ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 2960
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5
Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15
Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29
Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60
Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93
Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103
Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133
Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200
Лекция 2. Система международного публичного права.
Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.
По договору за государствами признаются следующие права:
— осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;
— свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;
— использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;
— сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;
— запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космоса;
— обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);
— право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах.
Договор налагает на государства ряд обязательств:
— содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса;
— осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
— оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;
— незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов;
— нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
— нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;
— возвращать запустившему государству по его просьбе космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;
— учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
— принимать меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;
— проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями;
— на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (т. е. о размещении станций наблюдения);
— в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах своей космической деятельности;
— открывать на основе взаимности для представителей других государств все станции, установки и космические корабли на небесных телах.
Договор запрещает:
— провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию;
— выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
— использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;
— присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.
Как можно видеть, права и обязанности вытекают из договора как для государств, осуществляющих запуск космических объектов, так и для других государств.
Согласно нормам международного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел.
Луна и другие небесные тела, в отличие от космоса, должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.
По Соглашению о Луне 1979 года Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.
Особое значение имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО). ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого феномена спутник постоянно находится в практическинеподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).
Конкретные характеристики правового статуса космонавтов и космических объектов (имеются в виду объекты искусственного происхождения, т. е. созданные человеком, в отличие от небесных тел) зафиксированы в международных договорах.
Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь.
Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль. Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Однако если вышеупомянутое обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству является безусловным и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операций по поиску и спасанию его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным: для возвращения космических объектов или их составных частей запустившему их государству необходимо, чтобы данное государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по требованию опознавательные данные. Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему их государству, покрываются этим государством.
По Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 года каждый запускаемый в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный реестр. Генеральный секретарь ООН ведет реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.
Договор по космосу запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, установку такого оружия на небесных телах и размещение его в космическом пространстве. Он также обязывает использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях.
По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путем преднамеренного управления природными процессами.
Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства (международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролет через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролет не квалифицируется как размещение объекта в космосе).
Следует считать, что не запрещено использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН).
Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила в свое время правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 году оно внесло в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году — проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют советско-американские соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
Ответственность в международном космическом праве.
Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность - правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. В случае осуществления деятельности в космосе международной организацией ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства.
Если в ходе правомерной космической деятельности причиняется ущерб иностранному государству или его физическим и юридическим лицам, то обязанность возмещения ущерба возлагается на государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, а также на государство, с территории или установок которого производится запуск объекта.
Порядок реализации материальной ответственности установлен Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года.
Конвенция включает в понятие ущерба лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц и международных организаций. Эта ответственность носит абсолютный характер в случае причинения вреда на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом одного государства космическому объекту другого в любом месте, помимо поверхности Земли, основана на принципе вины.
Вопросы самоконтроля знаний
1. Дайте определение понятия международного воздушного права.
2. Назовите и охарактеризуйте отраслевые принципы международного воздушного права.
3. В чем суть различий правового режима национального воздушного пространства и воздушного пространства общего пользования?
4. Какие «свободы воздуха» характеризуют международные воздушные сообщения?
5. Каков правовой статус воздушного судна?
6. Каков правовой статус экипажа воздушного судна?
7.Каковы международно-правовые средства борьбы против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации?
8.Охарактеризуйте цели и деятельность ИКАО,
9.Как решаются вопросы ответственности в международном воздушном праве?
10.Чем можно объяснить возникновение международного космического права?
11.Каковы основные принципы международного космического права?
12.В чем заключаются различие и сходство правовых режимов космического пространства и небесных тел?
13.В чем заключается различие в правовом статусе космонавтов и космических объектов?
14.Какие ограничения существуют в деле военного использования космоса?
15.Назовите и охарактеризуйте международные космические организации.
16.Как решаются вопросы ответственности в космическом праве?