ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 2941
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5
Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15
Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29
Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60
Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93
Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103
Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133
Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200
Лекция 2. Система международного публичного права.
Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.
Лекция 4. Международная правосубъектность.
-
Общие вопросы международной правосубъектности
-
Государство и «народ» как первичные субъекты международного права
-
«Производные» субъекты международного права.
-
Общие вопросы международной правосубъектности.
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.
Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).
Первичные субъектов МПП не создаются никем в качестве таковых. Их появление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в качестве носителей международных прав и обязанностей. В МПП не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер. К первичным субъектам международного права относят государства, обладающие таким юридико-политическим свойством как государственный суверенитет и «народы, стремящиеся к самоопределению», обладающие по международному праву таким атрибутом, как народный суверенитет.
Производные субъекты МПП создаются государствами, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей. К производным субъектам МПП относятся государствоподобные образования, межправительственные организации.
Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Субъект МПП является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые считают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основания “считать то или иное образование полноценным субъектом МП”.
Важной характеристикой субъекта международного права является его дееспособность - способность осуществлять свои права и обязанности по международному праву. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособность.
2. Государство и «народ» как первичные субъекты международного права
Государство – первичный и основной субъект международного права. В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента - суверенную власть, население, определенную территорию. Если абстрагироваться от остальных функций и характеристик государства и сосредоточиться только исключительно на его международной правосубъектности, может получиться следующее определение: “Государство - необходимая организация населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов». Государство сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами.
Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не существует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отношений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия государства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как носители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов МПП - принципа суверенного равенства.
Из суверенного равенства государств в международных делах вытекает иммунитет государств, который предполагает неподсудность чиновников (дипломатов), государственной собственности и т.д. одного государства органам другого как на своей территории, так и за рубежом. Иммунитет может существовать в двух формах - абсолютный (неограниченный) и ограниченный. Ограниченный иммунитет определяется по принципу выяснения характера правоотношений, в которое вступило государство. Так, например, в решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, “действует ли иностранное государство в порядке осуществления своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права”.
Оставаясь по юридической форме равноправными государства на внешней арене тем не менее по своим политическим, экономическим, военным и другим характеристикам распадаются на две группы - великие и малые державы. Статус великой державы не определен до конца. Преобладавший ранее военнополитический критерий уходит в прошлое. Постоянное членство в Совете Безопасности ООН Тае постепенно перестает рассматриваться в качестве критерия по причине утраты этого органа в последнее время былых позиций, а также в связи с возросшей ролью в мировой жизни государств, которые не являются его членами. Тем не менее, статус великой державы тесно связан с возможностью более интенсивно влиять на процесс международного нормотворчества, что в конечном счете расширяет и объем правоспособности.
Из суверенного равенства государств в международных делах вытекает иммунитет государств, который предполагает неподсудность чиновников (дипломатов), государственной собственности и т.д. одного государства органам другого как на своей территории, так и за рубежом. Иммунитет может существовать в двух формах - абсолютный (неограниченный) и ограниченный. Ограниченный иммунитет определяется по принципу выяснения характера правоотношений, в которое вступило государство. Так, например, в решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, “действует ли иностранное государство в порядке осуществления своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права”.
С точки зрения международной правосубъектности государств важен вопрос об их территориальном устройстве. Государства по этому критерию делятся на простые (унитарные) и сложные.
Унитарное государство считается субъектом МПП в целом. Такого рода государства могут предоставлять своим частям некоторую долю автономии в международных контактов (например, в развитии связей между городами-побратимами, между органами самоуправления и т.д.).
Сложные государства могут существовать в форме федераций или уний.
Федерация - государственное объединение территориальных единиц, пользующихся политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь конституцией. В качестве субъектов международного права члены федерации могут выступать только в том случае, если законодательство признает за ними такое качество (право от собственного имени заключать международные договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). В большинстве своем члены федераций не выступают самостоятельно на внешней арене, что отразилось в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г.: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом”. В то же время существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним относятся ФРГ, Швейцария, Австрия.
К сложным государствам относят также унии. Реальная уния - это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся государства вместе со своим суверенитетом теряют и международную правосубъектность. Один из примеров реальной унии - сирийско-египетская уния 50-х гг. По мере развития реальная уния может быть как унитарным, так и федеративным государством. Личная уния - не сложное государство, а союз двух и более государств под властью одного монарха. При этом сохраняется правосубъктность каждого из участников личной унии.
Конфедерация - международно-правовое объединение государств, предполагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполитической и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубъектностью обладают ее члены. История показала, что конфедерация, как правило, сравнительно недолговечная или переходная модель международно-правового образования. Она или распадается или постепенно трансформируется в федерацию с единой международной правосубъектностью, примером чего могут служить США 1776-1787 гг., Германия 1815-1866, Швейцария 1818-1848 гг.
Как субъект МПП государство обладает следующими правами:
- право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
- равноправие с другими государствами;
- право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:
- воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
- воздерживаться от разжигания междоусобица на территории другого государства;
- уважать права человека;
- устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
- решать все свои споры с другими субъектами МПП только мирными средствами;
- воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МПП;
- воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
- воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
- добросовестно выполнять свои обязательства.
Международная правосубъектность наций и народов. Хотя право на самоопределение признается международным сообществом за всеми нациями и народами, не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Практически такими структурами являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое чаще всего одновременно выступает и как политическое руководство.
Вместе с тем высказывается и точка зрения, согласно которой основным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права.
В начале 70-х годов появились теоретические обоснования правосубъектности «всего человечества». Такие взгляды характерны для ряда юристов развивающихся стран.
Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.
Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности,— не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если речь идет о нации, сюда добавляется и языковая общность.
3. Производные субъекты межэдународного права обладают ощутимыми отличительными чертами в правосубъектности.
Государство-подобные образования. К ним в первую очередь относят
Так называемые «вольные города». Это — обобщенное понятие. Данный термин применяется не только к городам, но и к определенным районам. В одном случае соответствующее образование называли вольным городом, в другом — свободной территорией или зоной (например, Вольный город Данциг, Свободная территория Триест). В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создавался на основе международного договора или решения международной организации и представлял собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью
Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.
Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства —территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан — не государство в социальном смысле, как механизм управления определенным обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права. Такое признание практически означает констатацию политической роли католической церкви.
Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена — Рим. Его официальная цель — благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность — правовая фикция.