ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 541

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В юридической литературе бывшего СССР можно было найти утверждение о том, что действия военных кораблей по облету иностранных торговых судов, их задержанию и захвату являются государственным пиратством. Такие утверждения неправомерны. Государственного пиратства как такового нет и не может быть. Облеты торговых судов и наблюдение за их действиями, не создавая препятствий для законного использования ими свободы открытого моря, вполне законны, а нападение военных кораблей в открытом море на иностранные суда и летательные аппараты является не государственным пиратством, а актом агрессии в соответствии с определением понятия "агрессия", принятым XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г.

Государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами в открытом море, а также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия.

Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься сигналы; любого государства, санкционированной связи которого чинятся помехи, с конфискацией передающей аппаратуры.

Преследование по "горячим" следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или его шлюпка находится во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Если иностранное судно или его шлюпка находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Право преследования по "горячим" следам, осуществляемое военным кораблем или военным летательным аппаратом или судами, специально уполномоченными на то прибрежным государством, применяется аналогично к нарушениям в экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Зрительные или звуковые сигналы при преследовании передаются по Международному своду сигналов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974/78 гг.


Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов-нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании таких судов в соответствии с международным правом по "горячим" следам, когда исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна-нарушителя. Порядок применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1208.

Завершая изложение раздела об открытом море, необходимо отметить, что невозможно согласиться с мнением ряда ученых о том, что исключительная экономическая зона является частью открытого моря. Такое утверждение не соответствует определению открытого моря, закрепленному в ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Расширительное толкование Конвенции недопустимо, несмотря на то, что ее ст. 88-115 распространяются на исключительную экономическую зону.

Замкнутое или полузамкнутое море означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств (ст. 122 Конвенции 1982 г.). К таким морям могут относиться Черное, Красное, Балтийское, Северное, Средиземное моря, Персидский залив и др.

Государства, омываемые замкнутыми или полузамкнутыми морями, сотрудничают и координируют свои действия в области управления живыми ресурсами этих морей, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований (ст. 123). Конвенция 1982 г. не дает никаких правовых оснований называть замкнутые или полузамкнутые моря "закрытыми или полузакрытыми морями" (как это делает, например, С. В. Молодцов со ссылкой на неправильный перевод этих слов с английского языка), а тем более регулировать в них какие-либо вопросы военного мореплавания. Концепция "закрытых морей" беспочвенна и не имеет никаких юридических подтверждений. Ссыпки на необходимость обеспечения национальной безопасности необоснованны, так как при наличии ракетно-ядерного оружия роль защитного барьера утратили не только прибрежные моря, но и океаны, разделяющие материки.

§ 9. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

Военный корабль означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29 Конвенции 1982 г., ст. 8 Конвенции 1958 г. об открытом море). Аналогичное определение военного корабля дано в двусторонних соглашениях о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, заключенных бывшим СССР с США (1972 г.), Англией (1986 г.), ФРГ (1988 г.), Канадой (1989 г.) и другими государствами.


К военным кораблям относятся боевые корабли (авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы, подводные лодки и др.) и вспомогательные суда (гидрографические, спасательные, буксирные, танкеры, водолеи и др.), принадлежащие к вооруженным силам и имеющие право нести флаг вспомогательных судов. Вооружение военного корабля (даже его полное отсутствие), тип его энергетической установки (ядерная или обычная) никак не влияют на его правовой статус.

Военный корабль как инженерное сооружение, с одной стороны, является государственной собственностью суверенного государства, чей флаг он несет, с другой стороны, военный корабль - это особый, специальный властный орган государства, наделенный правом выступать от имени государства флага и защищать, в том числе силой оружия, законные интересы своего государства, его физических и юридических лиц. Где бы ни находился военный корабль, он пользуется полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (иммунитет распространяется и на шлюпки (катера), спущенные с военного корабля). Все вопросы, касающиеся военного корабля, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

Иммунитет военного корабля не означает представления ему неограниченных прав. Во внутренних водах и портах иностранных государств и во время мирного или транзитного прохода военный корабль должен соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся транспорта и судоходства и условий пребывания в порту; в экономических зонах запрещается проводить боевые стрельбы, глубинное бомбометание и др.

§ 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Конвенция 1982 г. закрепляет следующие специальные принципы проведения морских научных исследований: исследования проводятся исключительно в мирных целях; надлежащими научными методами и средствами (они не должны вызывать вредных изменений в морской среде и биологической жизни); исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря; они должны проводиться с соблюдением всех правил, принятых в соответствии с Конвенцией 1982 г., включая защиту и сохранение морской среды.

В территориальном море прибрежных государств научные исследования могут проводиться только с определенно выраженного согласия этих государств и на установленных ими условиях.

В экономической зоне и на континентальном шельфе прибрежных государств морские научные исследования проводятся с согласия этих государств при выполнении следующих условий:

не менее чем за 6 месяцев до начала исследования представить прибрежному государству полную информацию о характере и целях научного проекта; о методах и средствах, которые будут использованы; точных географических районах исследования; датах начала и окончания исследовательских работ; имени руководителя исследований; степени участия ученых прибрежного государства в проводимом исследовании;


предоставлять прибрежному государству возможность участвовать в проводимом исследовании, доступ ко всем данным и образцам, а также всю полученную информацию; результаты исследований, касающихся минеральных и живых ресурсов, могут быть опубликованы только с согласия данного прибрежного государства.

За пределами экономической зоны в водной толще все государства и компетентные международные организации имеют право проводить любые морские научные исследования.

В Международном районе морского дна научные исследования осуществляются Международным органом по морскому дну и государствами - участниками Конвенции 1982 г.

В целях стимулирования и развития широкомасштабных морских научных исследований все государства содействуют созданию национальных и региональных научных центров, разработке трудо- и наукоемких исследовательских проектов с привлечением научных и технических возможностей большинства государств мира.

§ 11. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАЙОН МОРСКОГО ДНА

Международный район морского дна (далее - Район) - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств ("дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции" - ст. 1 Конвенции 1982 г.).

Конвенцией 1982 г. установлены следующие специальные принципы, регулирующие Район и деятельность в нем: Район и его ресурсы являются общим наследием человечества; ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть; все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (далее - Орган); деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества; Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации.

Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде с обеспечением безопасности морской и воздушной навигации, охраны человеческой жизни на море, с соблюдением свобод открытого моря. Ни деятельность в Районе, ни права, предоставляемые государствам Конвенцией 1982 г., не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

Конвенцией 1982 г. установлен следующий правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов Района:

деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества в соответствии с Конвенцией 1982 г., а также с нормами, правилами и процедурами, установленными Органом. Деятельность в Районе осуществляется непосредственно Органом (его Предприятием) и государствами-участниками в ассоциации с Органом на основе официального письменного плана работы (контракта), утвержденного Советом Органа после его рассмотрения Юридической и технической комиссией Органа. Такие контракты могут предусматривать осуществление (создание) совместных предприятий обладателем контракта и Органом через его Предприятие;


Орган осуществляет необходимый контроль над деятельностью в Районе и вправе принять любые меры, предусмотренные Конвенцией 1982 г., для обеспечения соблюдения положений Конвенции, а также норм, правил и процедур, разработанных Органом;

контракт на разведку и разработку ресурсов Района должен предусматривать гарантии прав контрактора, он не может быть пересмотрен, приостановлен или отменен иначе, как в соответствии с санкциями Органа (за нарушение условий контракта, невыполнение решения органа по разрешению споров) или при пересмотре контракта с согласия сторон; финансовые поступления от разведки и разработки ресурсов Района направляются Органу для практической реализации согласно Конвенции 1982 г. (обеспечение финансирования Предприятия, администрации Органа, распределение средств среди развивающихся стран и др.).

Орган является организацией, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе, он основан на принципе равенства всех его членов. Место пребывания Органа -Ямайка (там же находится и главная контора Предприятия).

Главными органами Органа являются: Ассамблея, Совет и Секретариат, несущие ответственность за осуществление всех представленных им полномочий по разведке и разработке ресурсов Района. Правовой статус Органа, его иммунитеты и привилегии ничем не отличаются от статуса, иммунитета и привилегий международной межправительственной организации.

Ассамблея состоит из всех членов Органа, каждый из которых имеет одного представителя в сопровождении заместителей и советников. Ассамблея проводит ежегодные сессии и такие специальные сессии, которые могут быть созваны решением самой Ассамблеи или Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа. Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения по вопросам процедуры принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов. Решения по вопросам существа принимаются большинством в две трети голосов. Ассамблея является высшим органом Органа, она разрабатывает общую политику в рамках компетенции Органа и имеет следующие полномочия и функции: выбирать членов Совета; выбирать Генерального секретаря, членов Правления предприятия и Генерального директора предприятия (по рекомендации Совета); учреждать вспомогательные органы; устанавливать взносы государств-членов в административный бюджет Органа по шкале взносов, основывающейся на шкале взносов в бюджет ООН; принимать решения в отношении справедливого распределения финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе; рассматривать и утверждать годовой бюджет Органа и т.д.

Совет состоит из 36 членов, избираемых Ассамблеей по весьма сложной системе с учетом государств - экспортеров и импортеров, осуществляющих наибольшие капиталовложения, и 18 членов, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения мест в Совете. Каждый член Совета имеет один голос. Решения принимаются так же, как и на Ассамблее. Совет является исполнительным органом Органа и обеспечивает всю деятельность по разведке, разработке и эксплуатации минеральных ресурсов Международного района морского дна. Под руководством Совета работают Экономическая плановая комиссия и Юридическая и техническая комиссии.