Файл: по морскому праву-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 1044

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной тер­ритории является очевидность интересов данного государства в отно­шении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обес­печения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежа­щих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на по­верхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила при­брежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония и др.). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль: ФРГ — 3 морские мили, Норвегия — 4, Греция — 6. Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола — 20, Сирия — 35). В 80-х гг. XX в. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

1.От линии наибольшего отлива.

2.От условной линии внутренних вод.

3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых «меряется ширина территориальных вод. Разграничение может осуществляться и другими способами. При отсутствии соглашения между государствами их суверенитет не может распространяться за срединную линию.


Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.).

Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в нал водном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государ­ства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень дей­ствий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

1.   Угроза применения силы или ее применение против прибрежно­го государства.

2.   Любые маневры или учения с оружием.

3.   Сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства.

4.   Подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летатель­ного аппарата или иного военного устройства.

5.   Погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в наруше­ние правил прибрежного государства.

6.   Рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная дея­тельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу.

7.   Создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображе­ниям безопасности в отдельных районах территориального моря пра­во мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповеще­нием об этом.

В свое время СССР сделал оговорку к ст. 23 Женевской конвенции о территориальном море 1958 г.: прибрежное государство вправе уста­навливать разрешительный порядок прохода иностранных военныхкораблей через территориальное море.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязан соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер  зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нару­шения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем до­смотр.


Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследо­вание может продолжаться до захода судна-нарушителя в территори­альные воды своего или третьего государства. Если преследование на­чалось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в от­крытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранны­ми судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода — военное или тор­говое. Международное право устанавливает иммунитет военных и го­сударственных некоммерческих морских судов: юрисдикция при­брежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отноше­нию к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода рег­ламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежно­го государства, игнорирует обращенное к нему требование об их со­блюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть тер­риториальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным ко­раблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм между­народного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены мар­шруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти до­говоренности были прияты по инициативе США.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвен­ции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через террито­риальное море, для ареста какого-либо лица или производства рассле­дования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

1.               Последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства.

2.       Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море.

3.       Капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве.

4.       Вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход ино­странного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осущест­вляться только по обязательствам или в силу ответственности, воз­никших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территори­альном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.


СССР сделал оговорку к ст. 20 Женевской конвенции 1958 г. об им­мунитете всех государственных судов в территориальном море: при­менение к ним гражданской юрисдикции прибрежного государства возможно только с согласия государства флага. Оговорка была осно­вана на доктрине абсолютного иммунитета государства. В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Та­кой подход основан на господствующей в современном мире доктри­не функционального иммунитета государства.

18.5. Прилежащие зоны (понятие, виды, правовой режим)

Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого мор­ского пространства, — оно прилегает к территориальному морю при­брежного государства. Установление прилежащих зон в истории мор­ского права связано с определением ширины территориальных вод.

В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ши­рину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие ком­плекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г.

Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2 определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное госу­дарство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных зако­нов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели:

1.  Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отноше­нии судов, которые еще не вошли в территориальное море.

2.  Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдик­ции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть от­крытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), не­которые из них, одну или ни одной.


Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так назы­ваемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридиче­ского обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление при­лежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».

За исключением таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных прав контроля прибрежного государства во всем осталь­ном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.

18.6. Правовой режим континентального шельфа

Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка.

1.   Континентальный шельф — подводное продолжение континен­та, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и неболь­шой глубиной покрывающих его морских вод.

2.   Континентальный склон, в который переходит континенталь­ный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна.

3.   Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континен­тального склона.

Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м.

Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значитель­ные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных террито­рий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе.

Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксиру­ет определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природ­ных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее преде­лы зависят от технических возможностей прибрежного государства.

В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежно­го государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если при­брежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства.