ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2020

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный ПК, снабженный дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графи­кой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкаль­ным) сопровождением, кино- и видеоизображением, на­зывается мультимедиа («многовариантная среда»). Обыч­но все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри корпуса ЭВМ, поэтому мультимедийный ПК внешне почти не отличается от других ПК.

При эпизодическом использовании ПК употребляют­ся в системе с другими средствами и методами обучения; поэтому на их применение отводится часть урока (эпизоды по 5-15 минут); для этого необходимы неболь­шие, часто стандартные программы. При систематиче­ском использовании компьютеры работают в течение многих занятий, занимая основное учебное время; для этих занятий разрабатываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения (чаще всего на дискетах), предъявления информации (в основном на экране телевизора или дисплея), управления познавательной деятельностью учащихся, анализа ошибок и оценки успешности обучения класса в целом и каждого учащегося персонально.

Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения вы­ступает как предмет освоения. При первоначальном оз­накомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бы­вают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Так, при просмотре кинофильма в первый раз они могут запомнить костюм и манеры ведущего, но не поймут со­держания фильма. Аналогичное рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дис­плея, другой техники. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Частота использования ТСО влияет на эффектив­ность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвы­чайное событие и возбуждает эмоции, мешающие вос­приятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему. Оптимальная частота приме­нения ТСО в учебном процессе зависит от возраста уча­щихся, учебного предмета и необходимости их использо­вания. Для физико-математических предметов экспери­ментально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15—16 лет).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Ис­пользование ТСО в начале урока (на пять минут) сокраща­ет подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а уста­лость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменя­ются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляе­мость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью ис­ключающее восприятие информации. Правильное чередо­вание различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зритель­ного и слухового восприятия.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. При каком условии предмет выполняет функцию средства обучения?

  2. По каким основаниям классифицируются средства обуче­ния 9

  3. Перечислите средства преподавания.

  4. Перечислите средства учения.

  5. Каковы дидактические требования к оборудованию кабинета?

  6. Назовите требования к дидактическим пособиям.

  7. Как связаны средства учения с умственным развитием учащихся?

  8. Какие учебные карты или таблицы могут быть использова­ны на уроках по вашему предмету?

  9. Какие ТСО необходимы в кабинете по вашему предмету?

  10. Перечислите средства общения.

  11. Каковы педагогические требования к речи учителя?

  12. Назовите вербализованные средства обучения.

  13. Назовите материализованные средства обучения.

  14. Какие коллекции могут быть использованы в преподавании вашего предмета?

  15. Какие модели могут быть использованы в преподавании вашего предмета?

  16. Каковы дидактические функции наглядных пособий?

1 Сленг — англ. slang - жаргон-, напр. сленг художников, моряков и т.д.