ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

назначения и отозвания консулов, их классы, а также привилегии и
иммунитеты консулов.

Следует представлять понятие и функции

 миссий,

а также представительств государств при международных организа-
циях и представительства международных организаций в том или

ином государстве.

Студент должен хорошо представлять нормативные акты Россий-

ской Федерации, касающиеся полномочий в области внешней поли-

тики ее федеральных органов, в том числе Президента, Правительства

и его главы, МИДа и министра иностранных дел.

Основные взгляды Российской Федерации в области ее внешней по-

литики изложены в Концепции внешней политики РФ, подписанной

Президентом России 28 июня 2000 г.

Тема 14. Право международной безопасности

Международная безопасность представляет собой такой миропоря-

док, в котором каждое государство чувствует себя в безопасности, раз-

вивает демократию, совершенствует экономику, обеспечивает высокий

уровень жизни своих граждан, обеспечивая их права и свободы.

Право международной безопасности в широком плане — это со-

вокупность принципов и норм, регулирующих общественные от-

ношения по обеспечению политической, экономической, военной,
гуманитарной, экологической, информационной и иных сторон без-
опасности.

Право международной безопасности в узком плане — это совокуп-

ность принципов и норм, регулирующих отношения между государ-
ствами и иными субъектами международного права по обеспечению
политической и военной сторон безопасности.

Международную безопасность можно подразделить на глобальную

(универсальную), региональную и национальную безопасность.

Глобальную безопасность прежде всего связывают с деятельностью

Организации Объединенных Наций и одного из ее главных органов —
Совета Безопасности. Только этот орган — и никакой другой — вправе
определять угрозу миру, акт агрессии и меры по
угрозы или прекращению акта агрессии. Если какое-либо государство

96


background image

или их группа берут на себя функции Совета Безопасности ООН, как
это было в 1999 году

 и НАТО в Югославии, тем самым наносится

серьезный урон международному миру и безопасности.

Глобальная безопасность немыслима без таких основополагающих

актов, направленных на ограничение возможностей применения ору-
жия массового уничтожения или его уничтожения, как Договор о все-
объемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1997 г., Договор
о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о неразмещении

на дне морей и океанов ядерного и других видов оружия массового
уничтожения 1971 г., Конвенция о запрещении бактериологического
(биологического) оружия 1972 г., Конвенция о запрещении химиче-
ского оружия 1993 г., серия договоров между СССР (РФ) и США по
ракетно-ядерному оружию.

Региональную безопасность связывают с деятельностью регио-

нальных международных организаций. Для Российской Федерации

большую актуальность представляет европейская безопасность. Ее
становление и развитие в современных условиях прежде всего связы-

вают с деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству
в

 (ОБСЕ). Заключительный акт 1971 г. положил начало хель-

 процессу в рамках этой Организации. В

 на Стамбуль-

ском саммите ОБСЕ была принята Хартия европейской безопасности,

основные параметры которой должны быть известны студенту.

В то же время некоторые западные страны, прежде всего США,

связывают обеспечение европейской безопасности с деятельностью

НАТО, опираясь на военную мощь этой Организации. Недооценка в

этом плане возможностей ОБСЕ идет не на пользу ни самой ОБСЕ,

ни безопасности в Европе.

Национальную безопасность Российской Федерации нужно трак-

товать в свете положений, изложенных в Концепции национальной

безопасности РФ, утвержденной Президентом России 10 января

2000 г. Основные параметры национальной безопасности РФ связаны
с правильной оценкой тенденций современных международных от-
ношений, необходимостью повышения авторитета и роли РФ в совре-

менном мире, оценкой возможных угроз национальной безопасности

РФ, а также обеспечением национальной безопасности страны, в том

числе и внешнеполитическими средствами.

97


background image

Тема 15. Международное право прав человека

В международном праве

 самостоятельная отрасль — пра-

ва человека. Ее нормы направлены на

 прав человека, различ-

ных категорий населения. Юридическую основу данной отрасли со-
ставляет принцип уважения прав и свобод человека. Студен г должен
раскрыть содержание этого принципа.

Необходимо показать знание основных положений и значения Все-

общей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о
правах человека

 г., факультативных протоколов к одному из них.

Кроме того, студент

 знать содержание и других важных между-

народных документов в области защиты прав человека, указанных в

учебной литературе.

Помимо универсальных международных конвенций и договоров

изучение материалов

 теме предполагает

 реги-

ональных соглашений, значительная часть которых принята в рамках
Совета Европы и СНГ. При этом следует иметь в виду отношение

России к таким международным документам.

Особого внимания заслуживает вопрос о роли международных

организаций в деле защиты прав человека. Речь идет прежде всего
об ООН, ее специализированных учреждениях, иных межправитель-
ственных организациях, которые во многом посвящены регулиро-
ванию положения отдельных категорий физических лиц, например,
защите женщин и детей. Не следует недооценивать международные
стандарты, которые содержатся в резолюциях и иного вида решениях,
носящих рекомендательный характер, но имеющих важное морально-
политическое значение. Значительная часть таких рекомендательных

норм включена в резолюции Международной Организации Труда,
посвященных защите трудовых и социальных прав граждан.

Тема 16. Международное уголовное право

Международное уголовное право — это совокупность принципов и

норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению,

расследованию и уголовному наказанию за преступления, предусмо-
тренные международными договорами.


background image

Основным видом сотрудничества в данной сфере является принятие

международных конвенций по конкретным видам преступлений, где
юридически закрепляются обязанности государств по борьбе с меж-

дународной преступностью. К числу международных преступлений

международное уголовное право относит преступления против мира,
военные преступления, а также преступления против человечества
и против человечности.

В особую группу выделены преступления международного характе-

ра (международные уголовные или уголовные преступления междуна-
родного характера). Их можно подразделить на преступления против
стабильности

 народных отношен

 (терроризм, заложничество,

наемничество и другие); деяния, наносящие ущерб экономическому,

социальному и культурному развитию государств (фальшивомонет-
ничество, контрабанда и другие); преступные посягательства на пра-

ва человека (рабство, работорговля, пытки и другие); преступления,

совершаемые в открытом море (пиратство, столкновение судов, не-
оказание помощи и другие), а также военные преступления междуна-
родного характера (против жертв войны, мародерство, использование
запрещенных средств и методов ведения войны и другие).

 должен знать содержание конвенций, которые устанавлива-

ют ответственность за названные преступления, уметь выделять круг
их субъектов, объект преступления, права и обязанности государств
в борьбе с каждым видом преступлений, механизмы обеспечения
соблюдения конвенций, порядок экстрадиции (выдачи преступни-
ков), обмена информацией и другие виды правовой помощи, а также
сотрудничество органов прокуратуры, внутренних дел и других ве-

домств по борьбе с преступностью, органов

 в том числе и

сотрудничество в рамках СНГ.

Студенту необходимо знать, что сотрудничество по борьбе с пре-

ступностью осуществляется также в рамках международных орга-

низаций. Этими вопросами занимается ООН и ее главные орга-
ны — Генеральная

 Совет Безопасности, Секретариат и

ЭКОСОС. Последний является главным координирующим органом
(ст. 62 Устава ООН).

Принята Программа ООН в области предупреждения преступности

и уголовного правосудия, которая регулирует деятельность Комиссии

99


background image

по предупреждению преступности и обращению с правонарушителя-
ми, Конгрессов ООН по

 преступности и обращению

с правонарушителями (проведено десять конгрессов, начиная с 1955 г.),
Секретариата Программы, Секторов по предупреждению преступ-
ности и уголовному правосудию, региональных институтов ООН по

предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
(действуют в пяти государствах).

Кроме того, студенты должны знать структуру и деятельность

Международной организации уголовной полиции (Интерпол), дру-
гих межправительственных и неправительственных организаций,

сотрудничающих с ООН по борьбе с преступностью.

Необходимо иметь в виду, что в 1998 г. в Риме был открыт для подпи-

сания и дальнейшей ратификации Статут Международного уголовного
суда, а также в рамках Комиссии международного права ООН разра-
ботан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности.

Безусловно, следует обратить внимание на соответствие уголовного

законодательства России нормам международного уголовного права
и его совершенствование.

Тема 17. Международное экономическое право

Международное экономическое право представляет собой систе-

му юридических норм, направленных на регулирование отношений
субъектов международного права в области внешних экономических
связей, включая торговлю, использование транспорта, финансовые и

 отношения, научно-техническое и промышленное сотруд-

ничество в освоении новых технологий, природных ресурсов, создании
равноправных экономических отношений между всеми государствами
с преимущественным учетом интересов развивающихся стран.

Источниками международного экономического права являются

международные договоры, которые можно разделить на соглашения
об оказании технической помощи, экономическом, промышленном
и научно-техническом сотрудничестве, торговые договоры, разли-
чающиеся между собой по предмету регулирования: закрепляющие
принципы сотрудничества (о торговле и мореплавании), контингент-
ные, о товарообороте и платежах и другие.

100