Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2812

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Так, в преамбуле Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 года (Пакт Рио-де-Жанейро) указывается на обязательство по взаимной помощи и общей обороне и подчеркивается, что договор заключен для того, чтобы предоставить «эффективную взаимную помощь против вооруженных нападений на любое американское государство и предотвратить угрозы агрессии против любого из них». В договоре отмечается, что вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства и соответственно каждый из участников договора обязуется оказать помощь при отражении нападения.

Такие же положения содержатся в Пакте ЛАГ и в Хартии ОАЕ.

В практике деятельности региональных организаций пока ни разу не создавались объединенные вооруженные силы в порядке коллективной самообороны. Вместе с тем они стали прибегать к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 году Лига арабских государств создала межарабские силы по разъединению в Ливане («Зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различными религиозными группировками. В 1981 году ОАЕ создала межафриканские силы по поддержанию мира, предназначенные для наблюдения за выполнением соглашения между группировками в Чаде. Обе операции успеха не имели.

В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств СНГ - России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.) и Белоруссия (31 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 11 Договор вступил в силу для всех девяти его участников 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет с последующим продлением (при этом "автоматическое" продление не предусмотрено).

2 апреля 1999 года Протокол о продлении Договора подписали шесть государств (Грузия, Азербайджан и Узбекистан таким образом вышли из Договора).

Государства-участники обязались по Договору:

-принимать согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности;

- не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника;

-консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовать по этим позиции:


- в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Был образован Совет коллективной безопасности в составе глав государств-участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.

В соответствие со ст.4 Договора в случае, если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств- участников все остальные государства-участники предоставляют ему необходимую помощь, включая военную, а также оказывают поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления прав на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Использование Вооруженных Сил за пределами территории государств- участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств - участников настоящего Договора.

Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций. В ст. 16 подчеркивается, что государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. В целях урегулирования таких конфликтов предусмотрено создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (именуемых далее Группа по поддержанию мира).

Все вопросы, связанные с созданием и функционированием такой Группы по поддержанию мира, регулируются подробно в Соглашении от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.: о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о командовании, структуре, материально-техническом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах — членах СНГ.

Решение о проведении операции с использованием Группы по поддержанию мира принимается Советом глав государств консенсусом, с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий. На Группу могут быть возложены следующие основные задачи: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, восстановление законности и порядка и др. Группа по поддержанию мира не может использоваться в боевых действиях. Ее статус определяется как миротворческий, нейтральный и беспристрастный. Она может применять оружие лишь в порядке исключения. Пределы такого применения четко обозначены: в целях обеспечения безопасности и здоровья военнослужащих и персонала в порядке самообороны; в случае попыток насильственного отстранения Группы по поддержанию мира от выполнения возложенных на нее функций; для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на жизнь и здоровье.


Такая Группа комплектуется в каждом конкретном случае на добровольной основе государствами — участниками Соглашения, за исключением конфликтующих сторон. В состав Группы включаются воинские контингенты, военные наблюдатели и гражданский персонал. Протокол от 16 июля 1992 г. предусматривает обязательство каждого государства-участника заранее сформировать, подготовить и держать в состоянии постоянной готовности воинские контингенты и соответствующий персонал. Непосредственное руководство каждой конкретной операцией возлагается на назначаемого Советом глав государств командующего, при котором создается Объединенный штаб.

В рамках СНГ была принята Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и подписано решение о создании специального Антитеррористического центра СНГ.

События в зоне Персидского залива весной 2003 года подтвердили, что в складывающейся на международной арене ситуации возрастает роль военной силы в решении широкого круга проблем. В связи с этим на встрече на высшем уровне в Душанбе по инициативе России в апреле 2003 года был создан «восточный блок», названный Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ее состав вошли шесть государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Утверждены положения о советах министров иностранных дел, обороны и секретарей Совбезов ОДКБ. Принято решение сформировать и укомплектовать штаб ОДКБ, предназначенный для управления Коллективными силами быстрого развертывания (КСБР), создать три региональные группировки: на Западе – российско-белорусская, на Юге - российско– армянская, в Центральной Азии – КСБР. Главное значение альянса не в его военной мощи, кстати, весьма ограниченной. Новая военно-политическая организация, являясь субъектом международного права, обладая бюджетом и постоянно действующими органами, уполномоченными в случае агрессии против одного из государств-членов принимать решения по оказанию ему военной помощи без дополнительных консультаций на основании соответствующей статьи договора, должна играть, прежде всего, политическую роль. Она призвана демонстрировать готовность стран-участниц к совместной защите интересов каждого члена ОДКБ от современных угроз.

В рамках ОБСЕ наряду с дальнейшей работой по проблемам общей безопасности (проведение переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности, уменьшению опасности возникновения конфликтов и т. д.) происходит определенная переориентация на предотвращение и урегулирование локальных и региональных конфликтов. На встрече глав государств и правительств государств — участников СБСЕ в Хельсинки 9—10 июля 1992 г. был принят пакет решений, предусматривающих создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира.


Было определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принимается Советом СБСЕ на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Комитетом старших должностных лиц. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав для участия в операциях СБСЕ по поддержанию мира предоставляется отдельными государствами-участниками.

Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основные задачи — контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т. д. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Комитет старших должностных лиц. Как и в СНГ, предусматривается, что операции ОБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в хельсинкских решениях закрепляется, что Председатель ОБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях ОБСЕ,

При проведении операций по поддержанию мира ОБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом существующих организаций, например ЕС, НАТО, ЗЕС, а также СНГ. В каждом конкретном случае ОБСЕ принимает решение об использовании помощи таких организаций.

Действует еще одна организация, претендующая на поддержание международного мира и безопасности,— это Организация Североатлантического договора (НАТО). Она основана на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Североатлантическом договоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее членами являются 16 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция.

Анализ Североатлантического договора показывает, что его текст составлен в соответствии с положениями Устава ООН и приближен к его терминологии. Целью НАТО является объединение усилий ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Их обязательства по оказанию взаимной помощи, включая применение вооруженной силы, устанавливаются договором. Вооруженное нападение на одного или нескольких членов в Европе или Северной Америке рассматривается как нападение на все договаривающиеся стороны. При этом они действуют в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.


Права и обязанности участников Североатлантического договора ни в коей мере не затрагивают их прав и обязательств по Уставу ООН или главную ответственность Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности (ст. 7).

Участники договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура. Высшим органом НАТО является Совет, который функционирует на различных уровнях: глав государств и правительств, министров иностранных дел, послов, являющихся постоянными представителями. В последнем случае он рассматривается как Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются вопросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества. Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган — Секретариат во главе с генеральным секретарем.

Для организации сотрудничества государств — членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты.

В рамках НАТО действует значительное количество разнообразных разноуровневых военных органов. Это Комитет военного планирования в составе военных министров, Военный комитет в составе начальников штабов стран — членов НАТО. В ином составе — постоянных военных представителей начальников штабов — образован Постоянный военный комитет. Имеются также Комитет ядерной обороны, Группа ядерного планирования, Международный военный штаб, Верховный главнокомандующий союзными силами в Европе, Верховный главнокомандующий силами НАТО в Атлантике и т. д.

НАТО видит свои новые возможности в том, чтобы вносить вклад в разрешение кризисов и конфликтов, в том числе с участием их вооруженных сил.

3.Меры по разоружению и ограничению вооружений.

Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и к возможному разоружению» (п. 1 ст. 47).