Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2919

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

- в социально-гуманитарной сфере ставятся задачи проведения совместных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и технологии; гармонизации национальных систем образования, развитие науки и культуры; гармонизации национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов;

- в правовой сфере подразумевается сближение и гармонизация национального законодательства; создание механизмов согласования принятия национальных законодательств и иных нормативных правовых актов государствами-членами по вопросам, затрагивающим обязательства сторон в рамках ЕвроАзЭС; обеспечение взаимодействия правовых систем государств- участников с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Процесс формирования правового режима экономического сотрудничества в СНГ продолжается и не может считаться вполне институированным.

Экономическое сотрудничество стран Запада зародилось на многосторонней основе в условиях серьезных экономических и социальных трудностей в Европе после окончания второй мировой войны как выражение стремления вдохнуть новую жизнь в рыночную модель хозяйства не только на национальном, но и на международном уровне. Крупномасштабным мероприятием в этом направлении был так называемый план Маршалла (по имени бывшего государственного секретаря США), основными целями которого были преодоление с помощью американских капиталов послевоенной разрухи в Европе и предохранение ее от нежелательных социальных потрясений. Осуществление этого плана в 1948 году потребовало создания организационно-правового механизма, в США — специальной Администрации экономического сотрудничества, а на международном уровне — Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) для выработки заявок западноевропейских стран на американскую помощь. СССР и восточноевропейские страны, называвшиеся в то время «народными демократиями», по политическим причинам в плане Маршалла не участвовали.

Выполнив свои задачи, ОЕЭС в 1960 году была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Целями ее признавались согласование общей экономической и торговой политики стран-членов, координация их политики по предоставлению помощи развивающимся странам, содействие развитию мирового экономического обмена на многосторонней недискриминационной основе. Членами ОЭСР являются западноевропейские страны, Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Япония. Местонахождение — Париж. Руководящий орган ОЭСР — постоянно действующий Совет с участием представителей от каждой страны-члена. Решения его принимаются с согласия всех членов. Совету подчинен Исполнительный комитет. Административно-оперативным органом является Секретариат во главе с генеральным секретарем. Кроме того, существует свыше 100 специализированных и рабочих органов. В ОЭСР ведется большая исследовательская работа. Решения органов ОЭСР носят в основном консультативный и рекомендательный характер.


На практике, однако, в последние годы выработка западными странами стратегических политических решений, включая экономическую сферу международного сотрудничества, осуществляется в рамках неформальных, но стабильных совещаний стран «большой семерки» (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония). Встречи «большой семерки» проводятся ежегодно на уровне руководителей государств. При необходимости в определенном порядке встречаются также руководители правительств, министры и эксперты стран.

Североамериканская зона свободной торговли создана на основе подписанного в 1992 году договора между США, Канадой и Мексикой. Договор предусматривает постепенную ликвидацию существующих барьеров для торговли между тремя странами континента.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с участием Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин осуществляет компетенцию в области политического и экономического сотрудничества. В течение 15 ближайших лет предусматриваются постепенное взаимное снижение таможенных тарифов и создание зоны свободной торговли.

В Афро-Азиатской организации экономического сотрудничества (АФРАСЕК) участвует около 50 стран Азии и Африки.

В Карибском сообществе (КАРИКОМ) участвуют страны Карибского бассейна, ставящие перед собой цели создания зоны свободной торговли.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ) также имеет целью создание зоны свободной торговли.

«Андская группа» в составе Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы планирует к 1995 году создать зону свободной торговли.

Общая Афро-Маврикийская организация (ОКАМ) учреждена с целью создания общего рынка.

В Организацию экономического сотрудничества (ОЭС) входят Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан.

В рамках Лиги арабских государств в 1964 году был образован общий рынок арабских стран с целями достижения свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.

Все эти объединения имеют статус межгосударственных организаций с соответствующими руководящими и вспомогательными органами.

Особым неформальным объединением является так называемая «Группа 77», практически объединяющая все развивающиеся страны и координирующая их позиции на важнейших международных экономических форумах.




Вопросы самоконтроля знаний.



1. Дайте определение понятия международного экономического права.

2. Какова роль государства в международных экономических отношениях?

3. Назовите виды международных экономических договоров.

4. Какие Вы знаете специальные принципы международного экономического права?

5. В чем состоят цели и функции ЮНКТАД и ЮНСИТРАЛ?

6. Что Вы знаете о специализированных международных экономических организациях (ЮНИДО, МБРР, МВФ, ВОИС и др.)?


7. Какова роль ЭКОСОС и региональных экономических комиссий в организации международного экономического сотрудничества?

8. В каких правовых формах осуществляется экономическое сотрудничество государств в СНГ?

9. Каковы правовые основы устройства и экономического сотрудничества Европейского Союза?






Глава 19. Международное право охраны окружающей среды


  1. Понятие и источники международно-правовой охраны окружающей среды.

  2. Принципы международного права окружающей среды


  1. Понятие и источники международно-правовой охраны окружающей среды.

.Международно-правовая охрана окружающей среды — совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны — гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную.

Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Понятие «окружающая среда» неравнозначно по содержанию и понятию «экология», так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Несмотря на то что основополагающее значение природного, естественного фактора в процессе общественного развития было обозначено почти два века назад, до середины 60-х годов нынешнего столетия защита окружающей среды не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное обоснование в качестве многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы не было достаточно разработано. Только динамичное развитие в 70—80-е годы научных основ глобальных проблем в зарубежной и отечественной научной литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к защите окружающей среды, в особую группу.

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей среды. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.


Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды. обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин «международное право окружающей среды»

Структурное формирование МПОС пока не завершено. Свидетельство тому — сохраняющееся тяготение некоторых принципов и норм, касающихся защиты окружающей среды, к другим отраслям международного права, особенно к морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках которых начинало формироваться МПОС. Кроме этого целый ряд формирующихся специальных принципов и норм по защите окружающей среды страдает недостаточно конкретным содержанием.

Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЁП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

В 1992 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. В рамках этого сотрудничества образован Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд. На II сессии в 1992 году было решено учредить Межгосударственный экологический банк.