ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2289
Скачиваний: 1
назначения и отозвания консулов, их классы, а также привилегии и
иммунитеты консулов.
Следует представлять понятие и функции
миссий,
а также представительств государств при международных организа-
циях и представительства международных организаций в том или
ином государстве.
Студент должен хорошо представлять нормативные акты Россий-
ской Федерации, касающиеся полномочий в области внешней поли-
тики ее федеральных органов, в том числе Президента, Правительства
и его главы, МИДа и министра иностранных дел.
Основные взгляды Российской Федерации в области ее внешней по-
литики изложены в Концепции внешней политики РФ, подписанной
Президентом России 28 июня 2000 г.
Тема 14. Право международной безопасности
Международная безопасность представляет собой такой миропоря-
док, в котором каждое государство чувствует себя в безопасности, раз-
вивает демократию, совершенствует экономику, обеспечивает высокий
уровень жизни своих граждан, обеспечивая их права и свободы.
Право международной безопасности в широком плане — это со-
вокупность принципов и норм, регулирующих общественные от-
ношения по обеспечению политической, экономической, военной,
гуманитарной, экологической, информационной и иных сторон без-
опасности.
Право международной безопасности в узком плане — это совокуп-
ность принципов и норм, регулирующих отношения между государ-
ствами и иными субъектами международного права по обеспечению
политической и военной сторон безопасности.
Международную безопасность можно подразделить на глобальную
(универсальную), региональную и национальную безопасность.
Глобальную безопасность прежде всего связывают с деятельностью
Организации Объединенных Наций и одного из ее главных органов —
Совета Безопасности. Только этот орган — и никакой другой — вправе
определять угрозу миру, акт агрессии и меры по
угрозы или прекращению акта агрессии. Если какое-либо государство
96
или их группа берут на себя функции Совета Безопасности ООН, как
это было в 1999 году
и НАТО в Югославии, тем самым наносится
серьезный урон международному миру и безопасности.
Глобальная безопасность немыслима без таких основополагающих
актов, направленных на ограничение возможностей применения ору-
жия массового уничтожения или его уничтожения, как Договор о все-
объемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1997 г., Договор
о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о неразмещении
на дне морей и океанов ядерного и других видов оружия массового
уничтожения 1971 г., Конвенция о запрещении бактериологического
(биологического) оружия 1972 г., Конвенция о запрещении химиче-
ского оружия 1993 г., серия договоров между СССР (РФ) и США по
ракетно-ядерному оружию.
Региональную безопасность связывают с деятельностью регио-
нальных международных организаций. Для Российской Федерации
большую актуальность представляет европейская безопасность. Ее
становление и развитие в современных условиях прежде всего связы-
вают с деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству
в
(ОБСЕ). Заключительный акт 1971 г. положил начало хель-
процессу в рамках этой Организации. В
на Стамбуль-
ском саммите ОБСЕ была принята Хартия европейской безопасности,
основные параметры которой должны быть известны студенту.
В то же время некоторые западные страны, прежде всего США,
связывают обеспечение европейской безопасности с деятельностью
НАТО, опираясь на военную мощь этой Организации. Недооценка в
этом плане возможностей ОБСЕ идет не на пользу ни самой ОБСЕ,
ни безопасности в Европе.
Национальную безопасность Российской Федерации нужно трак-
товать в свете положений, изложенных в Концепции национальной
безопасности РФ, утвержденной Президентом России 10 января
2000 г. Основные параметры национальной безопасности РФ связаны
с правильной оценкой тенденций современных международных от-
ношений, необходимостью повышения авторитета и роли РФ в совре-
менном мире, оценкой возможных угроз национальной безопасности
РФ, а также обеспечением национальной безопасности страны, в том
числе и внешнеполитическими средствами.
97
Тема 15. Международное право прав человека
В международном праве
самостоятельная отрасль — пра-
ва человека. Ее нормы направлены на
прав человека, различ-
ных категорий населения. Юридическую основу данной отрасли со-
ставляет принцип уважения прав и свобод человека. Студен г должен
раскрыть содержание этого принципа.
Необходимо показать знание основных положений и значения Все-
общей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о
правах человека
г., факультативных протоколов к одному из них.
Кроме того, студент
знать содержание и других важных между-
народных документов в области защиты прав человека, указанных в
учебной литературе.
Помимо универсальных международных конвенций и договоров
изучение материалов
теме предполагает
реги-
ональных соглашений, значительная часть которых принята в рамках
Совета Европы и СНГ. При этом следует иметь в виду отношение
России к таким международным документам.
Особого внимания заслуживает вопрос о роли международных
организаций в деле защиты прав человека. Речь идет прежде всего
об ООН, ее специализированных учреждениях, иных межправитель-
ственных организациях, которые во многом посвящены регулиро-
ванию положения отдельных категорий физических лиц, например,
защите женщин и детей. Не следует недооценивать международные
стандарты, которые содержатся в резолюциях и иного вида решениях,
носящих рекомендательный характер, но имеющих важное морально-
политическое значение. Значительная часть таких рекомендательных
норм включена в резолюции Международной Организации Труда,
посвященных защите трудовых и социальных прав граждан.
Тема 16. Международное уголовное право
Международное уголовное право — это совокупность принципов и
норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению,
расследованию и уголовному наказанию за преступления, предусмо-
тренные международными договорами.
Основным видом сотрудничества в данной сфере является принятие
международных конвенций по конкретным видам преступлений, где
юридически закрепляются обязанности государств по борьбе с меж-
дународной преступностью. К числу международных преступлений
международное уголовное право относит преступления против мира,
военные преступления, а также преступления против человечества
и против человечности.
В особую группу выделены преступления международного характе-
ра (международные уголовные или уголовные преступления междуна-
родного характера). Их можно подразделить на преступления против
стабильности
народных отношен
(терроризм, заложничество,
наемничество и другие); деяния, наносящие ущерб экономическому,
социальному и культурному развитию государств (фальшивомонет-
ничество, контрабанда и другие); преступные посягательства на пра-
ва человека (рабство, работорговля, пытки и другие); преступления,
совершаемые в открытом море (пиратство, столкновение судов, не-
оказание помощи и другие), а также военные преступления междуна-
родного характера (против жертв войны, мародерство, использование
запрещенных средств и методов ведения войны и другие).
должен знать содержание конвенций, которые устанавлива-
ют ответственность за названные преступления, уметь выделять круг
их субъектов, объект преступления, права и обязанности государств
в борьбе с каждым видом преступлений, механизмы обеспечения
соблюдения конвенций, порядок экстрадиции (выдачи преступни-
ков), обмена информацией и другие виды правовой помощи, а также
сотрудничество органов прокуратуры, внутренних дел и других ве-
домств по борьбе с преступностью, органов
в том числе и
сотрудничество в рамках СНГ.
Студенту необходимо знать, что сотрудничество по борьбе с пре-
ступностью осуществляется также в рамках международных орга-
низаций. Этими вопросами занимается ООН и ее главные орга-
ны — Генеральная
Совет Безопасности, Секретариат и
ЭКОСОС. Последний является главным координирующим органом
(ст. 62 Устава ООН).
Принята Программа ООН в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия, которая регулирует деятельность Комиссии
99
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителя-
ми, Конгрессов ООН по
преступности и обращению
с правонарушителями (проведено десять конгрессов, начиная с 1955 г.),
Секретариата Программы, Секторов по предупреждению преступ-
ности и уголовному правосудию, региональных институтов ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
(действуют в пяти государствах).
Кроме того, студенты должны знать структуру и деятельность
Международной организации уголовной полиции (Интерпол), дру-
гих межправительственных и неправительственных организаций,
сотрудничающих с ООН по борьбе с преступностью.
Необходимо иметь в виду, что в 1998 г. в Риме был открыт для подпи-
сания и дальнейшей ратификации Статут Международного уголовного
суда, а также в рамках Комиссии международного права ООН разра-
ботан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности.
Безусловно, следует обратить внимание на соответствие уголовного
законодательства России нормам международного уголовного права
и его совершенствование.
Тема 17. Международное экономическое право
Международное экономическое право представляет собой систе-
му юридических норм, направленных на регулирование отношений
субъектов международного права в области внешних экономических
связей, включая торговлю, использование транспорта, финансовые и
отношения, научно-техническое и промышленное сотруд-
ничество в освоении новых технологий, природных ресурсов, создании
равноправных экономических отношений между всеми государствами
с преимущественным учетом интересов развивающихся стран.
Источниками международного экономического права являются
международные договоры, которые можно разделить на соглашения
об оказании технической помощи, экономическом, промышленном
и научно-техническом сотрудничестве, торговые договоры, разли-
чающиеся между собой по предмету регулирования: закрепляющие
принципы сотрудничества (о торговле и мореплавании), контингент-
ные, о товарообороте и платежах и другие.
100