ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4238
Скачиваний: 25
(ППР). Знание особенностей ППР, а также владение методологи
ей процесса выработки решений облегчают работу органов управ
ления КСЗИ, сокращают время выработки решения, повышают
его качество.
При реализации ППР выделяются различные этапы, стадии и
операции, которые с достаточной степенью общности относятся
к процессам, осуществляемым органами управления всех уровней
иерархии. Отдельные этапы, стадии и операции реализуются с
использованием своих специфических методов, способов или про
цедур, более или менее формализованных, а зачастую нестандарт
ных, творческих. Например, процедуры сбора и предоставления
органам управления информации учетно-отчетного характера до
статочно отработаны и формализованы, но ее анализ требует от
руководителя осмысленного отношения, умения видеть за циф
рами суть вещей и владения математическими моделями.
Таким образом, можно говорить о существовании определен
ной
технологии принятия управленческих решений
как о взаи
мосвязанной совокупности методов, способов и процедур анали
за ситуаций, постановки проблем, выработки, оценки и выбора
вариантов решений, организации и контроля их выполнения.
В соответствии с тем, кто является субъектом ППР, т.е. кем
вырабатывается решение — отдельным лицом, группой, органи
зацией или несколькими организациями, можно выделить следу
ющие
уровни ППР\
1) индивидуальный; 2) групповой; 3) органи
зационный; 4) межорганизационный.
В подготовке решений при планировании КСЗИ принимают
участие должностные лица органов управления, находящиеся на
различных уровнях ППР, а окончательное решение принимает
ся на индивидуальном уровне
лицом
,
принимающим решение
(ЛПР).
ППР — сложный творческий процесс. ЛПР сталкивается с
огромным количеством разнообразных факторов, имеющих про
тиворечивый характер, а «цена» принимаемых решений очень вы
сока. Это, конечно, не означает, что процесс выработки решения
строится лишь на субъективных особенностях ЛПР. Несомненно,
каждый думает по-своему, подходит к решению со свойственны
ми ему особенностями, но вместе с тем существует логическая
последовательность, придерживаясь которой можно более орга
низованно, рационально прийти к нужному решению.
Должностные лица в процессе ППР действуют в последова
тельности, соответствующей этапам планирования:
1) первоначально уясняется поставленная задача, затем оцени
вается обстановка, делаются выводы из нее;
2) на основании уясненной задачи и выводов из оценки обста
новки намечается замысел на предстоящие действия по решению
поставленной задачи;
3) замысел анализируется, уточняется, определяется возмож
ность его реализации; проверенный и уточненный замысел ло
жится в основу будущего решения;
4) далее следует оформление решения и доведение его до ис
полнителей.
Решения в процессе планирования принимаются на всех уров
нях иерархии, но применительно ко всему процессу планирова
ния как процессу достижения поставленных целей они могут быть
разбиты на три
категории
:
1) информационное решение;
2) организационное решение;
3) оперативное решение.
В соответствии с этими категориями решений ППР можно раз
бить на три этапа:
1) выработка информационного решения (уяснение задачи и
оценка обстановки);
2) выработка организационного решения (выработка замысла);
3) выработка (принятие) оперативного решения (разработка
мероприятий для реализации замысла при завершении принятия
решения и детальном планировании).
Информационное решение
является прогностическим. Оно за
дает выявленные условия как существующего состояния планиру
емой КСЗИ, так и предстоящего ее функционирования. Данное
решение вырабатывается в результате уяснения стоящих перед
КСЗИ задач и оценки обстановки.
В зависимости от условий планирования вся необходимая ин
формация может присутствовать до начала планирования или на
капливаться поэтапно в процессе его реализации. Необходимо
учитывать, что планирование в КСЗИ всегда связано с
информа
ционной неопределенностью
, причем степень этой неопределен
ности зависит как от условий организации планирования, так и
от выбранных методов работы должностных лиц. Должностные
лица, участвующие в планировании, стремятся снизить эту нео
пределенность прежде всего за счет постоянного изучения и ана
лиза поступающей информации.
Информационная неопределенность имеет различную природу.
Она связана не только с неопределенностью предстоящих условий
функционирования КСЗИ, но и с недостаточной степенью прора
ботки оперативных вопросов для последующих этапов планирова
ния. Информационное решение является результатом преодоле
ния этой неопределенности и формируется на всем протяжении
планирования, однако особую значимость оно имеет в начальной
фазе планирования, так как является первоосновой для выработки
организационного и оперативного решений. Таким образом, выра
ботка информационного решения представляет собой первый этап
процесса планирования и основывается на уяснении задач, сто
ящих перед КСЗИ, и оценке обстановки, в которой осуществляют
ся планирование и последующее функционирование КСЗИ.
На этапе
оценки обстановки
изучаются условия решения по
ставленной задачи, выявляются факторы, которые будут способ
ствовать или затруднять ее выполнение. Оценка обстановки —
это познание объективных условий и нахождение лучших путей
их использования для наиболее успешного выполнения постав
ленной задачи.
Объектами оценки обстановки
являются следу
ющие элементы: угрозы информации, их источники, наличие сил
и средств, факторы, способствующие решению задачи ЗИ, и фак
торы, оказывающие негативное влияние на решение задач ЗИ,
условия окружающей среды, время года и суток и т.п.
Уяснение задачи и оценка обстановки есть единый процесс.
Нельзя отделять их друг от друга, так как нельзя принять реше
ние, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться.
Завершается оценка обстановки формулировкой
выводов
из нее.
Глубина и качество выводов из оценки обстановки — необходи
мые условия жизненности и практической реализуемости наме
чаемых решений.
Выработка организационного решения
соответствует
разра
ботке варианта построения системы,
в процессе которого фор
мируются структурно-топологические характеристики КСЗИ и
определяются ее задачи. Организационное решение составляет
стержень планирования. Его выработка начинается с подготовки
предложений должностных лиц группы планирования в ходе опе
ративного ориентирования.
На основе полученных новых данных детализируются выводы
из информационного решения, в первую очередь в части задач
КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем, возмож
ного противодействия их применению. Новая информация по
зволяет сузить исходную неопределенность. Для принятия ЛПР
организационного решения готовится, как правило, несколько
вариантов структуры КСЗИ. Количество этих вариантов должно
быть таким, чтобы они «перекрывали» имеющуюся неопределен
ность в задачах. Таким образом, своим решением ЛПР старается
компенсировать информационную неопределенность, планируя
необходимый резерв сил и средств и их возможное применение в
различных прогнозируемых условиях. В результате определяются
структура КСЗИ и ее основные задачи.
Полученные на начальном этапе принятия организационного
решения результаты составляют основу
замысла,
который для за
действования процессом планирования всех уровней управления
находит свое отражение в предварительных распоряжениях под
чиненным.
Таким образом, уже в начале процесса выработки решения воз
никает необходимость выделить основные пути решения постав
ленной задачи, определить те основные варианты, которые на
первый взгляд являются целесообразными. Выработку замысла на
предстоящие действия еще можно назвать выбором рабочей ги
потезы, составляющей основу будущего решения. Замысел явля
ется предположением, основным вариантом решения поставлен
ной задачи. В то же время замысел первоначально носит доволь
но проблематичный характер, поскольку реальность его осуще
ствления еще не проверена.
Замысел может включать один или несколько вариантов реше
ния поставленной задачи. Дальнейший процесс выработки реше
ния в том и состоит, чтобы на основе расчетов, сопоставлений и
логических рассуждений выбрать тот из них, который в прогно
зируемых условиях является наилучшим.
Расчеты
— один из важнейших элементов процесса выработ
ки решения. Цель расчетов — определить реальность намеченно
го замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наи
лучшим. Все расчеты можно подразделить на группы, основными
из которых являются расчеты времени, пространства, техниче
ских возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По
форме
расчеты могут быть условно разделены на аналитические и гра
фические. Аналитические расчеты обычно охватывают более об
ширную область и дают большую точность, в то время как графи
ческие расчеты охватывают меньший круг вопросов и, как прави
ло, менее точны. Вместе с тем графические расчеты более нагляд
ны, а в ряде случаев ускоряют получение результата, что весьма
важно. При проведении расчетов может использоваться различ
ный
математический аппарат
— от простейшей арифметики
до методов исследования операций (например, систем массового
обслуживания, нелинейного программирования и др.). Выбор
математических методов зависит от предоставленного времени,
складывающейся обстановки, характера решаемых задач, уровня
подготовки должностных лиц органа управления, наличия специ
ального программного обеспечения и обеспеченности вычисли
тельной техникой.
После объявления замысла и отдачи предварительных распо
ряжений начинается важнейший этап планирования, который за
вершается принятием
оперативного решения.
На этом этапе осу
ществляется окончательное формирование замысла на организа
цию КСЗИ, и на его основе определяются задачи подчиненным,
направленные на реализацию результатов организационного ре
шения, задается порядок управления системой, определяются орга
низация взаимодействия подсистем, а также всестороннее обес
печение функционирования планируемой КСЗИ.
Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР.
На основе утвержденного варианта разрабатываются задачи ис
полнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ
и поддержание ее в плановом состоянии. Исходя из решений ЛПР
о выборе варианта построения системы в целом, определяется
порядок взаимодействия подсистем, очередность их ввода в рабо
ту. Кроме этого, принимается решение о построении системы
управления КСЗИ и ее всестороннем обеспечении.
Вся взаимосвязанная совокупность элементов оперативного
решения составляет структуру решения на организацию КСЗИ.
Качество решения также определяется полнотой и рационально
стью информационного и организационного решений на преды
дущих этапах.
16.5. Методы сбора, обработки и изучения
информации, необходимой для планирования
Процессы сбора, обработки и изучения информации, в том
числе используемой при планировании, характеризуются наличием
нескольких видов ее преобразования: 1) формальным; 2) содер
жательным; 3) пространственным; 4) временным.
1. Любое действие с информацией первоначально требует ее
отображения (представления) для восприятия и понимания. Дан
ная функция реализуется при
формальном преобразовании.
Это
преобразование связано с перекодированием информации, т.е.
с изменением формы представления информации (из графичес
кой в текстовую, или наоборот), а также изменением ее структу
ры, например из произвольной в табличную. Необходимость пе
рекодирования информации обусловлена тем, что ее форма, по
лучаемая от множества источников, может быть различной (тек
стовой машинописной или рукописной, графической, звуковой и
др.), а для отображения в используемых документах форма пред
ставления должна быть однообразной и принятой для данного
документа.
2. Под
содержательным преобразованием
информации по
нимается такой процесс ее обработки, в результате которого по
является «новая» информация. В этом смысле новой будет только
та информация, которая ранее в системе не содержалась и не по
ступала извне, а получена путем осуществления операций преоб
разования имеющейся «старой» информации. В качестве приме
ров такого преобразования могут рассматриваться процессы обоб
щения данных, проведения расчетов, логических рассуждений, мо
делирования и т. п.
Основное содержательное преобразование информации выпол
няется при подготовке и принятии решений. Непосредственно
при разработке документов содержательное преобразование ин
формации осуществляется во время операций заполнения итого