государств, еще не приступивших
к космической деятельности.

Объектом отрасли является сам космос — космическое простран-

ство, естественные и искусственные небесные тела, процессы, а также
отношения государств и других субъектов международного права в
связи с исследованием и использованием космоса, спасанием и воз-

вращением космонавтов, регистрацией космических объектов, а также

осуществлением коммерческой деятельности в космосе.

Круг субъектов отрасли в целом совпадает с кругом субъектов

международного права. Однако международные космические орга-
низации имеют некоторые особенности, вызванные повышенным
риском космической деятельности — большинство их участников

должны составлять государства — участники Договора о принципах