Файл: по морскому праву-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 1051

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественные богатства — это минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, живые органические сидячие виды.

Основные признаки прав прибрежного государства на континен­тальный шельф:

1.               Их целевой характер — разведка и разработка естественных богатств.

2.       Их исключительный характер — бесспорная принадлежность прибрежному государству.

Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режи­му открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследова­ний. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресур­сов не должны создавать помех международному судоходству, рыбо­ловству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в це­лях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.

Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изме­нения в институт континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа ус­тановления его внешней границы — внешний предел подводной ок­раины материка:

1.  Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естествен­ного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76).

2.  Государство вправе установить континентальный шельф протя­женностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых изме­ряется ширина территориального моря, если внешняя граница под­водной окраины материка не простирается на такое расстояние.

3.  Если внешняя граница подводной окраины материка простира­ется более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя границаконтинентального шельфа должна находиться либо не далее 350 мор­ских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана).

            Если континентальный шельф примыкает к территории двух и бо­лее государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (геогра­фических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря. 


До принятия Конвенции 1982 г. между государствами было довольно много споров по поводу делимитации континентального шельфа-1965—1967 гг. — между СССР и Финляндией, 1968 г. — между Италией и Югославией, 1969 г. — между Польшей и СССР, 1970 г. — между ФРГ, Данией и Нидерландами. До сих пор не разрешены территори­альные споры по поводу делимитации континентального шельфа в Юго-Восточной Азии. С 2004 г. на рассмотрении Международного Суда ООН находится спор между Румынией и Украиной о делимита­ции континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море (начало спора - 1997 г.). Настоящая причина конфлик­та - наличие газовых месторождений на шельфе.

Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибреж­ных государств в отношении континентального шельфа: при разра­ботке естественных богатств за пределами 200 морских миль государ­ства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу дру­гих государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Кон­венции 1982 г. на основе принципа справедливости.

Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закре­плены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались аб­солютно неприемлемыми для основных морских держав.

В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континенталь­ный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономиче­ской зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря.

В водах и на дне континентального шельфа свободы открытого мо­ря значительно ограничены. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов ограничена:

1.   Разумными мерами, направленными на предотвращение и кон­троль загрязнения от трубопроводов.

2.   Трассы прокладки трубопроводов должны согласовываться с прибрежным государством.

3.   Для проведения буровых работ необходимо разрешение при­брежного государства.

Морские научные исследования в пределах 200 морских миль от берега могут проводиться только с согласия прибрежного государства-Оно не вправе отказать в разрешении, если просьба исходит от компетентного и обладающего надлежащей квалификацией учреждения целью проведения исключительно научных исследований физически, или биологических свойств континентального шельфа.

За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это госу­дарство ведет операции по разведке природных ресурсов.

18.7. Понятие и правовой статус исключительной экономической зоны

Исключительная экономическая зона — это новый институт мор­ского права, появившийся в результате работы Третьей конференции по морскому праву. При обсуждении вопроса исключительной эконо­мической зоны на Конференции выявилось два прямо противопо­ложных подхода:


1.   Притязания прибрежных государств распространить свой суве­ренитет на значительные пространства открытого моря.

2.   Стремление сохранить свободы открытого моря в максимально полном объеме.

Сторонники первого подхода — развивающиеся государства. По их инициативе был поднят вопрос об исключительной экономической зоне. В заявлениях этих государств подчеркивалось, что в условиях технического и экономического превосходства развитых государств принципы свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов не отвечают интересам стран третьего мира. Эти принципы выгодны только крупным морским державам. Свобода рыболовства и других промыслов не совместима с идеей нового, справедливого и равно­правного международного экономического порядка.

В 1974 г. крупные морские державы приняли концепцию исключи­тельной экономической зоны при условии решения других вопросов Морского права на взаимоприемлемой основе. Положения ст. 55—75 Конвенции 1982 г. являются результатом компромисса между разви­тыми и развивающимися государствами.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это район, находя­щийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, ^Ириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Правовой режим исключительной экономической зоны определяется совокупностью прав и обязанностей как прибрежных, так и неприбрежных государств. Специфика правового режима ИЭЗ — права и Юрисдикция прибрежных государств, свободы и обязанности других государств — регулируются ст. 87—115 Конвенции 1982 г., определяю­щими статус открытого моря.

ИЭЗ может быть установлена в пределах 200 морских миль. Если государство устанавливает 12-мильную ширину территориального моря, то режим ИЭЗ действует на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе. Внутренняя граница территориальных вот представляет собой внутреннюю границу ИЭЗ.

В Конвенции 1982 г. отсутствует указание на то, что ИЭЗ является частью открытого моря, и одновременно нет указания, что прибрежные государства обладают суверенитетом в ИЭЗ. Конвенция закреп­ляет, что ИЭЗ — это район открытого моря с особым правовым режи­мом (ст. 55). Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государ­ства в ИЭЗ исчерпывающим образом перечислены в Конвенции:

1.    Прибрежное государство обладает суверенными правами в об­ласти разведки, разработки, управления и сохранения ресурсов (жи­вых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.

2.    Прибрежное государство обладает суверенными правами в об­ласти других видов деятельности экономического характера по раз­ведке и разработке ИЭЗ (производство энергии путем использования
вод, течений и ветров).

3.    Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок, сооружений, проведения мор­ских научных исследований и защиты морской среды.


Эти права осуществляются в соответствии с положениями Конвен­ции 1982 г., определяющими режим континентального шельфа. При­брежное государство наделено не полной верховной властью (сувере­нитетом) над ИЭЗ, а только суверенными правами целевого назначения. Без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов в пределах ИЭЗ.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасно­сти вокруг них не должны создавать помехи для международного су­доходства (как и в водах континентального шельфа). Ширина зон безопасности не может превышать 500 м.

Прибрежное государство, используя свое суверенное право на до­бычу живых ресурсов, определяет допустимый улов в ИЭЗ. Если при­брежное государство не имеет возможности выловить весь допусти­мый улов, оно обязано разрешить рыболовство другим государствам. Власти прибрежного государства вправе производить досмотр, ин­спекции, арест иностранных рыболовных судов, начинать судебное преследование против них в случае нарушения установленного в ИЭЗ режима.

Прибрежное государство в целях сохранения в ИЭЗ запасов определенных видов рыб имеет право заключать соглашения либо международный орган принимать меры по регулированию промысла этих рыб за пределами ИЭЗ: Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г. (анадромные виды рыб идут на нерест из морей в реки — лосось, горбуша, кета, нерка; катадромные виды рыб идут на нерест из рек в моря — речной угорь).

Прибрежное государство в осуществление своей юрисдикции управомочено регламентировать, проводить и разрешать проведение морских научных исследований в ИЭЗ. Другие государства и между­народные организации, осуществляющие морские научные исследо­вания в пределах ИЭЗ, обязаны обеспечить право прибрежного госу­дарства участвовать в научно-исследовательских проектах, предостав­лять ему информацию о результатах исследований.

Все неприбрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободами судоходства, полетов, про­кладки подводных кабелей и трубопроводов с учетом положений Кон­венции 1982 г. Внутриконтинентальное государство имеет право уча­ствовать на справедливой основе в эксплуатации той части живых ресурсов исключительной экономической зоны, которую по каким-либо причинам не может использовать прибрежное государство. Это право принадлежит в ИЭЗ внутриконтинентальному государству того же региона или субрегиона на основе соглашения с прибрежным госу­дарством. Развивающиеся государства при определении условий экс­плуатации живых ресурсов по договоренности с прибрежным государ­ством может получить доступ не только к неиспользуемой части, но и ко всем живым ресурсам ИЭЗ.


Другие свободы открытого моря могут использоваться такими го­сударствами только в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в ИЭЗ. Неприбрежные госу­дарства при осуществлении своих прав в пределах ИЭЗ обязаны со­блюдать законы и правила, принятые прибрежным государством, по­ложения Конвенции 1982 г. и другие нормы международного права.

Неприбрежные государства пользуются в ИЭЗ свободой открытого Моря (ст. 58). Для определения правового режима ИЭЗ используются ст. 88—115 Конвенции об открытом море, в первую очередь ст. 89, ус­танавливающая, что никакое государство не вправе претендовать на Подчинение каких-либо частей открытого моря своему суверенитету. ИЭЗ за изъятием конкретных прав и обязанностей, принадлежащих Прибрежному государству, во всем остальном является частью откры­того моря.

Ресурсные права прибрежных государств выходят за рамки тради­ционного понимания открытого моря, выделенного в самостоятельную часть Конвенции 1982 г. Но это обстоятельство не влечет за собой каких-либо ограничений свободы открытого моря по ст. 58, которой пользуются все государства в ИЭЗ (ст. 86).

Статус исключительной экономической зоны в международном праве оценивается по-разному:

1.   Позиция развитых стран — юридические характеристики ИЭЗ
не являются такими же, как характеристики пространств, традицион­но являющихся частями открытого моря. Однако в вопросах юрис­дикции, не принадлежащей прибрежному государству, ИЭЗ подчиня­ется режиму открытого моря.

2.   «Умеренная» позиция развивающихся государств, стремящихся создать новое морское право, — ИЭЗ имеет свой собственный право­вой статус и является зоной sui generis (особого рода). ИЭЗ не пред­ставляет собой ни часть открытого моря, ни часть территориальных вод и вообще не может уподобляться никакому морскому простран­ству.

3.   «Крайняя» позиция развивающихся государств — ИЭЗ является зоной национальной юрисдикции sui generis, которая отличается от территориального моря и в то же время не является частью открытого моря.

В 1982 г. Колумбия, Чили, Эквадор, Перу и некоторые другие лати­ноамериканские и африканские страны установили 200-мильную ши­рину территориальных вод. Эти государства сделали на Третьей кон­ференции заявление, что Конвенция по морскому праву воплощает в жизнь данное достижение и содержит всеобщее признание суверени­тета и юрисдикции прибрежного государства в пределах 200 морских миль.

Япония, США, ФРГ, Франция и другие морские державы обрати­лись к Третьей конференции с отдельным письмом, в котором отвер­гали такое толкование положений Конвенции 1982 г. В письме утвер­ждалось, что Конвенция закрепляет основополагающее равновесие между правами и обязанностями прибрежных и неприбрежных госу­дарств, признавая конкретные права и юрисдикцию прибрежных го­сударств в ИЭЗ. Все иные государства продолжают пользоваться в этой зоне свободами открытого моря в отношении судоходства, поле­тов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и других право­мерных видов использования морских пространств.