ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 1051
Скачиваний: 1
Естественные богатства — это минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, живые органические сидячие виды.
Основные признаки прав прибрежного государства на континентальный шельф:
1. Их целевой характер — разведка и разработка естественных богатств.
2. Их исключительный характер — бесспорная принадлежность прибрежному государству.
Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режиму открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов не должны создавать помех международному судоходству, рыболовству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в целях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.
Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изменения в институт континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа установления его внешней границы — внешний предел подводной окраины материка:
1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76).
2. Государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
3. Если внешняя граница подводной окраины материка простирается более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя границаконтинентального шельфа должна находиться либо не далее 350 морских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана).
Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (географических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря.
До принятия Конвенции 1982 г. между государствами было довольно много споров по поводу делимитации континентального шельфа-1965—1967 гг. — между СССР и Финляндией, 1968 г. — между Италией и Югославией, 1969 г. — между Польшей и СССР, 1970 г. — между ФРГ, Данией и Нидерландами. До сих пор не разрешены территориальные споры по поводу делимитации континентального шельфа в Юго-Восточной Азии. С 2004 г. на рассмотрении Международного Суда ООН находится спор между Румынией и Украиной о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море (начало спора - 1997 г.). Настоящая причина конфликта - наличие газовых месторождений на шельфе.
Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибрежных государств в отношении континентального шельфа: при разработке естественных богатств за пределами 200 морских миль государства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу других государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции 1982 г. на основе принципа справедливости.
Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закреплены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались абсолютно неприемлемыми для основных морских держав.
В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континентальный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономической зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря.
В водах и на дне континентального шельфа свободы открытого моря значительно ограничены. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов ограничена:
1. Разумными мерами, направленными на предотвращение и контроль загрязнения от трубопроводов.
2. Трассы прокладки трубопроводов должны согласовываться с прибрежным государством.
3. Для проведения буровых работ необходимо разрешение прибрежного государства.
Морские научные исследования в пределах 200 морских миль от берега могут проводиться только с согласия прибрежного государства-Оно не вправе отказать в разрешении, если просьба исходит от компетентного и обладающего надлежащей квалификацией учреждения целью проведения исключительно научных исследований физически, или биологических свойств континентального шельфа.
За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это государство ведет операции по разведке природных ресурсов.
18.7. Понятие и правовой статус исключительной экономической зоны
Исключительная экономическая зона — это новый институт морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции по морскому праву. При обсуждении вопроса исключительной экономической зоны на Конференции выявилось два прямо противоположных подхода:
1. Притязания прибрежных государств распространить свой суверенитет на значительные пространства открытого моря.
2. Стремление сохранить свободы открытого моря в максимально полном объеме.
Сторонники первого подхода — развивающиеся государства. По их инициативе был поднят вопрос об исключительной экономической зоне. В заявлениях этих государств подчеркивалось, что в условиях технического и экономического превосходства развитых государств принципы свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов не отвечают интересам стран третьего мира. Эти принципы выгодны только крупным морским державам. Свобода рыболовства и других промыслов не совместима с идеей нового, справедливого и равноправного международного экономического порядка.
В 1974 г. крупные морские державы приняли концепцию исключительной экономической зоны при условии решения других вопросов Морского права на взаимоприемлемой основе. Положения ст. 55—75 Конвенции 1982 г. являются результатом компромисса между развитыми и развивающимися государствами.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, ^Ириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Правовой режим исключительной экономической зоны определяется совокупностью прав и обязанностей как прибрежных, так и неприбрежных государств. Специфика правового режима ИЭЗ — права и Юрисдикция прибрежных государств, свободы и обязанности других государств — регулируются ст. 87—115 Конвенции 1982 г., определяющими статус открытого моря.
ИЭЗ может быть установлена в пределах 200 морских миль. Если государство устанавливает 12-мильную ширину территориального моря, то режим ИЭЗ действует на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе. Внутренняя граница территориальных вот представляет собой внутреннюю границу ИЭЗ.
В Конвенции 1982 г. отсутствует указание на то, что ИЭЗ является частью открытого моря, и одновременно нет указания, что прибрежные государства обладают суверенитетом в ИЭЗ. Конвенция закрепляет, что ИЭЗ — это район открытого моря с особым правовым режимом (ст. 55). Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства в ИЭЗ исчерпывающим образом перечислены в Конвенции:
1. Прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
2. Прибрежное
государство обладает суверенными
правами в области
других видов деятельности экономического
характера по разведке
и разработке ИЭЗ (производство энергии
путем использования
вод,
течений и ветров).
3. Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок, сооружений, проведения морских научных исследований и защиты морской среды.
Эти права осуществляются в соответствии с положениями Конвенции 1982 г., определяющими режим континентального шельфа. Прибрежное государство наделено не полной верховной властью (суверенитетом) над ИЭЗ, а только суверенными правами целевого назначения. Без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов в пределах ИЭЗ.
Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи для международного судоходства (как и в водах континентального шельфа). Ширина зон безопасности не может превышать 500 м.
Прибрежное государство, используя свое суверенное право на добычу живых ресурсов, определяет допустимый улов в ИЭЗ. Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно обязано разрешить рыболовство другим государствам. Власти прибрежного государства вправе производить досмотр, инспекции, арест иностранных рыболовных судов, начинать судебное преследование против них в случае нарушения установленного в ИЭЗ режима.
Прибрежное государство в целях сохранения в ИЭЗ запасов определенных видов рыб имеет право заключать соглашения либо международный орган принимать меры по регулированию промысла этих рыб за пределами ИЭЗ: Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г. (анадромные виды рыб идут на нерест из морей в реки — лосось, горбуша, кета, нерка; катадромные виды рыб идут на нерест из рек в моря — речной угорь).
Прибрежное государство в осуществление своей юрисдикции управомочено регламентировать, проводить и разрешать проведение морских научных исследований в ИЭЗ. Другие государства и международные организации, осуществляющие морские научные исследования в пределах ИЭЗ, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в научно-исследовательских проектах, предоставлять ему информацию о результатах исследований.
Все неприбрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов с учетом положений Конвенции 1982 г. Внутриконтинентальное государство имеет право участвовать на справедливой основе в эксплуатации той части живых ресурсов исключительной экономической зоны, которую по каким-либо причинам не может использовать прибрежное государство. Это право принадлежит в ИЭЗ внутриконтинентальному государству того же региона или субрегиона на основе соглашения с прибрежным государством. Развивающиеся государства при определении условий эксплуатации живых ресурсов по договоренности с прибрежным государством может получить доступ не только к неиспользуемой части, но и ко всем живым ресурсам ИЭЗ.
Другие свободы открытого моря могут использоваться такими государствами только в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в ИЭЗ. Неприбрежные государства при осуществлении своих прав в пределах ИЭЗ обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством, положения Конвенции 1982 г. и другие нормы международного права.
Неприбрежные государства пользуются в ИЭЗ свободой открытого Моря (ст. 58). Для определения правового режима ИЭЗ используются ст. 88—115 Конвенции об открытом море, в первую очередь ст. 89, устанавливающая, что никакое государство не вправе претендовать на Подчинение каких-либо частей открытого моря своему суверенитету. ИЭЗ за изъятием конкретных прав и обязанностей, принадлежащих Прибрежному государству, во всем остальном является частью открытого моря.
Ресурсные права прибрежных государств выходят за рамки традиционного понимания открытого моря, выделенного в самостоятельную часть Конвенции 1982 г. Но это обстоятельство не влечет за собой каких-либо ограничений свободы открытого моря по ст. 58, которой пользуются все государства в ИЭЗ (ст. 86).
Статус исключительной экономической зоны в международном праве оценивается по-разному:
1. Позиция
развитых стран — юридические характеристики
ИЭЗ
не
являются такими же, как характеристики
пространств, традиционно
являющихся частями открытого моря.
Однако в вопросах юрисдикции,
не принадлежащей прибрежному государству,
ИЭЗ подчиняется
режиму открытого моря.
2. «Умеренная» позиция развивающихся государств, стремящихся создать новое морское право, — ИЭЗ имеет свой собственный правовой статус и является зоной sui generis (особого рода). ИЭЗ не представляет собой ни часть открытого моря, ни часть территориальных вод и вообще не может уподобляться никакому морскому пространству.
3. «Крайняя» позиция развивающихся государств — ИЭЗ является зоной национальной юрисдикции sui generis, которая отличается от территориального моря и в то же время не является частью открытого моря.
В 1982 г. Колумбия, Чили, Эквадор, Перу и некоторые другие латиноамериканские и африканские страны установили 200-мильную ширину территориальных вод. Эти государства сделали на Третьей конференции заявление, что Конвенция по морскому праву воплощает в жизнь данное достижение и содержит всеобщее признание суверенитета и юрисдикции прибрежного государства в пределах 200 морских миль.
Япония, США, ФРГ, Франция и другие морские державы обратились к Третьей конференции с отдельным письмом, в котором отвергали такое толкование положений Конвенции 1982 г. В письме утверждалось, что Конвенция закрепляет основополагающее равновесие между правами и обязанностями прибрежных и неприбрежных государств, признавая конкретные права и юрисдикцию прибрежных государств в ИЭЗ. Все иные государства продолжают пользоваться в этой зоне свободами открытого моря в отношении судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и других правомерных видов использования морских пространств.