ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 545

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право мирного прохода - это юридическая возможность осуществить мирный проход через территориальное море иностранного государства. В ст. 17 Конвенции 1982 г. говорится: "При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море", в том числе и военные корабли, независимо от вооружения и типа двигательной установки. Государства, установившие разрешительный порядок прохода, отрицают тем самым само право на мирный проход. Россия признает право мирного прохода иностранных судов, включая военные корабли, через свое территориальное море.

Правила мирного прохода - это национальные законы и правила, относящиеся к мирному проходу. В частности, согласно ст. 21 Конвенции 1982 г. прибрежное государство может принимать в соответствии с действующими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении: безопасности судоходства и регулирования движения судов (включая морские коридоры и схемы разделения движения и др.); защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты подводных кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы; они не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода должны иметь на борту соответствующие документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями. Кроме того, в отношении этих судов, а также танкеров прибрежным государством в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может быть выдвинуто требование следовать по установленным морским коридорам.

Конвенция 1982 г. запрещает государствам предъявлять к иностранным судам такие требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода, а также допускать дискриминацию по форме или по существу к судам любого государства (ст. 24).

Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенций, или других норм международного права (ст. 31).


Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. "Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море" (ст. 30). Проход через территориальное море не облагается налогом, за исключением оплаты предоставленных услуг (буксировка, лоцманская проводка, пополнение запасов топлива, воды, продовольствия и др.), производимой без какой-либо дискриминации судов разных флагов.

В целях обеспечения национальной безопасности и проведения учений с использованием оружия прибрежное государство в пределах своего территориального моря может объявлять районы, закрытые для судоходства, с надлежащим оповещением в "Извещениях мореплавателям", а также крепостные зоны (вблизи военно-морских баз), проход через которые может быть осуществлен только после получения надлежащего разрешения. Кроме запретных районов могут быть объявлены районы, опасные для плавания (опасные и бывшие опасные от мин, свалки боезапаса, фунта и др.).

Права "мирного пролета" иностранных летательных аппаратов над территориальным морем не существует. Для осуществления пролета в каждом отдельном случае даже невоенного летательного аппарата необходимо получение специального разрешения компетентных властей прибрежного государства. Это запрещение не действует в воздушном пространстве над проливами, используемыми для международного судоходства, и в воздушных коридорах над архипелажными водами.

Прилежащая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Конвенции 1982 г.).

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", принятый 31 июля 1998 г., содержит определения внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, устанавливает ширину территориального моря России (12 морских миль) и ширину прилежащей зоны (24 мили от линий отсчета ширины территориального моря), регламентирует вопросы делимитации с сопредельными государствами, устанавливает особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря, регламентирует правовой режим морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также излагает обеспечение выполнения положений этого Закона.


Специально подчеркивается, что правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов России является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской торговый порт (в морской рыбный порт) и выход из морского торгового порта (из морского рыбного порта) и отвечающим за безопасность мореплавания в указанном порту, является капитан морского торгового порта (капитан морского рыбного порта), с которым согласовывает свои действия капитан морского рыбного (торгового) порта, если его действия затрагивают компетенцию капитана морского торгового (рыбного) порта.

Это необходимо для того, чтобы в каждом морском порту было одно должностное лицо ("хозяин"), ответственное за безопасность судоходства и вход (выход) судов из порта. Таким должностным лицом в военно-морской базе и пункте базирования военных кораблей является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей. Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются министерством обороны, утверждаются правительством России и публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Закон регламентирует заход иностранных военных кораблей в морские порты России, вынужденный заход, а также порядок и правила осуществления мирного прохода через территориальное море России.

Как уже говорилось в § 1 гл. 16, особое внимание в Законе уделено Северному морскому пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Плавание по Севморпути, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".

Морские научные исследования и защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря соответствуют требованиям, установленным Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Особое внимание уделено проведению государственной экологической экспертизы любой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море (осуществляет федеральный орган по охране окружающей среды с участием соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.


Охрана внутренних морских вод и территориального моря и их природных ресурсов осуществляется пограничниками во взаимодействии с федеральными органами по обороне, по охране окружающей среды, по природным ресурсам, а также во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ И КАНАЛЫ

Международные проливы - это соединяющие моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Балтийские, Черноморские, Гибралтарский, Мапаккский, Сингапурский, Ормузский, Баб-эль-Мандебский, Корейские и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.

Беспрепятственный проход через международные проливы, перекрываемые территориальным морем, получил конвенционное закрепление в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне (п. 4 ст. 16) и в новом качестве - "транзитного прохода" -в части III Конвенции 1982 г.

Транзитный проход - это осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство (ст. 38).

В таких проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам (Черноморские и Магелланов проливы).

Осуществляя право транзитного прохода, суда и летательные аппараты, в том числе военные независимо от вооружения и типа энергетической установки, без промедления следуют через пролив или над ним; воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения; воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая международные правила предупреждений столкновения в море, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.


Летательные аппараты при транзитном пролете соблюдают Правила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов; постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, означенным в международном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом; они вправе по согласованию и с одобрения Международной морской организации (ИМО) устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах с обозначением их на картах и надлежащим опубликованием.

Государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отношении всех нижеследующих вопросов или любого из них: безопасности судоходства и регулирования движения судов (морские коридоры и схемы разделения движения); предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе; недопущения рыболовства, в том числе уборки рыболовных снастей (для рыболовных судов); погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки людей в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы.

В международных проливах между островом и континентом (если в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь), между районом открытого моря и территориальным морем применяется мирный проход, который не может быть приостановлен.

Черноморские проливы (Босфор, Мраморное море, Дарданеллы) -единственный естественный водный путь из Черного моря в Средиземное и в Атлантический океан, имеющий огромное значение для большинства государств мира. Проход в Черное море (и из Черного моря) регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г.