ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4115

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вых  и  сравнительных  полей  документа,  полей  оценки,  реализуе­
мых  на  основании  данных,  содержащихся  как  в  одном,  так  и  в 
нескольких  документах.

3.  Процесс  сбора  данных  является  выполнением 

простран­

ственного

 

(коммуникационного

)  преобразования  информации.

4. 

Временной аспект

 преобразования информации  при разра­

ботке  документов  связан  с  необходимостью  их  хранения.  От  ин­
формации,  внесенной  в  документ,  зависят  сроки  его  хранения, 

периодичность  обращения  к  нему  и  ситуации,  в  которых  он  ис­
пользуется.  А  это  в  свою  очередь  определяет способ  и  место  хра­
нения документа  и  возможности  по  поиску  информации.

Современные  средства  вычислительной  техники  качественно 

изменяют  процессы  подготовки  принятия  решений,  включая  ме­

тоды  и  процедуры  сбора,  накопления,  передачи,  хранения,  обра­

ботки  и  выдачи  информации  в удобном для  восприятия  виде.  Та­

кие  автоматизированные  системы  ППР  имеют следующие 

основ­

ные  черты,

  более  строгая  дисциплина  и  упорядоченность  про­

цесса  ППР;  системность поддержки этого процесса;  возможность 
научного  обоснования  принимаемых  решений;  способность  к 
многовариантности  и  гибкости  анализа;  комплексность  анализа 
вариантов  решений;  большая  наглядность  и  образность результа­

тов  поддержки  решений.

Система  ППР  это:  интерактивная  автоматизированная  систе­

ма,  использующая  модели  выработки  решений,  обеспечивающая 
пользователям  легкий  и  эффективный  доступ  к  большому  рас­
пределенному  хранилищу  информации  и  предоставляющая  им 
разнообразные  возможности  по отображению информации.  В та­
ком  понимании  СППР  представляет собой  совокупность следую­
щих 

подсистем

:  комплекса распределенных технических средств, 

комплекса  математических  моделей  анализа  состояний  и  выра­
ботки  решений,  баз данных и  знаний,  системы  управления  моде­

лями, удобных для пользователя языков моделирования,  обработ­

ки  и  отображения  информации.

Двумя 

частными  формами  поддержки  процессов  ППР

 явля­

ются  представление  руководству  информации  и  выполнение  рас­

четов  для  него,  выражающиеся  в 

информационной

  и 

вычисли­

тельной  поддержке

  ППР  соответственно.  Существование  этих 

двух форм  обусловливается  особенностями  процессов  ППР  и  со­

путствующих  им  процессов  переработки  информации,  которые 
могут  значительно  различаться  между  собой  по  сложности.

Задачей  информационной  поддержки  ППР при  планировании 

в  КСЗИ  является  обеспечение должностных лиц органа  управле­
ния  —  как  по  их  запросу,  так  и  в  режиме  регулярного  информи­

рования  — своевременной,  безошибочной  и  нужной  информаци­
ей на всех этапах планирования.  Выполнение этой задачи связано 

со  сбором,  накоплением,  хранением,  обработкой  больших  объ­


background image

емов  данных  и  выдачей  как  «сырой»,  так  и  переработанной  ин­

формации  в виде  сводок,  справок и т.п.

Информационная  поддержка  ПГТР  в  своем  развитии  прошла 

несколько 

этапов.

  Первоначально считалось, что,  поскольку ин­

формационная  поддержка  ППР является  необходимым  условием 
повышения  качества  принимаемых  решений,  то  чем  больше  ин­
формации  передается ДПР,  тем  более  качественным  будет реше­
ние.  Однако, как показала практика ППР, 

увеличение объема ин­

формации мало  связано  с  повышением  качества  принимаемых

 

решений.

  Это  объясняется  рядом  обстоятельств.  Когда  для  под­

держки  решений  предлагается  информация,  действительно  нуж­

ная для  принятия  решения,  но  в  больших  объемах,  она либо  иг­
норируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени  на 
организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него 
информационную перегрузку.  В любом  случае  на  качество реше­
ния  оказывается  отрицательное  воздействие.  Если же  в  этой  ин­
формации присутствует такая, которая не имеет отношения к про­

блеме, то это создает бесполезный избыток информации,  способ­
ствующий,  как правило,  снижению  качества решения.

В  дальнейшем,  по  мере  появления  опыта  использования  раз­

личных  автоматизированных  систем,  полагалось,  что  руководи­

тель в состоянии иметь представление  о необходимой для приня­

тия  решения  информации,  готов  к  ее  усвоению  и  может  созна­
тельно  ограничивать  свою  информационную  потребность,  когда 
ему угрожает информационная перегрузка.  Однако и этот подход 
обладает определенными недостатками. То,  что ЛПР имеет пред­
ставление о необходимой ему информации и готов к работе с ней, 
еще не гарантирует, что вся полученная им информация действи­

тельно  окажется  нужной,  а  готовность  ЛПР  к  ее  переработке  — 
абсолютной.

На современном этапе развития средств информационной под­

держки ППР стало складываться представление о том, что акцент 

следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР 
в информации,  объективно необходимой для решения поставлен­
ных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационально­
го)  решения ЛПР необходим некий 

оптимальный уровень  коли­

чества и качества информации.

  Однако дать ЛПР практические 

рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уро­

вень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно.  Кроме 

того,  отсутствуют  надежные  средства  определения  информации, 
необходимой для  решения  поставленной  задачи  (релевантной).

Автоматизированная  система  информационной поддержки

 

ППР при  планировании

 должна  включать  следующие  элементы:

1)  ЭВМ и другие технические средства; 2)  информационную базу, 

часть  которой  организована  в  виде  баз  данных;  3)  программные 
средства работы с  базами данных,  т.е.  средства создания  баз дан­


background image

ных,  их ведения, выполнения различных операций с ними,  вклю­

чая стыковку с расчетными программами и т.п.;  4)  персонал  под­
держки.

Вычислительная  поддержка  ППР  при  планировании  КСЗИ 

строится  на использовании разнообразных моделей  КСЗИ  и  про­

цессов  подготовки  и  принятия  решений.  Для  того  чтобы  помочь 

должностным лицам  органов управления  в решении  сложных за­
дач  планирования,  специалисты  создают  математические  модели 

и  алгоритмы получения информации,  нужной,  в  конечном  счете, 

для  квалифицированного  принятия  решения.  В  настоящее  время 

широкое  применение  в  КСЗИ  нашли  автоматизированные  ин­
формационно-расчетные  системы,  позволяющие  выполнять  вы­

числения как по сравнительно простым формулам, так и по слож­

ным  моделям  оптимизационного  характера.  При  работе  таких 
систем  к должностным лицам  попадают уже результаты  расчетов, 
которым  они дают  окончательную  оценку.

Диалоговые возможности информационной и вычислительной 

поддержки  решений  позволяют  обеспечить  многовариантность 
расчетов при использовании различных математических моделей. 
Это означает, что до принятия окончательного решения ЛПР имеет 
возможность сгенерировать и проверить с помощью системы под­

держки  ППР  различные  варианты  решения  интересующей  его 

задачи,  сочетая возможности формальных моделей  и  неформаль­

ных суждений  и оценок,  как своих собственных,  так и  привлека­
емых  экспертов.

16.6.  Организация  выполнения  планов

Организация выполнения планов (далее — оперативное управ­

ление)  представляет  собой  циклически  повторяющийся  процесс 

по  непосредственному воздействию  на объекты  управления с  це­

лью  реализации  плановых решений.

Наряду с  планированием  оперативное управление  в  КСЗИ яв­

ляется  одной  из  основных  функций  управленческой  деятельно­

сти.  Оно осуществляется постоянно. 

Основными функциями

 опе­

ративного управления  в  КСЗИ являются:  принятие решений;  по­
становка  задач;  контроля  их  исполнения.

• 

Принятие решений

 при  оперативном управлении  предпола­

гает  выработку  соответствующих  воздействий,  направленных  на 
устранение  рассогласованности  между реальным  и  плановым  со­
стояниями  КСЗИ.

• 

Постановка  задач  —

  это  процесс  формирования  и  выдачи 

(доведения)  подчиненным  должностным  лицам  распоряжений, 
приказов и  команд  в  ходе  функционирования  СЗИ.


background image

• 

Сущность 

контроля

 заключается в сборе данных, характери­

зующих состояние объектов управления (информации состояния), 

и  в анализе причин возможного срыва выполнения поставленных 
задач.

Следует  всегда  помнить,  что  эффективность оперативного уп­

равления в  целом  тесно связана с  качеством  разработанного  пла­

на,  в  том  числе  совокупности  прогнозируемых  воздействий  (ко­
манд)  для  его  реализации.  Воздействия,  переданные  к  исполне­
нию  объектом управления,  превращают план  в действительность. 

Вместе  с  тем  из-за  влияния  многочисленных  внешних  факторов 

среды  переход  системы  в  необходимое  состояние  может  осуще­
ствляться с отклонениями от плана. Это приводит к рассогласова­
нию  плана  с  реальным  поведением  управляемого  объекта.

Чтобы осуществлять оперативное управление КСЗИ, надо уметь 

прежде  всего  определять  степень  расхождения  действительного 
поведения  объекта  управления  от  планового  и  при  необходимо­
сти  корректировать  плановые  управляющие  воздействия  с  целью 
максимального устранения  выявленного рассогласования.  Кроме 

того,  под  влиянием  тех  же  внешних  условий  или  по  каким-либо 

другим причинам может меняться как траектория поведения объек­

та управления,  так и  цель управления.  Следовательно,  и  это  важ­

но,  надо  уметь  корректировать  план  в  целом.

Вырабатывать план и управляющие воздействия для его реали­

зации необходимо таким образом, чтобы объект управления имел 

возможность  их  выполнения  с  минимальными  затратами  ресур­

сов,  т.е.  из  всех  воздействий  надо  уметь  выбирать  оптимальные 

или  близкие  к оптимальным.

Как для  процесса управления  в целом,  так и для  оперативного 

управления  в  частности  основу  деятельности  должностных  лиц 

составляют процедуры (работы), направленные на выработку обо­

снованных решений и соответствующих им управляющих воздей­
ствий  (команд).

Исходя  из  целевого  предназначения  и  условий  функциониро­

вания объектов управления,  можно  выделить три 

основных клас­

са  задач  оперативного управления  КСЗИ:

1) задачи по созданию (построению, развертыванию),  эксплуа­

тационному  обслуживанию,  наращиванию  и  восстановлению 

КСЗИ;

2)  задачи  по  защите,  безопасности  и  всестороннему  обеспече­

нию  КСЗИ;

3)  задачи,  направленные  на  организацию  информационного 

обмена  в  КСЗИ.

Общая  типовая  схема решения  задач  оперативного  управ­

ления

 в  КСЗИ  может быть  представлена следующим  образом:

1) 

сбор  данных  о  состоянии  элементов  КСЗИ  и  условиях  их 

функционирования;  данные  о  состоянии  объектов  управления


background image

поступают,  как  правило,  от  подчиненных  и  взаимодействующих 

пунктов  управления  нижнего  уровня  иерархии;

2)  учет  (документирование)  полученной  информации  (в  том 

числе  техническими  средствами);

3)  анализ  полученной  информации:  определение  соответствия 

между фактическим  и  плановым состоянием объекта управления;

4) сбор —  при необходимости — дополнительной  информации 

и  принятие  решений;

5)  оформление  принятого  решения  и  постановка задач  испол­

нителям  для  его  реализации;

6)  контроль  выполнения  принятого  решения.

Прежде  всего  оперативное  управление  —  это  процесс  воздей­

ствия  управляющего  органа  на  объект управления.  Чтобы  управ­

ляющее  воздействие  могло  направлять  поведение  объекта  управ­
ления  на достижение  поставленной  цели  (приведение  в плановое 

состояние),  оно  должно  удовлетворять  трем 

основным  требова­

ниям:

1) 

своевременность

 выработки и  передачи управляющего воз­

действия  на  объект управления;

2) 

правильность

 определения характера действия, которое дол­

жен  выполнить  объект управления;

3) 

однозначность  понимания

  того,  какое  именно  действие 

объект управления  должен  выполнить.

Эти требования  предъявляются к значениям  показателей соот­

ветствующих 

свойств

:

• 

оперативность —

  способность органов управления своевре­

менно исправлять или  направлять действия объектов управления;

• 

обоснованность —

 способность органов управления находить 

нужное  (адекватное,  правильное)  воздействие,  выбор  которого 
подтверждается  фактами  или  серьезными  доводами;

• 

категоричность

  —  способность  передавать  воздействие  на 

управляемый объект в ясной,  безусловной,  не допускающей иных 
толкований  форме.