ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Обеспечению реализации торговых договоров служат межправи-

тельственные кредитные соглашения, соглашения о международных
расчетах (платежные, клиринговые, комбинированные). Существен-

ную роль здесь играют международно-правовые обычаи, широко
применяемые для регулирования отношений, связанных с морской

торговлей (например, по использованию морских портов, перевоз-

ке грузов морем). В качестве вспомогательного источника норм этой
отрасли международного права могут рассматриваться резолюции
международных организаций и принимаемые ими новые акты ре-
комендательного статуса — декларации, программы и т.д.

К числу основных

 международного эконо-

мического права принадлежат принципы экономической недискри-
минации, противоправности экономического принуждения, свободы
выбора формы организации внешних экономических связей, суве-
ренитета государств над природными ресурсами и экономической

деятельностью, наиболее благоприятствуемой нации, взаимности,

национальный и преференциальный.

Наиболее важными из международных организаций в этой об-

ласти являются ООН,

 ПРООН, ВТО, ОЭСР, МВФ, МБРР,

МАР.

Тема 18. Территория и другие пространства (общие вопросы)

Отрасль «территория в международном праве» относится к общей

части курса международного права. Она определяет статус госу-

дарственной территории, основные направления сотрудничества

государств по правомерному использованию других видов терри-

тории.

Сложность изучения данной темы состоит в многообразии видов

территории. Так, по геофизическим характеристикам различают

галактическую территорию, состоящую из космического простран-
ства —

 и ближнего космоса, — и небесных тел, а также плане-

тарную территорию, включающую сухопутную, водную и воздушную
территории, земные недра.

По юридическим характеристикам различают территории, нахо-

дящиеся под суверенитетом государства, территории, являющиеся


background image

 достоянием, и

 со смешанным режи-

мом.

Каждый из перечисленных видов

 — пространств — име-

ет

 правовой статус, нашедший отражение в междуна-

родных договорах, обычаях, а также в национальных нормах. Установ-

ленный ими правопорядок обеспечивается международным правом

и самими государствами.

Отрасль «территория в международном праве» наиболее тесно свя-

зана со следующими основными принципами международного права:

целостности государственной территории, нерушимости границ, за-
прещения применения силы и угрозы силой против территориальной
целостности или политической независимости другого государства
(ст. 2 п. 4 Устава ООН), мирного

 международных споров,

добросовестного выполнения международных обязательств.

Следует отметить, что в политическом аспекте различают так на-

зываемые этнические территории, исторические территории, в том

числе принадлежащие коренным народам, искусственные территории
(насыпные, морские платформы и другие), связанные с антропогенной

деятельностью.

Именно особенности правового статуса перечисленных видов про-

странств должны стать предметом пристального изучения студента.
Материал по этой проблеме содержится в рекомендованных кафедрой
сборниках документов, в первую очередь К. А. Бекяшева и А. Г. Хода-
кова, учебном курсе «Международное публичное право», 4-е издание,
переработанное и дополненное, под ред. К. А. Бекяшева.

Статус государственной территории определяется не только вну-

тренним законодательством; международное право регламентирует

ее неприкосновенность, режим отдельных частей государственной
территории, например, территориального моря, порядок изменения

государственной территории, который должен учитывать права ее
населения.

Результатом изучения перечисленных проблем должно стать фор-

мирование собственной позиции студента относительно судьбы Ку-
рильских островов, морских пространств Чукотского и Берингова
морей, Каспийского моря, полуострова Крым, других территорий,
на которые неправомерно претендуют другие I осударства.

102


background image

 границы определяют пределы территориального

верховенства государства, разделяют пространства с различными ре-

жимами, например, воздушно-космическая граница, морские границы

государств, имеющих выход к морю, так называемых прибрежных
государств. Отсюда следует необходимость внимательного изучения
порядка определения линии прохождения границы в международ-
но-правовых двусторонних, многосторонних соглашениях, а также
порядок перенесения ее на местность, т.е. порядок делимитации и

демаркации границы.

При этом необходимо иметь в виду, что порядок определения гра-

ницы различается соответственно видам границ — морских, речных,
с учетом кривизны поверхности и др. Желательно, чтобы студент

выработал свою позицию относительно концепции так называемых
астрономических границ, естественных границ, так называемых сек-

торальных границ Арктики.

Юридический статус арктического региона подразделяется на две

категории. Материковые и островные образования подчинены суве-

ренитету одного из приполярных государств — России, Норвегии,

Дании, Канады или США. Это определяется сложившимися тради-

циями, вытекает из факта первоначального завладения и длитель-
ного пользования, договорного оформления либо приобретения и с

течением времени было закреплено во внутригосударственных актах

некоторых из этих стран.

Что же касается акватории Северного Ледовитого океана, то

она подразделяется на такие же категории морских пространств,
что и остальные части Мирового океана — внутренние морские
воды, территориальное море, прилежащую и исключительную
экономическую зоны, а также пространства открытого моря. Это
распространяется и на подводные пространства Северного Ле-
довитого океана — континентальный шельф и Международный

район морского дна.

Если в пределах четырех первых видов морских (водных) про-

странств прибрежные государства могут осуществлять различные
виды властвования — суверенитет, юрисдикцию или суверенные права
(это

 и к континентальному шельфу), то к пространствам

открытого моря и Международного района морского дна применяется


background image

режим общего наследия всего человечества и, значит, здесь ни одно

государство не может осуществлять своей власти.

Тем не менее климатическая

 арктических морей, при-

знанная международным сообществом, рассматривается как осно-

вание, позволяющее указанным странам вносить в такой подход

определенные коррективы. Согласно статье 234 Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г., государства, обладающие исключительными
экономическими зонами в приполярных районах, где

 льдов,

покрывающих такие районы в течение большей части года, создает
препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загряз-
нение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическо-
му равновесию или необратимо нарушить его, — наделены правом
«принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных пра-
вил и законов по предотвращению, сокращению и сохранению под
контролем загрязнения морской среды с судов». При этом должны
приниматься во внимание интересы международного судоходства и
всего международного сообщества на основе наиболее достоверных
научных данных.

Международно-правовой статус Антарктики определен Договором

об Антарктике 1959 г. В этом регионе признается право всех стран на
беспрепятственный доступ ко всем мирным видам деятельности. За-
прещены создание военных баз и укреплений, проведение военных
маневров, а также испытаний любых видов оружия. Как демилита-
ризованная и нейтрализованная территория Антарктика не может

использоваться для размещения там воинских контингентов, служить

театром военных действий, хотя использование военного персонала

или воинского оснащения для осуществления научных исследований
и других видов мирной деятельности при условии

 опо-

вещения об этом не возбраняется.

Важнейшим аспектом правового режима Антарктики является

поощрение международного сотрудничества в проведении научных
исследований, обмен полученными данными. Антарктика рассма-
тривается как безъядерная зона: значит, здесь не могут проводиться
ядерные испытания и захоронение ядерных материалов.

Для реализации предписаний Договора об Антарктике создан спе-

циальный международный механизм в виде

104


background image

 государств — участников, целью которого является разработка

рекомендаций их правительствам относительно использования данной
территории в мирных целях и содействия проведению инспекцион-

ных мероприятий.

В 1991 году с целью обеспечения экологической безопасности регио-

на был подписан Протокол по регулированию освоения минеральных
ресурсов Антарктики и охране ее окружающей среды. В
с Протоколом

 сроком на 50 лет ведение всех видов гео-

логоразведочных и эксплуатационных работ, что означает введение

в Антарктике режима

 народного

Результатом изучения отрасли должно быть усвоение материала о

признаках государственной территории, территорий, являющихся об-
щим достоянием человечества, территорий, со смешанным правовым

режимом, в том числе различных видов «смешанности», нейтрали-
зованных и демилитаризованных территорий — Латинской Америки

по Договору Тлателолко 1967 г., Южной и Юго-Восточной Азии по

Договору Раратонга 1985 г., Африки по Договору Пелиндаба 1995 г.,

космоса по Договору о космосе 1967 г., Антарктики по Вашингтон-
скому договору 1959 г. и др.

Тема 19. Международное морское право

Международное морское право — отрасль международного публич-

ного права, регламентирующая деятельность его субъектов по поводу
использования пространств и ресурсов Мирового океана на основе

общедемократических принципов и норм.

Студент должен знать, что основным источником международ-

ного морского права является Конвенция ООН по морскому праву

1982 г. Она состоит из 320 статей и 9 приложений, регулирующих все

аспекты морских пространств —

 дел

 до контроля над за-

грязнением морской среды, научных исследований, экономических
и коммерческих видов деятельности, технологии и урегулирования
споров по морским вопросам.

Конвенция признает за любым государством право на установление

территориального моря шириной до  морских миль. Суда и военные

корабли всех государств, как прибрежных, гак и не имеющих выхода