ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 512

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Секретариат состоит из Генерального секретаря, избираемого на 4 года (с правом переизбрания), и такого персонала, который может потребоваться Совету.

В 80-х годах некоторые государства, не ожидая вступления в силу Конвенции 1982 г. и выступая против ее Части XI (Район), в одностороннем порядке приступили к разведке и разработке минеральных ресурсов Района. В целях защиты интересов СССР в отношении разведки и разработки этих ресурсов Президиум Верховного Совета СССР 17 апреля 1982 г. принял Указ "О временных мерах по регулированию деятельности советских предприятий по разведке и разработке минеральных ресурсов районов морского дна за пределами континентального шельфа" и закрепил за собой в 1986 г. перспективные на железомарганцевые конкреции участки морского дна в Тихом океане с обязательством уплачивать годовой фиксированный сбор в размере 1 млн. долл. США с момента регистрации закрепленного участка в качестве первоначального вкладчика (вместе с Францией и Японией) и начать разведку ресурсов в 1994 г. В связи с распадом СССР эти обязательства не были выполнены.

В связи с тем что Конвенцию 1982 г. не ратифицировали промышленно развитые страны из-за неприемлемости Части XI Конвенции, 29 июля 1994 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято и открыто для подписания Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву с уменьшением размера финансовых отчислений, которые индустриальные государства - разработчики морского дна должны делать в пользу Органа и развивающихся стран. На состоявшейся в августе 1994 г. заключительной сессии Подготовительной комиссии для Органа делегации России удалось добиться освобождения России от задолженности в 8 млн. долл. США и отложить на неопределенное время выполнение Россией обязательства о разведке зарезервированного участка.

Указом Президента России от 22 ноября 1994 г. "О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа" государственное геологическое предприятие "Южное научно-производственное объединение по морским геолого-разведочным работам" ("Южморгеология") определено в качестве разработчика зарезервированного участка.

25 апреля 1995 г. в развитие Указа 1994 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа", в котором говорится: "Деятельность российских физических, а также юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц, по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации и регулируется Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр (ныне - Министерством по природным ресурсам) по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти".


§ 12. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА, ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
И СПАСАНИЯ НА МОРЕ

Государства всего мира придают большое значение вопросам обеспечения безопасности международной морской и воздушной навигации, уменьшения количества гибели морских судов, оказания быстрой и эффективной помощи людям, судам, летательным и космическим аппаратам, терпящим бедствие на море.

Этим целям служат многочисленные многосторонние и двусторонние договоры, важнейшими из которых являются: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72), Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974/78 гг., Международный свод сигналов 1965 г., Конвенция о грузовой марке 1966 г., Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. с Протоколом к ней 1967 г., Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. с Протоколом к ней 1967 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Документы по созданию Международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ (План реализации 1980 г. и Меморандум о взаимопонимании 1984 г.), 12 двусторонних соглашений СССР (России) с США, Англией, ФРГ, Францией, Канадой, Италией, Нидерландами, Норвегией, Испанией, Грецией, Японией, Южной Кореей о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним и др.

По вопросам обеспечения безопасности судоходства государства обязались:

сотрудничать и принимать эффективные меры, касающиеся конструкции, оборудования и оснащения судов, их взрыво-, пожаро-, газо- и радиационной безопасности, непотопляемости и живучести, комплектования экипажа и условий труда, систематической инспекции судов на предмет их годности к плаванию с выдачей свидетельства;

обеспечивать суда необходимыми современными техническими навигационными средствами, средствами радио-, свето-, звукоподводной и космической связи и наблюдения; обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж твердо знали и правильно применяли международные правила по предупреждению столкновения судов, охраны жизни на море, предотвращения загрязнения морской среды;

передавать всем заинтересованным сторонам и спасательно-координационным центрам, компетентным властям, судам и летательным аппаратам, с которыми может быть установлена связь, сообщения о любой опасности для международной морской и воздушной навигации, о терпящих бедствие судах и летательных аппаратах, об опасных гидрометеоявлениях с последующей подробной информацией в целях обеспечения безопасности человеческой жизни на море, судов и летательных аппаратов;


военные корабли, ведущие наблюдение за военными кораблями других государств, обязаны удерживаться на расстоянии, исключающем риск столкновений, а также избегать каких-либо маневров, стесняющих действия или создающих опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение; такие корабли не должны предпринимать имитации атак путем разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и других видов оружия в направления встречного корабля или выброса в направлении встречных кораблей каких-либо предметов, не должны использовать прожекторы или другие мощные осветительные средства для освещения ходовых мостиков встречных кораблей и др.

По вопросам оказания помощи и спасания государства обязались:

вменять в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет;

способствовать организации, деятельности и содержанию эффективной поисково-спасательной службы, включающей и космические элементы, для обеспечения безопасности на море в целях оказания помощи и спасания терпящих бедствие;

обеспечивать суда всеми необходимыми спасательными средствами и оборудованием, включающими спасательные шлюпки, плоты, пояса и жилеты, средства радио-, звуко-, светосигнализации, которые должны проверяться и укомплектовываться еще до выхода в море, и др.

Спасание людей в море производится безвозмездно, независимо от согласия пострадавшего, уклонение от спасания или неоказание помощи влечет за собой уголовную ответственность капитанов судов или командиров летательных аппаратов; спасание имущества и оказание помощи судну производится за вознаграждение только в том случае, если капитан судна, терпящего бедствие, ясно выразит на это свое согласие, поскольку он вправе принять помощь или отказаться от нее.

Перед началом спасательных работ или в процессе их проведения составляется контракт в форме договора Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (или по форме Ллойда), при этом во всех случаях величина вознаграждения не может превышать стоимости спасенного имущества.

§ 13. КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КТМ 1999 г.)

Кодекс торгового мореплавания, принятый Государственной Думой 31 марта 1999 г.1, состоит из 27 глав и 430 статей. Этот обширный и всеобъемлющий документ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.


Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

В КТМ даны определения понятий "судно", "судовладелец", "морские порты и портовые власти", "вместимость судна", "расчетная единица" (единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом. Стоимость рубля в таких единицах определяется МВФ на дату своих операций и расчетов).

Подробно изложены вопросы права собственности на судно, передача судна в доверительное управление, флаг и национальность судна, идентификация судов, технический надзор за судами, перечень и содержание основных судовых документов. Регламентирована регистрация судов, определены состав экипажа судна, их дипломирование, права и обязанности капитана судна. Подробно изложены положения, касающиеся государственного портового контроля (включая функции капитанов морских портов), морских лоцманов, подъема затонувшего имущества, договоров морской перевозки груза (форма договора, чартер и коносамент, подача судна и погрузка груза и др.), фрахта, ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя и др.

Установлена ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью, ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, урегулированы спасание судов и другого имущества.

Особое внимание обращено на регулирование ограничения ответственности по морским требованиям, на вопросы морского залога на судно, ипотеки судна или строящегося судна, на арест судна, содержание

морского протеста, его оформление и подачу. Установлен срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза (один год). Пределы ответственности судовладельца определяются законом государства флага судна.

КТМ введен в действие с 1 мая 1999 г.