Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2814

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств. Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. При этом структура ООН исключает возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 700.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

Важное место в структуре ООН занимает Международный Суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. голосов). Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда — Гаага. Все государства — члены ООН являются участниками Статута Суда, являющегося неотъемлемой составной частью Устава ООН.

Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа — Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что «споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда».

Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. К настоящему времени менее 1/3 государств — членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 его Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают их по существу иллюзорными.


За время существования Суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 60 споров. Решения Суда считаются обязательными для государств — сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)- состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС работает в тесном контакте с международными неправительственными организациями. Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС.

Совет по Опеке. Состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. Тихоокеанские острова (Микронезия),— находящиеяся под управлением США также выведены из под опеки, поскольку осуществили свое самоопределение, и в настоящее время на рассмотрении Совета по Опеке и, следовательно, Совета Безопасности осталась лишь Республика Палау — одна из четырех частей подопечной стратегической территории Тихоокеанские острова, народ которой еще не осуществил своего права на самоопределение и в отношении которой сохраняется опека ООН.

Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.


Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

В соответствии с Уставом ООН и решениями Генеральной Ассамблеи сотрудники Секретариата должны иметь высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности. При их найме должно обеспечиваться справедливое географическое распределение постов между государствами — членами ООН.. Общая численность сотрудников Секретариата составляет более 16 тысяч человек, являющихся гражданами свыше 150 стран.

Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия), его сменил в 1953 году Даг Хаммаршельд (Швеция). В 1961 году Генеральным секретарем стал У Тан (Бирма), которого в 1971 году сменил Курт Вальдхайм (Австрия). Затем Генеральным секретарем ООН был Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), который вступил в должность 1 января 1982 г., а в 1991 году Генеральным секретарем ООН был назначен гражданин Египта Бутрос Бутрос Гали. С 1998 года Генеральным секретарем является Коффи Аннан (Гана).

Специализированные учреждения ООН — это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением.

В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО).


Существуют и другие международные организации, связанные с ООН, но не являющиеся ее специализированными учреждениями -Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

4.Региональные международные организации.

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В главах VIII- IX Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций. В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.

Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организация африканского единства, Организация американских государств, Содружество Независимых Государств и др.

Организация африканского единства (ОАЕ). Это самая крупная международная региональная организация, членами которой являются более 50 государств Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. была подписана Хартия Организации африканского единства, являющаяся ее уставом.

Согласно ст. 2 Хартии, целями ОАЕ являются: укрепление единства и солидарности африканских государств; координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как политика и дипломатия, экономика, транспорт и связь, просвещение и культура, оборона и безопасность и др.; защита их суверенитета, территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; поощрение международного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Членство в ОАЕ открыто для любого независимого и суверенного африканского государства (ст. 4).

Основными органами ОАЕ являются Конференция глав государств и правительств, Совет министров, Генеральный секретариат, Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.

Высшим органом ОАЕ является Конференция глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей. Конференция собирается на очередные сессии не реже одного раза в год и, с согласия 2/3 ее членов, на чрезвычайные сессии. Каждое государство имеет один голос.

Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов. Он является органом, ответственным перед Конференцией, уполномочен выполнять все ее решения, а также заниматься решением всех вопросов, переданных ему Конференцией.


Секретариат во главе с генеральным секретарем является постоянным административным органом ОАЕ (местонахождение — Аддис-Абеба, Эфиопия). Он ведет всю текущую работу Организации. Под его руководством действует Исполнительный секретариат ОАЕ при ООН в Нью-Йорке. ОАЕ имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

Лига арабских государств (ЛАГ). Создана в 1945 году на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (так называется ее устав) был подписан 22 марта 1945 г. и вступил в силу 10 мая 1945 г.

Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами; координация их политических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение вообще всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. Пакт Лиги предусмотрел условия урегулирования споров между членами Лиги и меры для устранения агрессии.

В настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств и неарабское государство Сомали.

Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он собирается на сессии два раза в год. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств — членов Лиги; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.

Помимо Совета с 1964 года в рамках ЛАГ стала созываться Конференция глав государств и правительств для обсуждения наиболее срочных и важных общеарабских проблем.

Для обеспечения текущей работы Лиги имеется постоянный Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем (местопребывание — Каир).

Созданы также Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, правовой, нефти и др.).

Лига имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

Организация американских государств (ОАГ). В нее входят более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная под нажимом США в 1962 г. Куба).

Учредительными документами ОАГ являются три акта: 1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года; 2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 года (Боготинский пакт).

В соответствии с Уставом целями Организации являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурней областях (ст. 4). Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения основных прав человека и др.