ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4116

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(ППР).  Знание особенностей ППР,  а также владение методологи­

ей процесса выработки решений облегчают работу органов управ­

ления  КСЗИ,  сокращают  время  выработки  решения,  повышают 

его  качество.

При  реализации  ППР  выделяются  различные  этапы,  стадии  и 

операции,  которые  с  достаточной  степенью  общности  относятся 
к процессам,  осуществляемым органами управления всех уровней 

иерархии.  Отдельные  этапы,  стадии  и  операции  реализуются  с 

использованием своих специфических методов, способов или про­
цедур,  более или менее формализованных, а зачастую нестандарт­
ных,  творческих.  Например,  процедуры  сбора  и  предоставления 

органам управления  информации учетно-отчетного характера до­
статочно  отработаны  и  формализованы,  но  ее  анализ  требует  от 

руководителя  осмысленного  отношения,  умения  видеть  за  циф­
рами  суть  вещей  и  владения  математическими  моделями.

Таким  образом,  можно  говорить  о  существовании  определен­

ной 

технологии  принятия управленческих решений

 как  о  взаи­

мосвязанной совокупности  методов,  способов  и  процедур  анали­
за  ситуаций,  постановки  проблем,  выработки,  оценки  и  выбора 
вариантов  решений,  организации  и  контроля  их  выполнения.

В  соответствии  с  тем,  кто  является  субъектом  ППР,  т.е.  кем 

вырабатывается  решение  —  отдельным  лицом,  группой,  органи­
зацией  или  несколькими  организациями,  можно  выделить следу­
ющие 

уровни ППР\

  1) индивидуальный;  2)  групповой;  3) органи­

зационный;  4)  межорганизационный.

В  подготовке  решений  при  планировании  КСЗИ  принимают 

участие должностные лица органов управления,  находящиеся  на 
различных уровнях  ППР,  а  окончательное  решение  принимает­
ся  на  индивидуальном  уровне 

лицом

принимающим  решение

 

(ЛПР).

ППР  —  сложный  творческий  процесс.  ЛПР  сталкивается  с 

огромным  количеством  разнообразных  факторов,  имеющих  про­

тиворечивый характер, а «цена» принимаемых решений очень вы­
сока.  Это,  конечно,  не означает,  что процесс выработки решения 
строится лишь на субъективных особенностях ЛПР. Несомненно, 
каждый думает  по-своему,  подходит  к решению  со  свойственны­
ми  ему  особенностями,  но  вместе  с  тем  существует  логическая 
последовательность,  придерживаясь  которой  можно  более  орга­

низованно,  рационально  прийти  к  нужному решению.

Должностные  лица  в  процессе  ППР  действуют  в  последова­

тельности,  соответствующей  этапам  планирования:

1) первоначально уясняется  поставленная задача, затем оцени­

вается  обстановка,  делаются  выводы  из  нее;

2)  на основании уясненной задачи  и  выводов из оценки обста­

новки  намечается замысел  на предстоящие действия  по решению 
поставленной  задачи;


background image

3)  замысел  анализируется,  уточняется,  определяется  возмож­

ность  его  реализации;  проверенный  и  уточненный  замысел  ло­

жится  в  основу будущего  решения;

4)  далее  следует  оформление  решения  и  доведение  его  до  ис­

полнителей.

Решения в процессе планирования принимаются на всех уров­

нях  иерархии,  но  применительно  ко  всему  процессу  планирова­
ния как процессу достижения поставленных целей они могут быть 

разбиты  на три 

категории

:

1)  информационное  решение;

2)  организационное  решение;
3)  оперативное  решение.

В соответствии с этими категориями решений  ППР можно раз­

бить  на три  этапа:

1)  выработка  информационного  решения  (уяснение  задачи  и 

оценка обстановки);

2) выработка организационного решения (выработка замысла);
3)  выработка  (принятие)  оперативного  решения  (разработка 

мероприятий для  реализации  замысла  при  завершении  принятия 
решения  и  детальном  планировании).

Информационное решение

 является прогностическим.  Оно за­

дает выявленные условия как существующего состояния планиру­

емой  КСЗИ,  так  и  предстоящего  ее  функционирования.  Данное 
решение  вырабатывается  в  результате  уяснения  стоящих  перед 

КСЗИ  задач  и  оценки  обстановки.

В  зависимости  от условий  планирования  вся  необходимая  ин­

формация  может присутствовать до начала планирования  или на­

капливаться  поэтапно  в  процессе  его  реализации.  Необходимо 

учитывать,  что  планирование  в  КСЗИ  всегда связано с 

информа­

ционной  неопределенностью

,  причем  степень этой  неопределен­

ности  зависит  как  от  условий  организации  планирования,  так  и 
от  выбранных  методов  работы  должностных  лиц.  Должностные 

лица,  участвующие  в  планировании,  стремятся  снизить  эту  нео­

пределенность прежде  всего  за счет постоянного  изучения  и  ана­

лиза  поступающей  информации.

Информационная неопределенность имеет различную  природу. 

Она связана не только с  неопределенностью предстоящих условий 
функционирования  КСЗИ,  но и  с недостаточной  степенью прора­
ботки  оперативных вопросов для  последующих этапов  планирова­
ния.  Информационное  решение  является  результатом  преодоле­
ния  этой  неопределенности  и  формируется  на  всем  протяжении 
планирования,  однако  особую  значимость  оно  имеет  в  начальной 
фазе  планирования, так как является первоосновой для выработки 
организационного и оперативного решений. Таким образом, выра­
ботка информационного решения  представляет собой первый этап 

процесса  планирования  и  основывается  на  уяснении  задач,  сто­


background image

ящих перед КСЗИ, и оценке обстановки, в которой осуществляют­

ся  планирование  и  последующее  функционирование  КСЗИ.

На этапе 

оценки  обстановки

 изучаются условия  решения  по­

ставленной  задачи,  выявляются  факторы,  которые  будут  способ­
ствовать  или  затруднять  ее  выполнение.  Оценка  обстановки  — 
это  познание  объективных  условий  и  нахождение  лучших  путей 
их  использования  для  наиболее  успешного  выполнения  постав­

ленной  задачи. 

Объектами  оценки  обстановки

 являются следу­

ющие элементы: угрозы информации, их источники,  наличие сил 
и средств,  факторы, способствующие решению задачи ЗИ,  и фак­

торы,  оказывающие  негативное  влияние  на  решение  задач  ЗИ, 
условия  окружающей  среды,  время  года  и  суток  и т.п.

Уяснение  задачи  и  оценка  обстановки  есть  единый  процесс. 

Нельзя  отделять  их  друг  от  друга,  так  как  нельзя  принять  реше­
ние, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться. 
Завершается  оценка  обстановки  формулировкой 

выводов

  из  нее. 

Глубина  и  качество  выводов  из  оценки  обстановки  —  необходи­
мые  условия  жизненности  и  практической  реализуемости  наме­

чаемых решений.

Выработка  организационного решения

  соответствует 

разра­

ботке варианта построения системы,

 в процессе которого фор­

мируются  структурно-топологические  характеристики  КСЗИ  и 
определяются  ее  задачи.  Организационное  решение  составляет 
стержень  планирования.  Его  выработка  начинается  с  подготовки 
предложений должностных лиц группы планирования в ходе опе­

ративного  ориентирования.

На  основе  полученных  новых данных детализируются  выводы 

из  информационного  решения,  в  первую  очередь  в  части  задач 

КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем,  возмож­

ного  противодействия  их  применению.  Новая  информация  по­
зволяет  сузить  исходную  неопределенность.  Для  принятия  ЛПР 
организационного  решения  готовится,  как  правило,  несколько 
вариантов  структуры  КСЗИ.  Количество  этих  вариантов  должно 

быть таким,  чтобы они «перекрывали»  имеющуюся неопределен­

ность  в  задачах.  Таким  образом,  своим решением ЛПР  старается 

компенсировать  информационную  неопределенность,  планируя 
необходимый резерв сил и  средств и  их возможное  применение  в 
различных прогнозируемых условиях.  В  результате  определяются 
структура  КСЗИ  и  ее  основные  задачи.

Полученные  на  начальном  этапе  принятия  организационного 

решения результаты составляют основу 

замысла,

  который для за­

действования процессом  планирования  всех уровней  управления 

находит  свое  отражение  в  предварительных  распоряжениях  под­

чиненным.

Таким образом, уже в начале процесса выработки решения воз­

никает необходимость  выделить  основные  пути  решения  постав­


background image

ленной  задачи,  определить  те  основные  варианты,  которые  на 

первый взгляд являются целесообразными. Выработку замысла на 
предстоящие  действия  еще  можно  назвать  выбором  рабочей  ги­
потезы,  составляющей  основу будущего  решения.  Замысел  явля­
ется  предположением,  основным  вариантом  решения  поставлен­
ной задачи.  В  то  же  время  замысел  первоначально носит доволь­
но  проблематичный  характер,  поскольку  реальность  его  осуще­

ствления  еще  не  проверена.

Замысел может включать один или несколько вариантов реше­

ния поставленной задачи. Дальнейший  процесс  выработки реше­
ния  в том  и  состоит,  чтобы  на основе  расчетов,  сопоставлений  и 

логических  рассуждений  выбрать  тот  из  них,  который  в  прогно­

зируемых условиях является  наилучшим.

Расчеты

 —  один  из  важнейших элементов  процесса  выработ­

ки решения.  Цель расчетов  —  определить реальность намеченно­

го замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наи­
лучшим.  Все расчеты можно подразделить на группы,  основными 

из  которых  являются  расчеты  времени,  пространства,  техниче­
ских возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По 

форме

 

расчеты  могут  быть  условно  разделены  на  аналитические  и  гра­

фические.  Аналитические  расчеты  обычно  охватывают  более  об­
ширную область и дают большую точность, в то время как графи­
ческие расчеты охватывают меньший  круг вопросов и,  как прави­

ло, менее точны.  Вместе с тем графические расчеты более нагляд­

ны,  а  в  ряде  случаев  ускоряют  получение  результата,  что  весьма 
важно.  При  проведении  расчетов  может  использоваться  различ­
ный 

математический  аппарат

  —  от  простейшей  арифметики 

до  методов  исследования  операций  (например,  систем  массового 

обслуживания,  нелинейного  программирования  и  др.).  Выбор 
математических  методов  зависит  от  предоставленного  времени, 
складывающейся  обстановки,  характера  решаемых  задач,  уровня 
подготовки должностных лиц органа управления,  наличия специ­
ального  программного  обеспечения  и  обеспеченности  вычисли­
тельной  техникой.

После  объявления  замысла  и  отдачи  предварительных  распо­

ряжений начинается важнейший этап планирования,  который за­
вершается принятием 

оперативного решения.

 На этом этапе осу­

ществляется  окончательное  формирование  замысла  на  организа­
цию  КСЗИ,  и  на  его  основе  определяются  задачи  подчиненным, 
направленные  на  реализацию  результатов  организационного  ре­
шения, задается порядок управления системой, определяются орга­
низация  взаимодействия  подсистем,  а  также  всестороннее  обес­
печение  функционирования  планируемой  КСЗИ.

Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР. 

На  основе  утвержденного  варианта  разрабатываются  задачи  ис­

полнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ


background image

и поддержание ее в плановом состоянии.  Исходя из решений ЛПР 

о  выборе  варианта  построения  системы  в  целом,  определяется 
порядок взаимодействия подсистем, очередность их ввода в рабо­

ту.  Кроме  этого,  принимается  решение  о  построении  системы 

управления  КСЗИ  и  ее  всестороннем  обеспечении.

Вся  взаимосвязанная  совокупность  элементов  оперативного 

решения  составляет  структуру  решения  на  организацию  КСЗИ. 
Качество  решения также  определяется  полнотой  и  рационально­
стью  информационного  и  организационного решений  на  преды­

дущих  этапах.

16.5.  Методы  сбора,  обработки  и  изучения

 

информации,  необходимой  для  планирования

Процессы  сбора,  обработки  и  изучения  информации,  в  том 

числе используемой при планировании, характеризуются наличием 
нескольких  видов  ее  преобразования:  1)  формальным;  2)  содер­

жательным;  3)  пространственным;  4)  временным.

1.  Любое  действие  с  информацией  первоначально  требует  ее 

отображения  (представления) для восприятия и  понимания. Дан­
ная  функция  реализуется  при 

формальном  преобразовании.

  Это 

преобразование  связано  с  перекодированием  информации,  т.е. 
с  изменением  формы  представления  информации  (из  графичес­
кой  в текстовую,  или  наоборот),  а также  изменением  ее  структу­
ры,  например  из  произвольной  в  табличную.  Необходимость  пе­
рекодирования  информации  обусловлена  тем,  что  ее  форма,  по­

лучаемая  от  множества  источников,  может быть различной  (тек­
стовой  машинописной или рукописной,  графической, звуковой и 
др.),  а для отображения  в  используемых документах форма  пред­
ставления  должна  быть  однообразной  и  принятой  для  данного 

документа.

2.  Под 

содержательным  преобразованием

  информации  по­

нимается  такой процесс  ее  обработки,  в результате  которого  по­
является «новая» информация.  В этом смысле новой будет только 
та информация,  которая ранее  в системе  не содержалась и не  по­
ступала извне,  а получена  путем  осуществления  операций  преоб­
разования  имеющейся  «старой»  информации.  В  качестве  приме­

ров такого преобразования могут рассматриваться процессы обоб­

щения данных, проведения расчетов, логических рассуждений, мо­

делирования  и  т. п.

Основное содержательное преобразование информации выпол­

няется  при  подготовке  и  принятии  решений.  Непосредственно 

при  разработке  документов  содержательное  преобразование  ин­
формации  осуществляется  во  время  операций  заполнения  итого­