ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2294
Скачиваний: 1
Обеспечению реализации торговых договоров служат межправи-
тельственные кредитные соглашения, соглашения о международных
расчетах (платежные, клиринговые, комбинированные). Существен-
ную роль здесь играют международно-правовые обычаи, широко
применяемые для регулирования отношений, связанных с морской
торговлей (например, по использованию морских портов, перевоз-
ке грузов морем). В качестве вспомогательного источника норм этой
отрасли международного права могут рассматриваться резолюции
международных организаций и принимаемые ими новые акты ре-
комендательного статуса — декларации, программы и т.д.
К числу основных
международного эконо-
мического права принадлежат принципы экономической недискри-
минации, противоправности экономического принуждения, свободы
выбора формы организации внешних экономических связей, суве-
ренитета государств над природными ресурсами и экономической
деятельностью, наиболее благоприятствуемой нации, взаимности,
национальный и преференциальный.
Наиболее важными из международных организаций в этой об-
ласти являются ООН,
ПРООН, ВТО, ОЭСР, МВФ, МБРР,
МАР.
Тема 18. Территория и другие пространства (общие вопросы)
Отрасль «территория в международном праве» относится к общей
части курса международного права. Она определяет статус госу-
дарственной территории, основные направления сотрудничества
государств по правомерному использованию других видов терри-
тории.
Сложность изучения данной темы состоит в многообразии видов
территории. Так, по геофизическим характеристикам различают
галактическую территорию, состоящую из космического простран-
ства —
и ближнего космоса, — и небесных тел, а также плане-
тарную территорию, включающую сухопутную, водную и воздушную
территории, земные недра.
По юридическим характеристикам различают территории, нахо-
дящиеся под суверенитетом государства, территории, являющиеся
достоянием, и
со смешанным режи-
мом.
Каждый из перечисленных видов
— пространств — име-
ет
правовой статус, нашедший отражение в междуна-
родных договорах, обычаях, а также в национальных нормах. Установ-
ленный ими правопорядок обеспечивается международным правом
и самими государствами.
Отрасль «территория в международном праве» наиболее тесно свя-
зана со следующими основными принципами международного права:
целостности государственной территории, нерушимости границ, за-
прещения применения силы и угрозы силой против территориальной
целостности или политической независимости другого государства
(ст. 2 п. 4 Устава ООН), мирного
международных споров,
добросовестного выполнения международных обязательств.
Следует отметить, что в политическом аспекте различают так на-
зываемые этнические территории, исторические территории, в том
числе принадлежащие коренным народам, искусственные территории
(насыпные, морские платформы и другие), связанные с антропогенной
деятельностью.
Именно особенности правового статуса перечисленных видов про-
странств должны стать предметом пристального изучения студента.
Материал по этой проблеме содержится в рекомендованных кафедрой
сборниках документов, в первую очередь К. А. Бекяшева и А. Г. Хода-
кова, учебном курсе «Международное публичное право», 4-е издание,
переработанное и дополненное, под ред. К. А. Бекяшева.
Статус государственной территории определяется не только вну-
тренним законодательством; международное право регламентирует
ее неприкосновенность, режим отдельных частей государственной
территории, например, территориального моря, порядок изменения
государственной территории, который должен учитывать права ее
населения.
Результатом изучения перечисленных проблем должно стать фор-
мирование собственной позиции студента относительно судьбы Ку-
рильских островов, морских пространств Чукотского и Берингова
морей, Каспийского моря, полуострова Крым, других территорий,
на которые неправомерно претендуют другие I осударства.
102
границы определяют пределы территориального
верховенства государства, разделяют пространства с различными ре-
жимами, например, воздушно-космическая граница, морские границы
государств, имеющих выход к морю, так называемых прибрежных
государств. Отсюда следует необходимость внимательного изучения
порядка определения линии прохождения границы в международ-
но-правовых двусторонних, многосторонних соглашениях, а также
порядок перенесения ее на местность, т.е. порядок делимитации и
демаркации границы.
При этом необходимо иметь в виду, что порядок определения гра-
ницы различается соответственно видам границ — морских, речных,
с учетом кривизны поверхности и др. Желательно, чтобы студент
выработал свою позицию относительно концепции так называемых
астрономических границ, естественных границ, так называемых сек-
торальных границ Арктики.
Юридический статус арктического региона подразделяется на две
категории. Материковые и островные образования подчинены суве-
ренитету одного из приполярных государств — России, Норвегии,
Дании, Канады или США. Это определяется сложившимися тради-
циями, вытекает из факта первоначального завладения и длитель-
ного пользования, договорного оформления либо приобретения и с
течением времени было закреплено во внутригосударственных актах
некоторых из этих стран.
Что же касается акватории Северного Ледовитого океана, то
она подразделяется на такие же категории морских пространств,
что и остальные части Мирового океана — внутренние морские
воды, территориальное море, прилежащую и исключительную
экономическую зоны, а также пространства открытого моря. Это
распространяется и на подводные пространства Северного Ле-
довитого океана — континентальный шельф и Международный
район морского дна.
Если в пределах четырех первых видов морских (водных) про-
странств прибрежные государства могут осуществлять различные
виды властвования — суверенитет, юрисдикцию или суверенные права
(это
и к континентальному шельфу), то к пространствам
открытого моря и Международного района морского дна применяется
режим общего наследия всего человечества и, значит, здесь ни одно
государство не может осуществлять своей власти.
Тем не менее климатическая
арктических морей, при-
знанная международным сообществом, рассматривается как осно-
вание, позволяющее указанным странам вносить в такой подход
определенные коррективы. Согласно статье 234 Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г., государства, обладающие исключительными
экономическими зонами в приполярных районах, где
льдов,
покрывающих такие районы в течение большей части года, создает
препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загряз-
нение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическо-
му равновесию или необратимо нарушить его, — наделены правом
«принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных пра-
вил и законов по предотвращению, сокращению и сохранению под
контролем загрязнения морской среды с судов». При этом должны
приниматься во внимание интересы международного судоходства и
всего международного сообщества на основе наиболее достоверных
научных данных.
Международно-правовой статус Антарктики определен Договором
об Антарктике 1959 г. В этом регионе признается право всех стран на
беспрепятственный доступ ко всем мирным видам деятельности. За-
прещены создание военных баз и укреплений, проведение военных
маневров, а также испытаний любых видов оружия. Как демилита-
ризованная и нейтрализованная территория Антарктика не может
использоваться для размещения там воинских контингентов, служить
театром военных действий, хотя использование военного персонала
или воинского оснащения для осуществления научных исследований
и других видов мирной деятельности при условии
опо-
вещения об этом не возбраняется.
Важнейшим аспектом правового режима Антарктики является
поощрение международного сотрудничества в проведении научных
исследований, обмен полученными данными. Антарктика рассма-
тривается как безъядерная зона: значит, здесь не могут проводиться
ядерные испытания и захоронение ядерных материалов.
Для реализации предписаний Договора об Антарктике создан спе-
циальный международный механизм в виде
104
государств — участников, целью которого является разработка
рекомендаций их правительствам относительно использования данной
территории в мирных целях и содействия проведению инспекцион-
ных мероприятий.
В 1991 году с целью обеспечения экологической безопасности регио-
на был подписан Протокол по регулированию освоения минеральных
ресурсов Антарктики и охране ее окружающей среды. В
с Протоколом
сроком на 50 лет ведение всех видов гео-
логоразведочных и эксплуатационных работ, что означает введение
в Антарктике режима
народного
Результатом изучения отрасли должно быть усвоение материала о
признаках государственной территории, территорий, являющихся об-
щим достоянием человечества, территорий, со смешанным правовым
режимом, в том числе различных видов «смешанности», нейтрали-
зованных и демилитаризованных территорий — Латинской Америки
по Договору Тлателолко 1967 г., Южной и Юго-Восточной Азии по
Договору Раратонга 1985 г., Африки по Договору Пелиндаба 1995 г.,
космоса по Договору о космосе 1967 г., Антарктики по Вашингтон-
скому договору 1959 г. и др.
Тема 19. Международное морское право
Международное морское право — отрасль международного публич-
ного права, регламентирующая деятельность его субъектов по поводу
использования пространств и ресурсов Мирового океана на основе
общедемократических принципов и норм.
Студент должен знать, что основным источником международ-
ного морского права является Конвенция ООН по морскому праву
1982 г. Она состоит из 320 статей и 9 приложений, регулирующих все
аспекты морских пространств —
дел
до контроля над за-
грязнением морской среды, научных исследований, экономических
и коммерческих видов деятельности, технологии и урегулирования
споров по морским вопросам.
Конвенция признает за любым государством право на установление
территориального моря шириной до морских миль. Суда и военные
корабли всех государств, как прибрежных, гак и не имеющих выхода