ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2020

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

Государственная граница - это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.

Водная граница может проходить:

на озере - по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

на судоходной реке - по главному фарватеру (тальвегу - линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы). Установление подвижной границы на пограничных реках было предусмотрено в договорах СССР с Венгрией, Польшей, Румынией, Финляндией о режиме границы;

на несудоходной реке - как правило, по середине* реки или ее главного рукава;

на водохранилищах - гидроузлов и других искусственных сооружений - по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами. Например, Соглашение между СССР и Румынией о совместном строительстве гидроузла Костешты-Стынка на реке Прут 1972 г. предусматривало совместное строительство гидроузла, установление условий его эксплуатации, водопользования и прохождение государственной границы между СССР и Румынией через центральную часть плотины;

на море - по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли - наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.


Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитация - это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).

Демаркация - это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол - подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).

При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях - на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.

Редемаркация - это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.

Государственные границы неприкосновенны и нерушимы. Принцип нерушимости границ получил договорное подтверждение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы "могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности". Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.

§ 5. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЫ

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;


ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.

В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом 1993 г., Воздушным кодексом 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государственной границе, и международными договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспечения на государственной границе надлежащего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.

Пограничная полоса - это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).

Пограничная зона - это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами -членами СНГ государственные границы "прозрачные", номинальные.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через государственные границы транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных путей и предприятий по согласованию с пограничными войсками, таможенными и иными должностными лицами на государственных границах и в пунктах пропуска через границы.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в "Извещениях мореплавателям".

Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения и размера причиненного вреда или ущерба. В отдельных малозначимых случаях эти лица могут быть переданы властям сопредельного государства или выдворены.


Для разрешения пограничных инцидентов (например, при переходе границы детьми, туристами, животными и т.п.) сопредельными государствами назначаются пограничные комиссары (пограничные представители, пограничные уполномоченные) и их заместители, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Более серьезные инциденты могут быть разрешены дипломатическим путем.

Пограничная река - это река, отделяющая территорию одного государства от территории другого, по которой проходит граница между этими сопредельными государствами, и имеющая особый правовой режим, устанавливаемый в договорном порядке между сопредельными государствами (например, река Прут между Молдовой и Румынией, Амур между Россией и Китаем и др.).

Правовой режим пограничной реки может регламентировать: охрану государственной границы; совместное рациональное водопользование и управление водными ресурсами, включая вопросы судоходства, рыболовства, сплава лесных материалов, возведения гидротехнических сооружений и управления ими; охрану, защиту и сохранение окружающей среды бассейна пограничной реки и ее фауны и флоры, включая охрану вод от загрязнения, контроль качества воды и др.; компетенцию и деятельность смешанной комиссии, созданной заинтересованными сторонами для урегулирования всех вопросов, касающихся правового режима пограничной реки.

Пограничное озеро - это озеро, берега и водная территория которого принадлежат двум сопредельным государствам, с разграничением водной территории по линии государственной границы, соединяющей выходы сухопутной границы к воде (например, Великие Озера между США и Канадой, озеро Ханка между Россией и Китаем, озеро Чудское между Россией и Эстонией и др.).

Пограничный режим такого озера устанавливается соглашением сопредельных государств. Например, режим Великих Озер регулируется соглашениями между США и Канадой. Воды озер являются водами США и Канады с едиными правилами судоходства и охраны среды.

Каспийское море - это уникальнейшее озеро, которое до распада СССР принадлежало одновременно СССР и Ирану, а ныне на его берегах расположены Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан. Разграничение морских пространств Каспийского моря и регламентация деятельности в нем должны быть установлены на переговорах всех заинтересованных государств. Вместе с тем должны быть сохранены и существовавшие прежде принципы и нормы: в Каспийском море могут находиться только военные корабли и суда прикаспийских государств; только этим государствам и их физическим и юридическим лицам должно принадлежать право рыбной ловли (в согласованных пределах и квотах); использование моря на принципах полного равноправия, невмешательства во внутренние дела, ненападения, неучастия в военных блоках и союзах, направленных против безопасности договаривающихся сторон, совместная охрана флоры и фауны.


В июле 1998 г. Россия и Казахстан подписали Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

§ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ

Международные реки - это реки, пересекающие территории двух или более государств, например, Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка и др. Они могут быть судоходными, несудоходными и пограничными (на всем протяжении или частично). Одновременно пограничная река может быть судоходной и несудоходной.

Правовой режим международных рек регулируется, как правило, международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а рек, используемых для международного судоходства, - с учетом интересов и других государств. При разработке правового режима международных рек должны учитываться и учитываются общепризнанные принципы международного права, а также специальные принципы, такие, как взаимная выгода при совместном использовании водотока, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, обязательность взаимных консультаций и обмена информацией, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.

При этом в различной вариации могут быть учтены Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г., разработанные Ассоциацией международного права, касающиеся общих положений, предотвращения загрязнения водной среды, судоходства, лесосплава, водопользования, разрешения споров и др., а также нормы Женевской конвенции 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств. Независимо от конкретных условий должны соблюдаться общие правила: всесторонняя деятельность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории.

Для контроля за соблюдением договорных обязательств заинтересованные государства создают на паритетных началах смешанные речные комиссии, которые наделяются соответствующими полномочиями в рамках действующих договоров. Эти комиссии могут координировать сотрудничество государств в области судоходства по международной реке, рационального использования вод и ресурсов, охраны природной среды и иной деятельности (например, Дунайская комиссия, Центральная Рейнская комиссия и др.).

Дунай - это международная река, в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. (участники: Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Австрия, Молдова, Германия, Хорватия и др.). Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства (ст. 1). Установленный Конвенцией режим распространяется на судоходную часть Дуная от Ульма до Черного моря через Сулинское гирло с выходом к морю через Сулинский канал (ст. 2). Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских государств запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между придунайскими заинтересованными государствами (ст. 30).