Файл: по морскому праву-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 1047

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1960 г. состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву, на которой были предприняты попытки решить наиболее острые спорные проблемы. Работа Конференции не увенчалась успехом, и не удалось принять никаких международных документов.

Третья конференция ООН по морскому праву проходила в 1973— 1982 гг. В ее работе принимали участие представители 164 государств, наблюдатели от государств, органов национально-освободительных движений, несамоуправляющихся территорий, международных орга­низаций. Итогом Конференции стала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция по морскому праву является самой масштабной коди­фикацией в истории международного права вообще (320 статей и 9 приложений). В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако крупные морские государства отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произве­дена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Согла­шением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. Соглашения и ч. XIКонвенции должны толковаться и применяться как единый акт-Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции» что дало возможность развитым государствам присоединиться к ней-

Многие морские державы (в первую очередь, США) придерживаются концепции, что положения Конвенции 1982 г. (за исключений норм ч. XI и XV) представляют собой кодификацию действующему  морского права и обязательны для всех государств независимо от самой Конвенции и участия в ней. Если эта концепция будет официально признана, ее положения приобретут обязательную силу для всех государств как нормы международного обычного права. В 2004 г. ад­министрация США объявила о своем намерении ратифицировать конвенцию 1982 г.

Конвенция 1982 г. подтвердила и дополнила общепризнанные принципы морского права. Подтверждены основные положения Же­невских конвенций 1958 г., установлен статус Международного района морского дна и его ресурсов за пределами континентального шельфа, определены статус и правовой режим исключительной экономиче­ской зоны и архипелажных вод, утверждена трактовка прохода судов через международные проливы, предусмотрена новая система урегу­лирования международных морских споров.

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исклю­чительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и ка­налы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключи­тельная экономическая зона, являются частями территории со смешан­ным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обуслов­ленным их значением для международного судоходства.


18.2. Правовой статус внутренних вод

Внутренние морские воды представляют собой водные простран­ства, расположенные между береговыми и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние воды — это часть территории прибрежного государства, находятся под его суверенитетом. Граница внутренних морских вод устанавливается в национальном законодательстве с учетом Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенции по морскому праву Внешняя граница внутренних морских вод в портах проводится  прямым линиям, соединяющим наиболее выступающие в море портовые сооружения.

Составные части внутренних морских вод:

1- Акватории портов, ограниченные линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.

2- Моря, полностью окруженные сухопутной территорией одного государства, и моря, все побережье которых и оба берега естественного входа в них принадлежат одному и тому же государству (Белое море). Воды заливов, бухт, морских губ и лиманов, моря и проливы исторически принадлежащие данному государству, независимо от ширины естественного входа в них (залив Петра Великого, Гудзонов пролив, Карское море). Эти воды традиционно в силу географических исторических особенностей принадлежат данному государству. Такое положение можно квалифицировать как норму международного обычного права.

3- Воды заливов, морских губ, бухт, лиманов, берега которых при­надлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа превосходит
24 морские мили, то по периметру залива с обеих сторон проводятся 
12-мильные исходные линии.

4- Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных ли­ний, принятых для отсчета ширины территориальных вод, когда побе­режье сильно изрезано или вдоль берега расположена цепь островов.
Прямые исходные линии должны быть обозначены на карте и доведе­ны до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой со­вокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания и выхода из них. Доступ иностранных судов во внутренние воды и мор­ские порты осуществляется на основе разрешения прибрежного госу­дарства. Разрешительный порядок по-разному применяется к воен­ным и невоенным судам.

Невоенные суда пользуются правом свободного захода в порты, объявленные открытыми. Перечень открытых портов устанавливается прибрежным государством (в Российской Федерации — Мурманск, Санкт-Петербург, Находка, Корсаков, Архангельск, Новороссийск, Игарка и др.). Это право прибрежного государства является нормой международно-правового обычая, подтвержденного в Женевской конвенции о режиме морских портов.

Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разре­шению или приглашению прибрежного государства. На основе прин­ципа взаимности возможен уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется также вынужденный заход иностранных военных судов во внутренние воды в случае чрезвычай­ных обстоятельств (несчастный случай, авария, стихийное бедствие-необходимость оказания медицинской помощи, доставка спасенных людей).


В особом порядке производится заход во внутренние морские воды судов с ядерными установками и ядерным оружием на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Рыболовецкие и иные промыслы утренних водах могут вестись только с разрешения прибрежного государства. Международно-правовое регулирование затрагивает и хозяйственное использование внутренних вод — Будапештская конвен­ция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям 2001 г.

Всиностранные суда и их экипаж во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмот­ру Военные корабли (исключая перевозимый на них груз) освобожде­ны от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин. Конвен­ция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упростила, сократила и облегчила различные формаль­ности и процедуры в отношении захода иностранных судов во внут­ренние воды и порты.

На иностранные суда во внутренних водах и портах распространя­ется юрисдикция прибрежного государства. Власти данного государ­ства вправе распространять свою уголовную юрисдикцию, расследо­вать преступления, совершенные на борту иностранного торгового судна, когда такое судно находится во внутренних морских водах при­брежного государства. В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев примене­ния уголовной юрисдикции прибрежного государства:

1.  Правонарушение посягает на общественный порядок или безо­пасность прибрежного государства.

2.  Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.

3.  Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.

4.  Преследование со стороны властей прибрежного государства не­обходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Власти прибрежного государства вправе проводить расследование, обыск, арест, передавать дело в суд. Власти обязаны известить о при­нимаемых мерах консула государства флага судна. На практике, за­фиксированной в двусторонних международных соглашениях, при­брежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:

1.  Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.

2.  Преступление затрагивает интересы только членов экипажа дан­ного судна.

3.Вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства.

4. Дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и за­держание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть дос­тавлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).


На практике государства воздерживаются от осуществления граж­данской юрисдикции и рассмотрения исков к иностранным торговым судам, если они никак не связаны с прибрежным государством, его физическими и юридическими лицами.

Капитан судна и экипаж могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства.

Распространение административной юрисдикции прибрежного государства означает, что иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море. В случае наруше­ния к иностранным судам могут быть применены меры администра­тивного принуждения.

Государственные некоммерческие и военные суда в иностранных внутренних водах и портах пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Военные суда обладают правом неприкос­новенности. Не допускается применение к ним каких-либо принуди­тельных мер. Военные суда обязаны соблюдать законы прибрежного государства и нормы международного права. В случае нарушения во­енному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.

Женевские конвенции о территориальном море и прилежащей зо­не, об открытом море и Конвенция по морскому праву признают им­мунитет только государственных некоммерческих и военных морских судов. Иммунитет от юрисдикции прибрежного государства торговых и других невоенных судов является обычной нормой международного права.

18.3. Понятие и правовой режим архипелажных вод

В 60-х гг. XX в. появилось довольно большое количество государств-архипелагов (Индонезия, Фиджи, острова Зеленого мыса, Багамские острова, Филиппины и др.). Территории этих государств полностью состоят только из островов. Конвенция по морскому прав> 1982 г. ввела в международный оборот новое понятие — архипелажные воды, режим которых применим только к водам государств-архипелагов; и неприменим к водам архипелагов или островов, являющихся частью территории прибрежного государства.

Режим архипелажных вод, установленный в Конвенции, прежде его направлен на решение проблемы международного судоходства через проливы, которые находятся в пределах архипелажных вод.

Архипелажные воды ограничены прямыми исходными архипелажными линиями, которые соединяют наиболее выступающие в море точки самых удаленных островов и рифов архипелагов. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипелага и превы­шать определенную в Конвенции длину. От этих линий производится отсчет ширины территориального моря, вод прилежащей зоны и т.д. Длина исходных линий не должна превышать 100 морских миль; 3% их общего количества могут иметь длину 125 морских миль.

Соотношение между площадью воды и площадью суши должно со­ставлять от 1:1 до 9:1, поэтому не все государства, целиком состоящие из островов, считаются государствами-архипелагами. Например, тер­ритория Японии состоит из почти 4 тыс. островов, но Япония — это островное государство, а не государство-архипелаг (как и Великобри­тания, Исландия, Мадагаскар и т.п.).


Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипе­лажные воды, воздушное пространство над ними, их дно, недра и ре­сурсы. Суверенитет осуществляется на условиях, предусмотренных в Конвенции 1982 г.

В Конвенции установлены два вида прохода иностранных судов через архипелажные воды — мирный и архипелажный. Правом мир­ного прохода пользуются суда всех без исключения стран. Мирный проход через архипелажные воды осуществляется на условиях, опре­деленных для мирного прохода через территориальное море (ст. 52). Право архипелажного прохода применяется к находящимся в архипелажных водах морским путям, используемым для международного судоходства (ст. 53).

Архипелажный проход через воды и проливы государства-архипелага обеспечивает интересы международного судоходства и должен осу­ществляться с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной эконо­мической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Для архипелажного прохода через свои воды и проливы государство-архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной до 50 морских миль. Эти коридоры пересекают архипелажные воды и включают в себя все обычные морские пути, используемые для международного судоходства и полетов над ними. Такие пути включают в себя все обычные судоходные фарватеры.

Если государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям обычно используемым для международного судоходства.

К режиму архипелажного прохода mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к тран­зитному проходу через проливы, используемые для судоходства. Эти постановления определяют обязанности судов, осуществляющих про­ход, и государств, граничащих с проливами, включая их обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать его остановки.

18.4. Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды (территориальное море) — это морской по­яс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государст­ва. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового стату­са территориального моря. Каждое прибрежное государство устанав­ливает правовой режим территориального моря по своему националь­ному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница — это государст­венная граница прибрежного государства на море.