ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2020

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преподаватели-энтузиасты часто изготовляют новые средства обучения совместно с учащимися, причем все единодушно отмечают, что качество знаний учащихся при этом существенно улучшается. Этот вывод следует из известной дидактической закономерности о том, что ка­чество знаний учащихся зависит от использованных в учебной работе средств учения (орудий познавательной деятельности). Новые средства учения и связанные с ни­ми изменения в организации, содержании познаватель­ной деятельности порождают внимание и познавательный интересу учащихся, улучшают запоминание и понимание учебного материала. В процессе изготовления и исполь­зования новых средств учения происходит умственное развитие учащихся потому, что осуществляется взаимо­действие средств с учебной информацией, порождающее творческие способности при условии выделения этого средства в специальную цель дидактического анализа на уроке.

В учебной деятельности используются как матери­альные, так и идеальные (вербализованные и материали­зованные) средства учения. Умственные действия совер­шаются при помощи идеальных средств, которые входят в состав компонентов мышления наряду с образом ко­нечного продукта (целью), условием задачи (предметом преобразования) и технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения нового ма­териала учитель изображает эти средства наглядно (материально) в виде символов, графиков, таблиц, схем и т.п., либо вербализует их. Вербальные выражения средств всегда начинаются с глагола (начертить, изобразить и т.п.). Жесткая последовательность использования средств обучения получила название алгоритма, которая иногда называется также «план решения задачи».

Рассмотрим в качестве примера учебные карты и таб­лицы индивидуального пользования (дидактический раз­даточный материал), все чаше используемые в самостоя­тельной работе учащимися. Они имеют определенный способ употребления, который выработан в науке и за­креплен в практике обучения: это не просто столбцы (операции) и строки (виды объектов), клеточки инфор­мации, но и тот общественно выработанный способ дей­ствия, который систематизирован, организован и оформ­лен, кристаллизован в таблице. Поэтому разрабатывать на занятии вместе с учащимися учебную карту и затем ис­пользовать ее для усвоения знаний и решения задач это значит применять обобщенные познавательные действия, обеспечивающие усвоение данной информации вместе с методами ее структурирования и применения. Употреб­ление учебной карты и таблицы повышает качество зна­ний и содействует умственному развитию потому, что обобщение учебной информации в ней слито с практиче­ским анализом и применением для решения тренировоч­ных задач, в ходе которого в знаниях отображаются объ­ективные характеристики учебной информации; обобще­ние содержания осуществляется по известному для уча­щихся и объективированному в карте признаку, что дела­ет карту эффективным средством усвоения обобщенного знания.


10.4. Оборудование учебного кабинета

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, произ­водную от учебной программы. Она строится согласно следующим принципам.

  1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.

  2. Все приборы, имеющие общее назначение (си­ловые трансформаторы, выпрямители, кабели, электро­проводка и т.д.), должны соответствовать друг другу и де­монстрационным установкам.

  3. Количество и типы средств обучения должны пол­ностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

  4. Средства обучения должны соответствовать реаль­ным условиям работы школы и потребностям местного населения.

Учебные Опыт преподавания показал, что наиболее

кабинеты рациональной формой организации системы средств обучения является ка­бинетная система, в которой все средст­ва обучения по одному предмету (или используемые одним учителем) располагаются в одном помещении — кабинете, к которому при необходимости добавляются другие по­мещения: лаборантская, лабораторная подсобная, ре­монтная мастерская. Учебные кабинеты предназначены для изучения теории и проведения упражнений (се­минаров, решения задач, контрольных работ, практиче­ские занятий). В учебной лабораторной аудитории прово­дят практикумы, лабораторные работы, в которых у уча­щихся формируются политехнические, профессиональ­ные., трудовые, исследовательские и другие навыки.

При кабинете необходимо иметь подсобные помеще­ния. В лаборантской готовятся опыты и другие демонстра­ции, хранятся наглядные пособия, раздаточный материал, приборы для лабораторных работ. Иногда лаборантскую объединяют с другими помещениями: в ней выделяют место для стеллажей, на которых хранятся приборы, стол для ре­монтных работ с полками для инструментов, письменный стол для преподавателей. Такое совмещение работ в одной комнате уменьшает общее время подготовки к урокам, и це­лесообразно, когда в кабинете проводят занятия 1-2 препо­давателя. Если же кабинет обслуживает большие потоки учащихся, в нем работает много преподавателей, то совме­щение работ в одной комнате может привести к конфликтам; лаборанты и преподаватели будут мешать друг другу. В этом случае желательно выделить отдельные помещения для каждого вида работ.

Наглядные пособия В кабинете должны быть обеспе-

как средства чены все условия для демонстра-

обучения ции наглядных пособий: источни­ки постоянного и переменного то­ка, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т.д. На­глядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Для их оперативного использования желательно иметь картотеку средств обучения, в которой карточки расположены по темам уроков. Недостаток наглядности отрицательно сказывается на активности и качестве зна­ний учащихся. В то же время не следует загромождать кабинет пособиями, которые морально устарели. По многим темам может быть несколько различных средств обучения: печатные пособия, демонстрационный стенд, кинофильм и т.п. Демонстрационное оборудование и пе­чатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.


Наглядные пособия выполняют следующие функции:

    1. ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

    2. ознакомление с внешним видом объекта в его со­временном виде и в историческом развитии;

    3. наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасно­сти;

    4. наглядное представление о сравнении или измере­нии характеристик явления или процесса;

    5. знаковое изображение этапов эксплуатации, изго­товления или проектирования изделия;

    6. ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, при­боры, аппараты и т.п.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); 3) проек­ционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Коллекции и модели в системе учебных средств

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по опреде­ленным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике и зоологии, а также по физике, химии, рисова­нию, для труда в мастерских. Например, коллекции рези­сторов, конденсаторов, изоляторов, солей, пластмасс, красок, кистей, молотков, напильников, шурупов и т.п. Многие коллекции для учебных целей изготовляются учащимися совместно с преподавателями.

При объяснении нового материала часто используют­ся демонстрационные коллекции, изготовленные на листе фанеры или картона и вывешенные на стационарных местах в кабинете или коридоре. Каждый предмет в кол­лекции должен быть укреплен в определенном месте со­гласно классификации, которая может быть изображена стрелками. Под предметом указывается его наименование и дается краткое пояснение. Коллекции для самостоя­тельной работы делаются небольшими, хранятся в короб­ках и используются в качестве раздаточного материала.

Печатные пособия широко используются в практике обучения. Они дешевле, проще в изготовлении, печата­ются в типографии или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как дополни­тельные средства наряду с натуральными предметами или их моделями. Таблицы и плакаты необходимо бережно хранить в подвешенном или закрепленном виде в специ­альном месте, защищенном от пыли и прямых солнечных лучей, из-за которых выгорает краска и портится бумага. Обычно такое место выбирается в лаборантской в форме ниши, отгороженной от остальной части комнаты пере­городкой. В кабинете необходимо также иметь портреты выдающихся деятелей науки и культуры, внесших значи­тельный вклад в становление предмета обучения.


Модели бывают трех типов. 1. На которых можно показать принцип действия объекта. 2. На которой изо­бражены устройство или схема работы. 3. Воспроизводя­щая внешний вид изделия. Наиболее эффективными яв­ляются модели первого типа: их демонстрация произво­дит сильное впечатление, вызывает повышенный позна­вательный интерес, способствует улучшению успеваемо­сти и дисциплины.

Модели с изображением электрической схемы обыч­но выполняются в развернутом виде на достаточно боль­ших листах фанеры, текстолита или другого материала. Сначала чертят схему, после чего на ней монтируют не­обходимые детали, элементы, индикаторы. Действующие схемы со светящимися индикаторами используются, ко­гда необходимо показать процесс или действие различных факторов, причинно-следственные связи в явлении. Мо­дели третьего типа изготовляются обычно силами уча­щихся в кружке для демонстрации внешнего вида круп­ногабаритных объектов в уменьшенном масштабе, либо, наоборот, очень малых объектов (молекул, клеток, генов и т.п.) в увеличенном виде. При этом пропорции между элементами реального предмета выдерживаются редко и весьма приблизительно, но наиболее значимые детали выделяются на первый план крупно и ярким цветом. В схемах, выполняемых в развертку, размеры изображений деталей должны определяться закономерностями зри­тельного восприятия, а не их фактическими размерами, причем учащимся необходимо давать разъяснения об ис­тинных размерах предмета и его изображения на схеме. В типовых школьных классах размеры изображения наи­меньших деталей составляют 5 сантиметров в длину и 1 сантиметр в ширину для условия наилучшего зрения.

Схемы на темном текстолите желательно изображать белой или светлой краской. Большое значение имеет также освещенность и контрастность фона. Темные предметы должны изображаться на светлом фоне, а свет­лые предметы на темном. Поэтому в каждом кабинете должны быть фоновые экраны (черно-белые) на подстав­ках, которые ставятся на демонстрационном столе сзади демонстрируемого предмета.

По многим учебным предметам используются также диаграммы, которые бывают сравнительными и линей­ными. Сравнительные диаграммы используют в виде прямоугольников, секторов и других геометрических фи­гур для сопоставления количеств или интенсивностей ха­рактеристик. Линейные диаграммы применяются для графического изображения функциональных зависимо­стей.

10.5. Технические средства обучения (ТСО)

могающие учителю обеспечивать учащихся учебной инфор­мацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В

них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспече­ния, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.


Виды ТСО

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомаг­нитофоны, телевизионные комплексы, персональные компь­ютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: линга­фонные кабинеты для изучения иностранных языков, ком­плексы для изучения физики, математики и других предме­тов.

Широкое распространение получают в школах обу­чающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Они снабжены программами управления познавательной дея­тельностью школьников, связанной с формированием расчетных арифметических навыков, навыков письма, решения алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построения графиков и чертежей, рисования на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочине­нием музыки, написанием и редактированием сочинений, заучиванием наизусть, усвоением грамматики и других правил поведения и деятельности. Эти программы адап­тированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые персональные компьютеры снаб­жены часами и могут работать в режиме репетитора и эк­заменатора, самостоятельно устанавливать и анализиро­вать ошибки, предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков до заданного качества (например, при обучении работе на пишущей машинке довести навык до возможности одной ошибки на 10000 знаков при задан­ной средней скорости печатания).

Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера. По своим техническим характеристикам персональные электронно-вычисли­тельные машины (ПЭВМ), в частности персональные компьютеры (ПК), разделяются на современные и мо­рально устаревшие. Современные ПК изготовлены с эк­раном на твердых или жидких кристаллах, могут питаться от электрических батареек, аккумуляторов (до 5 вольт), а также от сети; потребляют мизерную мощность (несколько ватт) и могут быть установлены в любом по­мещении с воздухом, очищенным от пыли. Морально ус­таревшие ПК имеют электронно-лучевую трубку, которая дает сильное излучение и отрицательно действует на зре­ние и организм в целом, питается только от сети пере­менного тока, очень чувствительны к изменению напря­жения и частоты тока (быстро перегорают микроэлемен­ты), а также потребляют значительную мощность (сотни ватт), выделяют много тепла и потому устанавливаются в специальных аудиториях, имеющих заземление и искус­ственную вентиляцию.