ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2020

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 10. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

10.1. Понятие о средствах обучения

Понятие и классификация средств обучения


Средство обучения - это материаль­ный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует незави­симо от учебного процесса, да и в учебном процессе мо­жет участвовать как предмет усвоения либо в какой-нибудь другой функции.

Средства и методы обучения тесно связаны между собой и всегда используются в сочетании друг с другом, поэтому в теории образования они составляют единую концепцию. В обучении, рассматриваемом как процесс взаимодействия активностей учителей и учащихся, посто­янно переплетаются и чередуются отношения, общение и деятельность субъектов, вследствие чего методы и средст­ва также подразделяются на методы и средства формиро­вания положительного отношения учащихся к обучению; методы и средства общения и деятельности. Методы представляют собой путь, который должны пройти уча­щиеся к вершине знания - цели обучения; учитель фак­тически выполняет роль тренера, который хорошо знает дорогу и ведет учащихся к конечной цели; к средствам обучения относятся (образно говоря) «компас», «карта», «снаряжение», инструкции по восхождению на вершину и по технике безопасности умственного труда, различные «дорожные указатели», «приметы», знания о «погоде, почве, растительности, животных», которые могут встре­титься на пути. В процессе восхождения на вершину не всегда можно разделить путь и средства ориентирования, расположенные на этой дороге, да это и не нужно, ибо в процессе обучения используются адекватные (сопряжен­ные) методы и средства.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на каче­ство знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам от­носятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учеб­но-лабораторное оборудование, помещения, мебель, обору­дование учебного кабинета, микроклимат, расписание заня­тий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения это те усвоенные ра­нее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. JI.C. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обуче­ния, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В об­щем случае идеальное средство - это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усво­енная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» методов и средств обуче­ния. Из нее учащийся черпает способы рассуждения, до­казательства, расчета, запоминания и понимания.


В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существен­ное влияние преимущественно на интеллектуальное раз­витие учащихся. Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока (например, правила поведения, решения задач, написания букв, анализа строения пред­ложения и т.п.), но могут быть и сконструированы уча­щимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Идеальные методы и средства это «мысли о мыс­лях»; чтобы учитель или учащийся мог их изложить, не­обходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм вербализация речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т.п. Дру­гая форма материализация представляет эти средства в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, схем, ус­ловных обозначений, кодов, чертежей, диаграмм. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные извест­ным учителем-мастером В. Шаталовым. Творчески ра­ботающие учителя разрабатывают такие свои средства ма­териализации, оказывают положительное влияние на мо­тивацию, успешность обучения и умственное развитие учащихся.

Материальные и идеальные средства обучения взаимо­дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, ус­воением существенно новых знаний; идеальные средства с пониманием материала, логикой рассуждения, запоми­нанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Идеальные средства используются первоначально в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют мате­риализованные средства в совместной деятельности, об­щении, объяснении и взаимопомощи в решении трени­ровочных задач. Материализованные средства становятся также и вербализованными. Далее следует самостоятель­ная познавательная деятельность по решению задач, в хо­де которой речь сокращается, автоматизируется и пре­вращается в мысль. Внешние, материализованные средст­ва в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и метода­ми обучения. Связь средств и методов обучения неодно­значна: средства обучения чаще всего могут использо­ваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать не­сколько адекватных (соответствующих) средств. Это обу­словлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (еди­нообразных, многоцелевых) стендов для демонстрацион­ного эксперимента и лабораторных практикумов.


Современные средства обучения часто предполага­ют использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благо­даря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; вы­полняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе персональных компьютеров — это но­вый вид учебного процесса, в котором используются но­вые методы и средства преподавания и учения, исполь­зуются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.

Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование ла­бораторного практикума к средствам учения. Средства­ми преподавания пользуется в основном учитель для объ­яснения и закрепления учебного материала, а средствами учения учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподава­нии, так и в учении.

Средства Методы и средства преподавания имеют

преподавания существенное значение для реали­зации информационной и управляю­щей функции учителя. Средства помо­гают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, де­лают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифи­цируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и по­вторения и средства контроля.

Наименования методов и средств преподавания часто слиты в одном словосочетании. Так, в выражении «демонстрация опыта, модели, схемы» демонстрация метод сочетается со средствами наглядности: опытом, моделью, схемой.

Эффективность использования методов и средств за­висит от системности (соответствия закономерностям ус­воения) в планировании и от поведения преподавателя на уроке. Например, при объяснении логически сложной темы более эффективно после рассказа продемонстриро­вать опыт, иллюстрирующий теорию; рассказ о техноло­гическом процессе (развитии явления) лучше сопровож­дать демонстрацией, которая становится источником ви- зуальной информации; в проблемном обучении демонст­рация опыта предшествует объяснению; она выполняет функцию средства познания, учащиеся должны сформу­лировать гипотезу, наблюдая за опытами. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: человек запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Поэтому необходи­мо точно указывать, что демонстрируется: какие индика­торы и в какой момент подлежат наблюдению, последо­вательность включения цепей и т.д.


Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом он должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. По­казывать элементы пособий надо указкой, следя боковым зрением за правильностью ее движения. Если же препо­даватель стоит лицом к прибору и, следовательно, спиной к классу, то слуховое восприятие речи учителя затруднено и учащиеся не слышат, что говорит учитель; некоторые учащиеся могут не увидеть показаний приборов за спи­ной учителя, что создает условия для нарушения дисцип­лины. Неправильное поведение учителя может спровоци­ровать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

Некоторые современные средства обучения создаются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если средство обучения является источником учебной информации, то методы изложения ее учителем становятся зависимыми от методов изложения в источни­ке. Если раньше учитель был «монополистом» в инфор­мировании учащихся, то в настоящее время многие уча­щиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходи­мость учета и анализа различных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономер­ностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное ко­личество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций скорее отвлекает внимание учащихся от главного, о чем идет речь на занятии, больше развлекает, чем учит. Оп­тимальным считается 4-5 демонстраций за урок при изу­чении трудной темы, считая средства для самостоятель­ной работы и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест. При пя­тиместных рядах экспонаты на доске должны быть не менее 5 сантиметров в длину и 1 в ширину. Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их тене­вую проекцию, либо оптическое увеличение изображе­ния, либо использовать раздаточный материал, либо пе­ресадить учащихся на время демонстрации за первые сто­лы.

10-1700



10.2. Средства общения

Понятие и сущность общения как средства обучения

Общение одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участни­ками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, пе­редается, перерабатывается и расшиф­ровывается. В общении происходит обмен знаниями, ду­ховными ценностями, установками, побуждениями; об­щение может поднять настроение или испортить его, воз­будить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, во­левую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Коммуникация это общение, в котором передаваемая информация имеет существенное значение и личностный смысл. Общение сопровождается определенными выражением лица, позой, мимикой, жес­тами, тоном, паузамиЛ(Основное средство общения речь, представляющая собой систему знаков, заменяющих реальные объекты.

В общении и в процессе совместной с учителем позна­вательной деятельности учащиеся осваивают культурные формы поведения употребление орудий мышления, т.е. овладевают различными языковыми средствами - знаками и их значениями. «Основной и самой общей деятельно­стью человека... является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков» (Выготский JI.C. Собр. соч. Т. 3. С. 30—79). С помощью знаков учитель осуществляет ин­формационное обеспечение урока. Речь учителя характе­ризует уровень развития его мышления, у! еоретическое мышление учителя выступает в обуче­нии в качестве образца для учащихся, которые воспроиз­водят структуру и методы использования различных средств мышления. Факт воспроизведения становится возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, в ходе которой учитель вербали­зует свои знания. Коммуникация в обучении представля­ет собой процесс обмена информацией между участника­ми учебного процесса, протекающий в виде беседы, дис­куссии, сообщения, доклада, лекции и т.п. Используются три вида средств коммуникации: лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, уравнения, графики и т.п.) и паралингвистические (жесты, мимика).

Речь как средство преподавания

Речь является средством как преподавания, так и учения. Речь учитель – образец для подражания, основное условие филологического и умет венного развития. «Можно проследить смену трех основ­ных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т.е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть функционально использована взрос­лым как средство общения с ребенком. Затем только сло­во становится осмысленным и для самого ребенка. Зна­чение слова, таким образом, прежде объективно сущест­вует для других и только впоследствии начинает сущест­вовать для самого ребенка» (Выготский JI.C. Собр. соч. Т. 3. С. 145). В этом процессе овладения филологически­ми средствами речь учителя является образцом для уча­щихся, она не только средство изложения учебной ин­формации, но и средство управления вниманием, средст­во образования представлений и понятий.