ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2826
Скачиваний: 8
46
практики к теме 6 (см. п. 7.2.2. настоящей программы). Какие выводы можно из
них сделать относительно права международных договоров?
Дополнительно:
подготовить разбор ситуации и решение задачи,
которые указаны в п. 5.3. настоящей программы к теме 6.
Занятие 7. Тема 7. Право международных организаций. Часть I.
–
2
часа
План:
1.
Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль
и значение.
2.
Краткая история создания ООН: разработка, подписание и вступление
в силу Устава ООН, цели и принципы.
3.
Система
ООН:
главные
и
вспомогательные
органы,
специализированные учреждения ООН, иные связанные с ООН организации.
4.
Генеральная Ассамблея ООН: компетенция, порядок работы,
резолюции и решения, статус и функции; вспомогательные органы.
5.
Совет Безопасности ООН: состав, компетенция, действия по
поддержанию мира, порядок работы, решения и постановления,
вспомогательные органы, миротворчество и поддержание мира.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Составить схему, иллюстрирующую систему ООН (главные и
вспомогательные органы, специализированные учреждения ООН, иные
связанные с ООН организации.
5.
Проанализировать юридическую силу решений Генеральной
Ассамблеи ООН, определить их роль и значение в системе международно-
правового регулирования, привести примеры решений.
6.
Классифицировать полномочия Совета Безопасности ООН, особое
внимание уделив действиям в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов
агрессии.
7.
Подобрать примеры применения Советом Безопасности санкций по
статьей 41 и по статье 42 Устава ООН. Ознакомиться с резолюциями Совета
Безопасности 678 (1990), 1244 (1999), 1929 (2010), 1970 (2011), 1973 (2011) -
http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/
8.
При подготовке к семинару посетить официальный сайт ООН в сети
Интернет.
Дополнительно:
подготовить задание, указанное в п. 5.3. настоящей
программы к теме 7.
47
Занятие 8. Тема 7. Право международных организаций. Часть II.
–
2
часа
План:
1.
Экономический и Социальный совет ООН: состав, компетенция,
порядок работы, вспомогательные органы, связь с другими организациями.
2.
Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки, виды, связь
с ООН, направления деятельности. Краткая характеристика одного из
учреждений.
3. Проблемы реформирования ООН
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Подготовить
развернутую
характеристику
одного
из
специализированных учреждений ООН, особое внимание уделив направлениям
и результатам деятельности.
5. Какие существуют варианты реформирования Совета Безопасности
ООН?
Занятие 9. Тема 8. Мирное разрешение международных споров
–
2
часа
План:
1. Международный спор: понятие, виды, отличие от ситуации.
Политические и юридические споры. Территориальные споры.
2.
Общая характеристика способов разрешения международных споров,
их соотношение.
3.
Международные переговоры. Консультации: факультативные и
обязательные.
4.
Международные следственные и примирительные комиссии: понятие,
образование, полномочия, отличия, юридическая сила решений, примеры.
5.
Добрые услуги и посредничество: понятие, различия, источники,
примеры.
6.
Третейской (арбитражное) разбирательство: понятие, история развития.
Постоянная палата третейского суда в Гааге: создание, состав, деятельность.
7.
Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция,
юрисдикция. Разрешение межгосударственных споров и консультативные
заключения Суда. Случаи обязательной юрисдикции Международного суда
ООН. Примеры решений и консультативных заключений Суда.
8.
Международный трибунал по морскому праву: создание, состав,
полномочия, деятельность.
48
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3.
Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Ознакомиться со следующими международными соглашениями:
Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907
г., Статут Лиги Наций 1919 г., Парижский договор об отказе от войны в
качестве орудия национальной политики 1928 г., Устав ООН 1945 г., Статут
Международного суда 1945 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
(часть XV, а также Приложения VI, VII, VIII) Указанные акты необходимо
иметь на семинаре.
5.
Привести примеры международных споров и ситуаций.
6.
Привести примеры конкретных способов разрешения споров (по
каждому способу).
7.
С использованием информационных ресурсов (см. 7.3. настоящей
программы) ознакомиться с одним-двумя решениями международных
третейских судов и арбитражей, одним-двумя решениями Международного
Суда ООН, с одним консультативным заключением Международного суда
ООН, с одним из решений Международного трибунала по морскому праву.
Быть готовым дать им краткую характеристику. Сделать письменный (2-3 стр.)
обзор одного из решений (кратко фабула, характер нарушения, выводы суда, по
желанию – комментарий).
Дополнительно:
подготовить решение задачи, указанной в п. 5.3.
настоящей программы к теме 8.
Занятие 10. Тема 9. Ответственность в международном праве
–
2 часа
План:
1.
Понятие и особенности международной ответственности
2.
Кодификация права международной ответственности. Статьи об
ответственности государств 2001 года: краткая характеристика
3.
Понятие и признаки международно-противоправного поведения.
Присвоение поведения государству: общие правила, примеры.
4.
Обстоятельства,
исключающие
противоправность
(согласие,
самооборона, контрмеры, форс-мажор, необходимость, бедствие)
5.
Формы международной ответственности: реституция, компенсация,
сатисфакция.
6.
Имплементация ответственности: контрмеры и санкции
7. Дипломатическая защита физических и юридических лиц.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
49
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4.
Ознакомиться и
иметь на семинаре
следующие акты Комиссии
международного права ООН:
-
Статьи
об
ответственности
государств
за
международно-
противоправные деяния 2001 г.,
-
Статьи о дипломатической защите 2006 г.
5.
Проанализируйте юридическую силу и значение Статей об
ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.
6.
Какие точки зрения существуют по вопросу о том, являются ли вина и
ущерб обязательными элементами международно-противоправного деяния.
7.
Приведите примеры реституции, компенсации, сатисфакции.
8.
Приведите примеры обстоятельств, исключающих противоправность
международно-противоправного деяния. Чем отличаются друг от друга форс-
мажор, бедствие, состояние необходимости?
9.
В чем заключаются особенности имплементации международной
ответственности в порядке дипломатической защиты?
Дополнительно:
подготовить разбор ситуации и решение задачи,
указанные в п. 5.3. настоящей программы к теме 9.
Занятие 11. Тема 10 (1). Международное право прав человека.
Часть I.
–
2 часа
План:
1. Международное право прав человека: предмет регулирования,
принципы, источники, доктрина.
2. Три поколения прав человека и современные тенденции развития
международного права прав человека. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о
биоэтике и правах человека 2005 г.
3. Международная защита прав человека на универсальном уровне:
документы и механизмы.
а) Международные стандарты в области прав и свобод человека.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к
нему (1966 г., 1989 г.). Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г. и факультативный протокол к нему 2008 г.
Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой
дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г. Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания 1984 г. и факультативный протокол к ней 2002 г.
б) Универсальные механизмы международной защиты прав человека:
виды и деятельность. Совет по правам человека ООН. Международные
договорные органы. Верховный комиссар ООН по правам человека.
50
Международные стандарты труда Международной организации труда
(МОТ). Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере
труда 1998 г. Международно-правовое регулирование труда отдельных
категорий работников (женщин, детей и подростков, трудящихся-мигрантов,
моряков, рыбаков и докеров, трудящихся коренных народов и народов,
ведущих племенной образ жизни). Программа сотрудничества между
Российской Федерацией и МОТ на 2010-2012 гг.
Задания для подготовки к семинару:
1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме
семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы).
2. Изучить правовые акты и судебную практику по теме семинарского
занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы.
3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.
4
. Найти и ознакомиться с содержанием следующих статей:
- Karel Vasak. Third Generation of Human Rights. – Paris: UNESCO,1984;
-
Золотухин С.В. К вопросу о концепции третьего поколения прав
человека или «прав солидарности»// Советский ежегодник международного
права 1989-1990-1991.- СПб: Россия-Нева, 1992.
5
. Ознакомиться с основными положениями следующих международных
документов:
а) Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о
гражданских и политических правах 1966 г. и двух факультативных протоколов
к нему (1966 г., 1989 г.), Международного пакта об экономических, социальных
и культурных правах 1966 г. и факультативного протокола к нему 2008 г.,
Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой
дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г., Конвенции против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания 1984 г. и факультативного протокола к ней 2002 г.;
б) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
1950 г. и протоколов №№1,2,6, 11, 13,14;
в) Конвенций: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве
замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте
и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.;
Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух факультативных протоколов к ней
2000 г.;
г) Конвенции о правах инвалидов 2006 г. и факультативного протокола к
ней 2006 г.;
д) Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным,
религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенции МОТ №169 о
коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых
странах 1989 г. и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.;