Файл: РП Международное право для бакалавриата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2710

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

 

практики к теме 6 (см. п. 7.2.2. настоящей программы). Какие выводы можно из 

них сделать относительно права международных договоров? 

Дополнительно: 

подготовить  разбор  ситуации  и  решение  задачи, 

которые указаны в п. 5.3. настоящей программы к теме 6. 

 

Занятие 7. Тема 7. Право международных организаций. Часть I.  

– 

часа 

План: 
1. 

Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль 

и значение. 

2. 

Краткая история создания ООН: разработка, подписание и вступление 

в силу Устава ООН, цели и принципы. 

3. 

Система 

ООН: 

главные 

и 

вспомогательные 

органы, 

специализированные учреждения ООН, иные связанные с ООН организации. 

4. 

Генеральная  Ассамблея  ООН:  компетенция,  порядок  работы, 

резолюции и решения, статус и функции; вспомогательные органы. 

5. 

Совет  Безопасности  ООН:  состав,  компетенция,  действия  по 

поддержанию  мира,  порядок  работы,  решения  и  постановления, 

вспомогательные органы, миротворчество и поддержание мира. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Составить  схему,  иллюстрирующую  систему  ООН  (главные  и 

вспомогательные  органы,  специализированные  учреждения  ООН,  иные 

связанные с ООН организации. 

5. 

Проанализировать  юридическую  силу  решений  Генеральной 

Ассамблеи  ООН,  определить  их  роль  и  значение  в  системе  международно-

правового регулирования, привести примеры решений. 

6. 

Классифицировать  полномочия  Совета  Безопасности  ООН,  особое 

внимание уделив действиям в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов 

агрессии. 

7. 

Подобрать  примеры  применения  Советом  Безопасности  санкций  по 

статьей  41  и  по  статье  42  Устава  ООН.  Ознакомиться  с  резолюциями  Совета 

Безопасности  678  (1990),  1244  (1999),  1929  (2010), 1970 (2011), 1973 (2011) - 

http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/

. 

8. 

При  подготовке  к  семинару  посетить  официальный  сайт  ООН  в  сети 

Интернет. 

Дополнительно: 

подготовить  задание,  указанное  в  п.  5.3.  настоящей 

программы к теме 7. 

 


background image

47 

 

Занятие 8. Тема 7. Право международных организаций. Часть II. 

– 

часа 

План: 
1. 

Экономический  и  Социальный  совет  ООН:  состав,  компетенция, 

порядок работы, вспомогательные органы, связь с другими организациями. 

2. 

Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки, виды, связь 

с  ООН,  направления  деятельности.  Краткая  характеристика  одного  из 

учреждений. 

3. Проблемы реформирования ООН 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Подготовить 

развернутую 

характеристику 

одного 

из 

специализированных учреждений ООН, особое внимание уделив направлениям 

и результатам деятельности. 

5.  Какие  существуют  варианты  реформирования  Совета  Безопасности 

ООН? 

 

Занятие  9.  Тема  8. Мирное  разрешение  международных  споров 

– 

часа 

План: 

1.  Международный  спор:  понятие,  виды,  отличие  от  ситуации. 

Политические и юридические споры. Территориальные споры. 

2. 

Общая  характеристика  способов  разрешения  международных  споров, 

их соотношение. 

3. 

Международные  переговоры.  Консультации:  факультативные  и 

обязательные. 

4. 

Международные следственные и примирительные комиссии: понятие, 

образование, полномочия, отличия, юридическая сила решений, примеры. 

5. 

Добрые  услуги  и  посредничество:  понятие,  различия,  источники, 

примеры. 

6. 

Третейской (арбитражное) разбирательство: понятие, история развития. 

Постоянная палата третейского суда в Гааге: создание, состав, деятельность. 

7. 

Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, 

юрисдикция.  Разрешение  межгосударственных  споров  и  консультативные 

заключения  Суда.  Случаи  обязательной  юрисдикции  Международного  суда 

ООН. Примеры решений и консультативных заключений Суда. 

8. 

Международный  трибунал  по  морскому  праву:  создание,  состав, 

полномочия, деятельность. 


background image

48 

 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. 

Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 

4. 

Ознакомиться  со  следующими  международными  соглашениями: 

Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 

г.,  Статут  Лиги  Наций  1919  г.,  Парижский  договор  об  отказе  от  войны  в 

качестве  орудия  национальной  политики  1928  г.,  Устав  ООН  1945  г.,  Статут 

Международного  суда  1945  г.,  Конвенция  ООН  по  морскому  праву  1982  г. 

(часть  XV,  а  также  Приложения  VI,  VII,  VIII)  Указанные  акты  необходимо 

иметь на семинаре. 

5. 

Привести примеры международных споров и ситуаций. 

6. 

Привести  примеры  конкретных  способов  разрешения  споров  (по 

каждому способу). 

7. 

С  использованием  информационных  ресурсов  (см.  7.3.  настоящей 

программы)  ознакомиться  с  одним-двумя  решениями  международных 

третейских  судов  и  арбитражей,  одним-двумя  решениями  Международного 

Суда  ООН,  с  одним  консультативным  заключением  Международного  суда 

ООН,  с  одним  из  решений  Международного  трибунала  по  морскому  праву. 

Быть готовым дать им краткую характеристику. Сделать письменный (2-3 стр.) 

обзор одного из решений (кратко фабула, характер нарушения, выводы суда, по 

желанию – комментарий). 

Дополнительно: 

подготовить  решение  задачи,  указанной  в  п.  5.3. 

настоящей программы к теме 8. 

 

Занятие 10. Тема 9. Ответственность в международном праве 

– 

2 часа 

План: 
1. 

Понятие и особенности международной ответственности 

2. 

Кодификация  права  международной  ответственности.  Статьи  об 

ответственности государств 2001 года: краткая характеристика 

3. 

Понятие  и  признаки  международно-противоправного  поведения. 

Присвоение поведения государству: общие правила, примеры. 

4. 

Обстоятельства, 

исключающие 

противоправность 

(согласие, 

самооборона, контрмеры, форс-мажор, необходимость, бедствие) 

5. 

Формы  международной  ответственности:  реституция,  компенсация, 

сатисфакция. 

6. 

Имплементация ответственности: контрмеры и санкции 

7. Дипломатическая защита физических и юридических лиц. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 


background image

49 

 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4. 

Ознакомиться  и 

иметь  на  семинаре

 

следующие  акты  Комиссии 

международного права ООН: 

Статьи 

об 

ответственности 

государств 

за 

международно-

противоправные деяния 2001 г., 

Статьи о дипломатической защите 2006 г. 

5. 

Проанализируйте  юридическую  силу  и  значение  Статей  об 

ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. 

6. 

Какие точки зрения существуют по вопросу о том, являются ли вина и 

ущерб обязательными элементами международно-противоправного деяния. 

7. 

Приведите примеры реституции, компенсации, сатисфакции. 

8. 

Приведите  примеры  обстоятельств,  исключающих  противоправность 

международно-противоправного  деяния.  Чем  отличаются  друг  от  друга  форс-

мажор, бедствие, состояние необходимости? 

9. 

В  чем  заключаются  особенности  имплементации  международной 

ответственности в порядке дипломатической защиты? 

Дополнительно: 

подготовить  разбор  ситуации  и  решение  задачи, 

указанные в п. 5.3. настоящей программы к теме 9. 

 

Занятие  11.  Тема  10 (1). Международное  право  прав  человека. 

Часть I. 

– 

2 часа 

План: 

1.  Международное  право  прав  человека:  предмет  регулирования, 

принципы, источники, доктрина. 

2.  Три  поколения  прав  человека  и  современные  тенденции  развития 

международного  права  прав  человека.  Всеобщая  декларация  ЮНЕСКО  о 

биоэтике и правах человека 2005 г. 

3.  Международная  защита  прав  человека  на  универсальном  уровне: 

документы и механизмы. 

а)  Международные  стандарты  в  области  прав  и  свобод  человека. 

Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.  Международный  пакт  о 

гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к 

нему (1966 г., 1989 г.). Международный пакт об экономических, социальных и 

культурных  правах  1966  г.  и  факультативный  протокол  к  нему  2008  г. 

Конвенции  о  запрещении  и  пресечении  геноцида  1948  г.;  расовой 

дискриминации  1965  г.;  апартеида  1973  г.  Конвенция  против  пыток  и  других 

жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов  обращения  и 

наказания 1984 г. и факультативный протокол к ней 2002 г. 

б)  Универсальные  механизмы  международной  защиты  прав  человека: 

виды  и  деятельность.  Совет  по  правам  человека  ООН.  Международные 

договорные органы. Верховный комиссар ООН по правам человека. 


background image

50 

 

Международные  стандарты  труда  Международной  организации  труда 

(МОТ).  Декларация  МОТ  об  основополагающих  принципах  и  правах  в  сфере 

труда  1998  г.  Международно-правовое  регулирование  труда  отдельных 

категорий  работников  (женщин,  детей  и  подростков,  трудящихся-мигрантов, 

моряков,  рыбаков  и  докеров,  трудящихся  коренных  народов  и  народов, 

ведущих  племенной  образ  жизни).  Программа  сотрудничества  между 

Российской Федерацией и МОТ на 2010-2012 гг. 

Задания для подготовки к семинару: 

1.  Изучить  основную  и  дополнительную  литературу  по  теме 

семинарского занятия (п. 7.1.3. настоящей программы). 

2.  Изучить  правовые  акты  и  судебную  практику  по  теме  семинарского 

занятия, указанные в п. 7.2.2. настоящей программы. 

3. Подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия. 
4

. Найти и ознакомиться с содержанием следующих статей: 

- Karel Vasak. Third Generation of Human Rights. – Paris: UNESCO,1984; 

Золотухин  С.В.  К  вопросу  о  концепции  третьего  поколения  прав 

человека  или  «прав  солидарности»//  Советский  ежегодник  международного 

права 1989-1990-1991.- СПб: Россия-Нева, 1992. 

5

. Ознакомиться с основными положениями следующих международных 

документов: 

а) Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о 

гражданских и политических правах 1966 г. и двух факультативных протоколов 

к нему (1966 г., 1989 г.), Международного пакта об экономических, социальных 

и  культурных  правах  1966  г.  и  факультативного  протокола  к  нему  2008  г., 

Конвенции  о  запрещении  и  пресечении  геноцида  1948  г.;  расовой 

дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г., Конвенции против пыток и других 

жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов  обращения  и 

наказания 1984 г. и факультативного протокола к ней 2002 г.; 

б)  Европейской  конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод 

1950 г. и протоколов №№1,2,6, 11, 13,14; 

в)  Конвенций:  о  политических  правах  женщин  1953  г.;  о  гражданстве 

замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте 

и  регистрации  брака  1962  г.;  о  ликвидации  всех  форм  дискриминации  в 

отношении  женщин  1979  г.  и  факультативного  протокола  к  ней  1999  г.; 

Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух факультативных протоколов к ней 

2000 г.; 

г) Конвенции о правах инвалидов 2006 г. и факультативного протокола к 

ней 2006 г.; 

д)  Декларации  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным, 

религиозным  и  языковым  меньшинствам  1992  г.,  Конвенции  МОТ  №169  о 

коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых 

странах 1989 г. и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.;