ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4245

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл а в а  17

Сущность  и  содержание  контроля

 

функционирования

1 7 .1 . 

Виды  контроля  функционирования 

КСЗИ

Контроль в общем  виде является одной из основных функций 

управления,  вызванной  необходимостью  обратной  связи  между 
субъектом и объектами управления для достижения поставленной 
цели.

В  целом  процесс  контроля  можно  разбить  на  последователь­

ные этапы:  формулирование цели -» формирование стандартов 
-»  разработка  критериев  оценки  -»  разработка  систем  показате­

лей -> проведение процедуры сравнительного анализа —> обобще­

ние  полученной  информации  и  корректировка деятельности.

• 

Основные  требования  к  контролю

:  комплексность;  свое­

временность;  стандартизация;  простота;  доступность;  гибкость; 
объективность;  экономичность.

• 

Общие цели контроля

: уменьшение отклонений от заданных 

норм;  уменьшение  неопределенной  деятельности;  предотвраще­
ние  кризисных  ситуаций.

• 

Современные  виды  контроля

:  мониторинг  —  непрерывное 

поступление  информации;  контроллинг  —  оценка  экономично­

сти;  бенчмаркинг  (управленческое  воздействие,  заключающееся 
во  внедрении  в  практику деятельности  организации  технологий, 
стандартов и методов деятельности более успешных организаций — 
аналогов).

Контроль  функционирования  КСЗИ  можно  разделить  на  два 

основных вида — 

внешний

 и 

внутренний.

 Внешний контроль функ­

ционирования  КСЗИ  осуществляется  различного  рода  государ­

ственными  органами,  а также может осуществляться аудиторски­
ми  организациями.

Внутренний  контроль  осуществляется  службой  безопасности 

предприятия и подразделением защиты информации предприятия.

Внешний контроль отслеживает обеспечение  защиты  (1)  госу­

дарственной тайны  и  (2)  персональных данных:

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

 

подразделяется  на  межведомственный  и  ведомственный.  Он  осу­


background image

ществляется в органах государственной  власти,  на предприятиях, 
в  учреждениях  и  организациях  федеральным  органом  исполни­
тельной  власти,  уполномоченным  в  области  обеспечения  без­
опасности;  федеральным  органом  исполнительной  власти,  упол­

номоченным  в области обороны; федеральным органом исполни­

тельной  власти,  уполномоченным  в  области  внешней  разведки; 

федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным 

в области противодействия техническим разведкам и технической 

защиты информации,  и их территориальными органами,  на кото­

рые  эта  функция  возложена  законодательством  Российской  Фе­
дерации.

Органы государственной власти, наделенные полномочиями по 

распоряжению сведениями, составляющими государственную тай­

ну,  обязаны  контролировать  эффективность  защиты  этих  сведе­
ний  во  всех  подчиненных  и  подведомственных  им  органах  госу­

дарственной власти, на предприятиях,  в учреждениях и организа­

циях,  осуществляющих работу с  ними  [20].

Контроль за обеспечением защиты персональных данных

 осу­

ществляется федеральным органом исполнительной власти, упол­

номоченным  в  области  обеспечения  безопасности,  и  федераль­
ным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным  в  облас­

ти  противодействия техническим  разведкам  и технической  защи­
ты информации,  в  пределах их полномочий и без права ознаком­
ления с  персональными данными,  обрабатываемыми  в  информа­

ционных системах  персональных  данных.

Контроль  и  надзор  за  соответствием  обработки  персональных 

данных  требованиям  федерального  закона  [47]  осуществляет  фе­

деральный орган исполнительной власти, осуществляющий функ­

ции по контролю и надзору в сфере информационных технологий 

и  связи.

Внутренний  контроль

  осуществляется  в  отношении  защиты 

всех  видов  информации  с  ограниченным  доступом.  Проводится 

руководством  предприятия,  внутренними  проверочными  комис­

сиями,  службой  безопасности  и  подразделением  защиты  инфор­
мации.  Подразделяется  на  текущий  (постоянный),  периодичес­
кий  (плановый)  и  внезапный.

17.2.  Цель  проведения  контрольных

 

мероприятий  в  КСЗИ

Целью  контроля  является  установление  степени  соответствия 

принимаемых  мер  по  защите  информации  требованиям  законо­

дательных и иных нормативных правовых актов, стандартов, норм, 

правил  и  инструкций,  выявление  возможных  каналов  утечки  и


background image

несанкционированного  (неправомерного,  противоправного)  до­

ступа к информации,  выработка рекомендаций  по закрытию этих 

каналов.

• 

Основные задачи  контроля

:

— оценка деятельности  органов управления  по  методическому 

руководству и координации работ в области зашиты информации 

в  подчиненных  подразделениях;

— выявление  каналов утечки  информации  об объектах зашиты 

и  несанкционированного доступа к информации  (воздействия  на 
информацию), анализ и  оценка возможностей злоумышленников 
по  ее  получению;

—  выявление  работ  с  защищаемой  информацией,  выполняе­

мых  с  нарушением  установленных норм  и  требований  по  защите 
информации,  и  пресечение  выявленных  нарушений;

—  анализ  причин  нарушений  и  недостатков  в  организации  и 

обеспечении  защиты  информации,  выработка  рекомендаций  по 

их  устранению;

—  анализ  состояния  защиты  информации  в  подразделениях 

предприятия,  информирование  руководства  предприятия,  подго­
товка предложений  по совершенствованию защиты  информации;

—  предупреждение  нарушений  по  защите  информации  при 

проведении  работ с  защищаемой  информацией  и  ее  носителями.

• 

Направлениями контроля  состояния защиты  информации

 

являются:

—  контроль  деятельности  и  состояния  работ  по  противодей­

ствию  ИТР  и технической  защите;

— контроль с  применением  технических  средств  эффективно­

сти  мер  защиты  объектов,  информационных  систем,  средств  и 
систем связи и управления на всех стадиях их жизненного цикла;

—  контроль  эффективности  защиты  автоматизированных  си­

стем  обработки  информации  от  несанкционированного  доступа, 
от специальных воздействий  на информацию и  средства ее  обра­

ботки  с  целью  разрушения,  уничтожения,  искажения  и  блокиро­

вания  информации;

— контроль эффективности мероприятий  по защите  информа­

ции  в системах  связи  автоматизированного управления;

— контроль за соблюдением  установленного  порядка передачи 

служебных  сообщений  должностными  лицами  предприятия,  вы­

полняющими работы,  связанные со сведениями,  составляющими 

государственную  или  служебную  тайну,  при  использовании  от­
крытых  каналов  радио-  и  радиорелейных,  тропосферных  и  спут­
никовых линий  связи,  доступных для  радиоразведки.

• 

Система  контроля  состояния  защиты  информации  бази­

руется  на  следующих основных принципах:

  наделение  органов  контроля  необходимыми  полномочиями, 

позволяющими  им должным  образом  влиять  на  контролируемые


background image

объекты  и  обеспечивающими  эффективность  и  действенность 
контроля;

— независимость органов  контроля  от должностных лиц  конт­

ролируемых  объектов  при  осуществлении  полномочий;

— соблюдение законности в работе органов контроля и их дол­

жностных лиц;

— системность  и  регулярность  в  проведении  контроля;
— профессионализм  сотрудников  органов  контроля,  примене­

ние  ими  методов и  средств проведения  проверок в соответствии с 

действующими  нормативно-методическими документами,  единая 

информационная база органов контроля  по нормам,  методикам  и 
средствам  контроля;

— объективность анализа обстоятельств и причин нарушений в 

состоянии  защиты  информации;

—  наличие  обратной  связи  с  контролируемыми  объектами, 

обеспечивающей  объективность  сведений  о  состоянии  защиты 
информации  и о ходе устранения вскрываемых нарушений  и  не­

достатков;

— экономическая  целесообразность  функционирования  конт­

рольных органов  —  оптимальное  сочетание  результативности де­
ятельности  органов  с  затратами  на  их содержание.

• 

В функции  органа  контроля  входят  следующие  обязанно­

сти

:

— организация  и  осуществление  контроля  силами  подразделе­

ний  ЗИ  и  специализированных  организаций;

— сбор,  анализ  и  обобщение  материалов  о  состоянии  защиты 

информации  по  результатам  проверок;

— информирование  руководства  предприятия  об  эффективно­

сти  мер  и  состоянии  работ  по  защите  информации.

Проведение  текущего  (постоянного)  контроля  возлагается  на 

объектовые органы

 в целях обеспечения установленного порядка 

функционирования  средств  защиты,  соблюдения  установленных 
режимов работы технических средств,  в  которых  циркулирует за­

щищаемая  информация,  выполнения  установленных  мер  защи­

ты,  контроля  за  правильностью  реализации  правил  разграниче­

ния  доступа  к  информации  в  автоматизированных  системах  ее 
обработки,  выявления  и  пресечения  нарушений  в области  техни­
ческой  защиты  информации.

В зависимости  от объема работ по технической защите  инфор­

мации  и  контролю,  функции  объектового органа контроля  по ре­

шению  руководителя  организации  могут  выполняться  подразде­

лением защиты информации либо специально созданными объек­

товыми  органами  контроля.

Основные методы  контроля

:  проверка;  изучение;  испытания; 

наблюдения;  зачеты,  экзамены,  тестирование;  провокации;  ата­
ки;  отзыв  и  изучение  документов  и  др.


background image

17.3.  Анализ  и  использование  результатов

 

проведения  контрольных  мероприятий

Периодичность  проведения  проверок  организаций  определя­

ется исходя из высшего грифа секретности обрабатываемой  (цир­
кулирующей)  в  ней  информации  или  установленной  категории 
по требованиям  обеспечения  защиты  образцов  вооружения  и  во­
енной  техники.  Такая  периодичность  может  указываться  в  руко­
водстве  по  технической  защите  информации  или  в  инструкциях 
по  технической  защите  информации,  касающейся  изделия  (об­

разца).

Периодичность  проведения  проверок  состояния  технической 

защиты  информации устанавливается:

• для организаций, работающих со сведениями «особой важно­

сти»  (образцы  1-й  категории)  —  не  реже  одного  раза  в два  года;

• для организаций, работающих со сведениями, имеющими гриф 

«совершенно секретно» (образцы 2-й категории)  — не реже одно­

го раза в три  года;

• для организаций, работающих со сведениями, имеющими гриф 

«секретно»  (образцы  3-й категории) — не реже одного раза в пять 

лет.

Нарушения  в  области  технической  защиты  информации

 

представляют собой  несоответствие  мер технической защиты  ин­
формации установленным  требованиям  или  нормам.

По  степени  опасности  нарушения делятся  на три  категории:

первая  категория

  —  невыполнение  требований  или  норм  по 

технической защите информации, составляющей государственную 
тайну,  подтвержденное  протоколом технического контроля,  в ре­

зультате которого имелась или имеется реальная возможность утеч­
ки информации по техническим каналам,  несанкционированный 

доступ  к  информации  или  воздействие  на  информацию;

вторая  категория  —

  невыполнение  требований  по  техниче­

ской  защите  информации,  в  результате  чего  создаются  предпо­
сылки  к утечке  информации по техническим  каналам  или  несан­
кционированному доступу  к  ней;

третья  категория  —

  недостатки  в  оформлении  документов 

по  организации  технической  защиты  информации,  которые  не 

ведут  непосредственно  к  возникновению  предпосылок  к  утечке 
информации  по  техническим  каналам  или  к  несанкционирован­
ному доступу к  ней.

При  обнаружении  нарушений  второй  и  третьей  категорий  ру­

ководитель  проверяемой  организации  обязан  принять  необходи­
мые  меры по  их устранению в сроки,  согласованные  с проверяю­
щим  органом.  Контроль  за  устранением  этих  нарушений  осуще­
ствляется  подразделением  контроля  проверенной  организации.