ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4239
Скачиваний: 25
вых и сравнительных полей документа, полей оценки, реализуе
мых на основании данных, содержащихся как в одном, так и в
нескольких документах.
3. Процесс сбора данных является выполнением
простран
ственного
(коммуникационного
) преобразования информации.
4.
Временной аспект
преобразования информации при разра
ботке документов связан с необходимостью их хранения. От ин
формации, внесенной в документ, зависят сроки его хранения,
периодичность обращения к нему и ситуации, в которых он ис
пользуется. А это в свою очередь определяет способ и место хра
нения документа и возможности по поиску информации.
Современные средства вычислительной техники качественно
изменяют процессы подготовки принятия решений, включая ме
тоды и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения, обра
ботки и выдачи информации в удобном для восприятия виде. Та
кие автоматизированные системы ППР имеют следующие
основ
ные черты,
более строгая дисциплина и упорядоченность про
цесса ППР; системность поддержки этого процесса; возможность
научного обоснования принимаемых решений; способность к
многовариантности и гибкости анализа; комплексность анализа
вариантов решений; большая наглядность и образность результа
тов поддержки решений.
Система ППР это: интерактивная автоматизированная систе
ма, использующая модели выработки решений, обеспечивающая
пользователям легкий и эффективный доступ к большому рас
пределенному хранилищу информации и предоставляющая им
разнообразные возможности по отображению информации. В та
ком понимании СППР представляет собой совокупность следую
щих
подсистем
: комплекса распределенных технических средств,
комплекса математических моделей анализа состояний и выра
ботки решений, баз данных и знаний, системы управления моде
лями, удобных для пользователя языков моделирования, обработ
ки и отображения информации.
Двумя
частными формами поддержки процессов ППР
явля
ются представление руководству информации и выполнение рас
четов для него, выражающиеся в
информационной
и
вычисли
тельной поддержке
ППР соответственно. Существование этих
двух форм обусловливается особенностями процессов ППР и со
путствующих им процессов переработки информации, которые
могут значительно различаться между собой по сложности.
Задачей информационной поддержки ППР при планировании
в КСЗИ является обеспечение должностных лиц органа управле
ния — как по их запросу, так и в режиме регулярного информи
рования — своевременной, безошибочной и нужной информаци
ей на всех этапах планирования. Выполнение этой задачи связано
со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объ
емов данных и выдачей как «сырой», так и переработанной ин
формации в виде сводок, справок и т.п.
Информационная поддержка ПГТР в своем развитии прошла
несколько
этапов.
Первоначально считалось, что, поскольку ин
формационная поддержка ППР является необходимым условием
повышения качества принимаемых решений, то чем больше ин
формации передается ДПР, тем более качественным будет реше
ние. Однако, как показала практика ППР,
увеличение объема ин
формации мало связано с повышением качества принимаемых
решений.
Это объясняется рядом обстоятельств. Когда для под
держки решений предлагается информация, действительно нуж
ная для принятия решения, но в больших объемах, она либо иг
норируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени на
организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него
информационную перегрузку. В любом случае на качество реше
ния оказывается отрицательное воздействие. Если же в этой ин
формации присутствует такая, которая не имеет отношения к про
блеме, то это создает бесполезный избыток информации, способ
ствующий, как правило, снижению качества решения.
В дальнейшем, по мере появления опыта использования раз
личных автоматизированных систем, полагалось, что руководи
тель в состоянии иметь представление о необходимой для приня
тия решения информации, готов к ее усвоению и может созна
тельно ограничивать свою информационную потребность, когда
ему угрожает информационная перегрузка. Однако и этот подход
обладает определенными недостатками. То, что ЛПР имеет пред
ставление о необходимой ему информации и готов к работе с ней,
еще не гарантирует, что вся полученная им информация действи
тельно окажется нужной, а готовность ЛПР к ее переработке —
абсолютной.
На современном этапе развития средств информационной под
держки ППР стало складываться представление о том, что акцент
следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР
в информации, объективно необходимой для решения поставлен
ных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационально
го) решения ЛПР необходим некий
оптимальный уровень коли
чества и качества информации.
Однако дать ЛПР практические
рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уро
вень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно. Кроме
того, отсутствуют надежные средства определения информации,
необходимой для решения поставленной задачи (релевантной).
Автоматизированная система информационной поддержки
ППР при планировании
должна включать следующие элементы:
1) ЭВМ и другие технические средства; 2) информационную базу,
часть которой организована в виде баз данных; 3) программные
средства работы с базами данных, т.е. средства создания баз дан
ных, их ведения, выполнения различных операций с ними, вклю
чая стыковку с расчетными программами и т.п.; 4) персонал под
держки.
Вычислительная поддержка ППР при планировании КСЗИ
строится на использовании разнообразных моделей КСЗИ и про
цессов подготовки и принятия решений. Для того чтобы помочь
должностным лицам органов управления в решении сложных за
дач планирования, специалисты создают математические модели
и алгоритмы получения информации, нужной, в конечном счете,
для квалифицированного принятия решения. В настоящее время
широкое применение в КСЗИ нашли автоматизированные ин
формационно-расчетные системы, позволяющие выполнять вы
числения как по сравнительно простым формулам, так и по слож
ным моделям оптимизационного характера. При работе таких
систем к должностным лицам попадают уже результаты расчетов,
которым они дают окончательную оценку.
Диалоговые возможности информационной и вычислительной
поддержки решений позволяют обеспечить многовариантность
расчетов при использовании различных математических моделей.
Это означает, что до принятия окончательного решения ЛПР имеет
возможность сгенерировать и проверить с помощью системы под
держки ППР различные варианты решения интересующей его
задачи, сочетая возможности формальных моделей и неформаль
ных суждений и оценок, как своих собственных, так и привлека
емых экспертов.
16.6. Организация выполнения планов
Организация выполнения планов (далее — оперативное управ
ление) представляет собой циклически повторяющийся процесс
по непосредственному воздействию на объекты управления с це
лью реализации плановых решений.
Наряду с планированием оперативное управление в КСЗИ яв
ляется одной из основных функций управленческой деятельно
сти. Оно осуществляется постоянно.
Основными функциями
опе
ративного управления в КСЗИ являются: принятие решений; по
становка задач; контроля их исполнения.
•
Принятие решений
при оперативном управлении предпола
гает выработку соответствующих воздействий, направленных на
устранение рассогласованности между реальным и плановым со
стояниями КСЗИ.
•
Постановка задач —
это процесс формирования и выдачи
(доведения) подчиненным должностным лицам распоряжений,
приказов и команд в ходе функционирования СЗИ.
•
Сущность
контроля
заключается в сборе данных, характери
зующих состояние объектов управления (информации состояния),
и в анализе причин возможного срыва выполнения поставленных
задач.
Следует всегда помнить, что эффективность оперативного уп
равления в целом тесно связана с качеством разработанного пла
на, в том числе совокупности прогнозируемых воздействий (ко
манд) для его реализации. Воздействия, переданные к исполне
нию объектом управления, превращают план в действительность.
Вместе с тем из-за влияния многочисленных внешних факторов
среды переход системы в необходимое состояние может осуще
ствляться с отклонениями от плана. Это приводит к рассогласова
нию плана с реальным поведением управляемого объекта.
Чтобы осуществлять оперативное управление КСЗИ, надо уметь
прежде всего определять степень расхождения действительного
поведения объекта управления от планового и при необходимо
сти корректировать плановые управляющие воздействия с целью
максимального устранения выявленного рассогласования. Кроме
того, под влиянием тех же внешних условий или по каким-либо
другим причинам может меняться как траектория поведения объек
та управления, так и цель управления. Следовательно, и это важ
но, надо уметь корректировать план в целом.
Вырабатывать план и управляющие воздействия для его реали
зации необходимо таким образом, чтобы объект управления имел
возможность их выполнения с минимальными затратами ресур
сов, т.е. из всех воздействий надо уметь выбирать оптимальные
или близкие к оптимальным.
Как для процесса управления в целом, так и для оперативного
управления в частности основу деятельности должностных лиц
составляют процедуры (работы), направленные на выработку обо
снованных решений и соответствующих им управляющих воздей
ствий (команд).
Исходя из целевого предназначения и условий функциониро
вания объектов управления, можно выделить три
основных клас
са задач оперативного управления КСЗИ:
1) задачи по созданию (построению, развертыванию), эксплуа
тационному обслуживанию, наращиванию и восстановлению
КСЗИ;
2) задачи по защите, безопасности и всестороннему обеспече
нию КСЗИ;
3) задачи, направленные на организацию информационного
обмена в КСЗИ.
Общая типовая схема решения задач оперативного управ
ления
в КСЗИ может быть представлена следующим образом:
1)
сбор данных о состоянии элементов КСЗИ и условиях их
функционирования; данные о состоянии объектов управления
поступают, как правило, от подчиненных и взаимодействующих
пунктов управления нижнего уровня иерархии;
2) учет (документирование) полученной информации (в том
числе техническими средствами);
3) анализ полученной информации: определение соответствия
между фактическим и плановым состоянием объекта управления;
4) сбор — при необходимости — дополнительной информации
и принятие решений;
5) оформление принятого решения и постановка задач испол
нителям для его реализации;
6) контроль выполнения принятого решения.
Прежде всего оперативное управление — это процесс воздей
ствия управляющего органа на объект управления. Чтобы управ
ляющее воздействие могло направлять поведение объекта управ
ления на достижение поставленной цели (приведение в плановое
состояние), оно должно удовлетворять трем
основным требова
ниям:
1)
своевременность
выработки и передачи управляющего воз
действия на объект управления;
2)
правильность
определения характера действия, которое дол
жен выполнить объект управления;
3)
однозначность понимания
того, какое именно действие
объект управления должен выполнить.
Эти требования предъявляются к значениям показателей соот
ветствующих
свойств
:
•
оперативность —
способность органов управления своевре
менно исправлять или направлять действия объектов управления;
•
обоснованность —
способность органов управления находить
нужное (адекватное, правильное) воздействие, выбор которого
подтверждается фактами или серьезными доводами;
•
категоричность
— способность передавать воздействие на
управляемый объект в ясной, безусловной, не допускающей иных
толкований форме.