ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2020

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии, производить для этого необходимые работы и не создавать помех для судоходства на фарватерах Дуная (ст. 3). Регулирование судоходства и гидротехнические работы осуществляются прибрежными государствами, Дунайской комиссией и специальными администрациями Низовья Дуная и Железных Ворот. Дунайская комиссия разработала и в 1970 г. ввела в действие Основные положения о плавании по Дунаю, унифицировала правила речного, таможенного и санитарного надзора, издала навигационные карты Дуная (с последующей корректировкой), разработала единую систему навигационной путевой обстановки и приняла другие меры, обеспечивающие навигационную безопасность судоходства по Дунаю.

Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил прибрежных государств заходить в порты, производить в них погрузочно-разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, пополнять запасы (ст. 24), пользоваться судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей (ст. 29). Для покрытия расходов по обеспечению судоходства Придунайские государства по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы, размер которых определяется в зависимости от стоимости содержания оборудования и стоимости гидротехнических работ. Любые споры между участниками Конвенции разрешаются путем прямых переговоров между участниками споров или Согласительной комиссией, решения которой являются окончательными и обязательными для спорящих сторон.

§ 7. ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ
РЕЖИМОМ

Как уже указывалось выше, территории с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира.

Демилитаризация - это особый, договорно установленный правовой режим определенных районов, территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, сооружений и установок, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также иная деятельность военного характера.

Демилитаризация может быть полной или частичной, объем демилитаризации непосредственно оговаривается в самих международных договорах о демилитаризации. В этих договорах обычно подробно указываются цели, конкретные виды и формы запрещенных действий, географический район, на который распространяется соответствующий договор (границы пространственной сферы, например: морское дно за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств; района, например: остров Пантеллерия; наименование объекта, например: Луна), и иногда механизм и процедура осуществления контроля за соблюдением договорных обязательств.


Так, в соответствии с Соглашением СССР и Финляндии об Аландских островах 1940 г. Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова; не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств; в зоне Аландских островов не могут сохраняться или создаваться Финляндией или другими государствами учреждения или операционные военные, морские и авиационные базы, иные устройства, могущие быть использованы в военных целях; существующие на островах фундаменты для установки артиллерии должны быть срыты. Специальная статья посвящена границам зоны Аландских островов. Проверка соблюдения обязательств по Соглашению входит в компетенцию консула СССР (ныне России) на Аландских островах.

Согласно Договору о Шпицбергене 1920 г. Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы на островах архипелага и не строить никаких укреплений, а сами острова никогда не должны быть использованы в военных целях.

По Мирному Договору с Италией 1947 г. были демилитаризованы многие важные в стратегическом отношении острова Средиземного моря, принадлежащие ныне Греции (Додеканезские острова), Италии (острова Пантеллерия, Пелагские, Пианоза) и Югославии (остров Пелагоза и прилегающие к нему островки). В этом Договоре в части Д Приложения XIII впервые в международном праве было дано юридическое определение понятия "демилитаризация" применительно к данному Договору. Для целей Договора термины "демилитаризация" и "демилитаризованный" означают запрещение в пределах данной территории и территориальных вод всех военно-морских, военных и военно-воздушных сооружений, укреплений и их вооружения, искусственных военных, военно-морских и военно-воздушных заграждений; нахождения или пребывания, как постоянного, так и временного, каких-либо частей сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; военного обучения в какой-либо форме и производства военных материалов.

Согласно Договору предусматривалась также частичная демилитаризация островов Сардиния, Сицилия и Апулийского полуострова к востоку от меридиана 17°45′ восточной долготы. В Сардинии запрещались все долговременные артиллерийские площадки береговой обороны и их вооружение, а также все военно-морские сооружения, которые находятся в пределах 30 км от французских территориальных вод. В Сардинии и Сицилии запрещались: все долговременные сооружения и оборудование для ремонта и складирования торпед, морских мин и бомб и ухода за ними; строительство военно-морских, военных или военно-воздушных сооружений или укреплений, за исключением таких помещений для войск внутренней безопасности, какие могут потребоваться для задач внутреннего характера. На Апулийском полуострове запрещались строительство новых долговременных военных сооружений, а также расширение существующих. Создание на острове Маддалена на севере Сардинии военно-морской базы для американских подводных ракетоносцев и размещение вблизи Комизо (Сицилия) американских ракет средней дальности являлись грубым нарушением Мирного Договора с Италией 1947 г.


Частично демилитаризованными являются дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств и космическое пространство. Полностью демилитаризованными являются Антарктика, Луна и другие небесные тела.

Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

Нейтрализация - это особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны. Нейтрализованными являются: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

В частности, острова архипелага Шпицберген "никогда не должны быть использованы в военных целях"; к Суэцкому каналу "никогда не будет применяемо право блокады", "никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по каналу, не будут допускаемы в канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская империя была одною из воюющих сторон" (ныне это обязательство относится к Египту. - Г.М.); согласно Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. "Канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным", "Республика Панама объявляет о нейтралитете Канала... с тем, чтобы Канал и, таким образом, Панамский перешеек не являлись объектом репрессалий в любом военном конфликте между другими странами мира".

Россия является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала, согласно которому "Договаривающиеся Стороны соглашаются соблюдать и уважать режим постоянного нейтралитета Канала во время войны так же, как и в мирное время, и обеспечивать строгое выполнение применяемых правил судами их регистрации".

Безъядерная зона - разновидность частичной демилитаризации. Это особый, договорно установленный правовой режим определенной территории, пространственной сферы и космического тела, в соответствии с которым там запрещаются производство, испытания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей.

В настоящее время безъядерной зоной являются: Латинская Америка (по Договору Тлателолко 1967 г.), Южная часть Тихого океана (по Договору Раротонга 1985 г.). Предложения о создании безъядерных (безатомных) зон в 60-70-х годах были сделаны в отношении Центральной и Северной Европы, Балтийского моря, Балкан, Ближнего Востока, Азии, Африки, Юго-Восточной Азии, Индийского и Тихого океанов, однако эти предложения не получили договорного закрепления.


Юридическое содержание терминов "исключительно в мирных целях" и "в мирных целях" в международном праве не определено, хотя они очень часто используются в международных договорах (в Договоре по космосу 1967 г., в Договоре об Антарктике 1959 г., в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), на конференциях и симпозиумах, а также в многочисленных трудах ученых различных государств, в том числе России (например, "Антарктика используется только в мирных целях"; участники Договора о Шпицбергене решили, чтобы там "имелся надлежащий режим, способный обеспечить их развитие и мирное использование"; в Договоре по космосу государства-участники согласились, чтобы космическое пространство использовалось в мирных целях, а Луна и другие небесные тела использовались исключительно в мирных целях; в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. говорится: "открытое море резервируется для мирных целей"; Международный район морского дна "открыт для использования исключительно в мирных целях", "морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях", "морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях").

Анализ перечисленных выше международных договоров позволяет сделать вывод о том, что термину "исключительно в мирных целях" в наибольшей мере соответствует режим полной демилитаризации и нейтрализации, термину "в мирных целях" - режим частичной демилитаризации. Современная международная договорная и обычная практика государств не препятствует использованию военных кораблей, военных летательных аппаратов, космических средств, военного персонала и снаряжения для научных целей в труднодоступной и опасной для человека среде (в Антарктике, в морском, воздушном и космическом пространствах и под водой), даже если в отношении такой среды действует норма о ее использовании "исключительно в мирных целях", поскольку такая деятельность никак не может рассматриваться в качестве одной из форм военной деятельности.

Конвенция ООН по морскому праву, не разъясняя юридического значения упомянутых двух терминов, недвусмысленно подтвердила свободу военного мореплавания в рамках свободы судоходства в открытом море. Термин "в мирных целях" не запрещает военную деятельность, в том числе военное мореплавание и военную воздушную навигацию, которые, однако, должны осуществляться в полном соответствии с Уставом ООН и другими действующими принципами и нормами международного права в целях содействия укреплению международного мира и безопасности.

В начале 70-х годов в рамках ООН и на переговорном процессе по Индийскому океану Индия и Шри-Ланка выдвинули идею об объявлении Индийского океана зоной мира. 16 декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Декларацию об объявлении Индийского океана зоной мира (резолюция 2832/XXVI), провозгласившую, в частности, Индийский океан в пределах, которые будут установлены вместе с его воздушным пространством и его дном зоной мира навечно. Многими государствами мира, в том числе СССР, были выдвинуты различные проекты и предложения, в которых будущая зона мира в Индийском океане увязывалась с политической и военной разрядкой, терминами "демилитаризация" и "нейтрализация", военно-морским присутствием великих держав в Индийском океане, мерами ограничения гонки вооружений и разоружения. Однако и до сих пор юридическое содержание понятия "зона мира" в международном праве не определено, хотя оно неоднократно давалось (в различных вариантах и объемах) на протяжении всех 70-х годов.


Зона мира - это точно определенный (обозначенный) географический район, включающий сухопутную и водную территорию прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств с особым, договорно установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согласованные в международном порядке нормы политико-правового характера (регламентирующих межгосударственные отношения в области обеспечения международного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения), нормы военно-правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений и разоружения), а также нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространствах зоны мира, за пределами территориального моря прибрежных государств свобод открытого моря и иной законной деятельности, признанных международным правом.

По своему возможному юридическому содержанию зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасности, затрагивающей разносторонние интересы многих государств мира (прибрежных; не имеющих выхода к морю; государств, широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира), в том числе военно-политическую стабильность отдельных географических регионов, могущих быть объявленными зонами мира.

§ 8. ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 1993 г.
С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ 1994, 1996 и 1999 гг.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1).

Установление и изменение прохождения Государственной границы осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

на море - по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации;

на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;