Файл: зачет по клинич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 1046

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обусловленность ряда заболеваний психоэмоциональным дистрессом привлекает внимание медиков и биологов к изучению физиологических и психологических механизмов стресса, к анализу его перехода в болезнь. Такие болезни, являющиеся результатом действия, по существу, полезного защитного механизма, Селье назвал болезнями адаптации. Понятия “болезни адаптации” и “психосоматические заболевания” близки, поскольку симптомы “болезней адаптации”, вызванных стрессом, являются психосоматическими.

Так, психосоциальные нарушения могут играть важную роль в повышении артериального давления, и этот процесс может стать хроническим, приводя к гипертонической болезни. Возникновение сердечных аритмий, по-видимому, связано с нарушениями проводимости, вызванными закупорками мелких кровеносных сосудов или расстройством функций симпатической нервной системы. И то, и другое может быть следствием чрезмерной реакции на стресс. Заболевания органов пищеварения и избыточный стресс связываются друг с другом очень давно. Уже много лет назад было показано, что эмоции, связанные с гневом и яростью, сопровождаются повышением содержания кислоты и пепсина в отделяемом желудка, тогда как в состоянии депрессии желудочная секреция уменьшается. Считается, что в механизме процессов, способствующих образованию язвы желудка, сочетаются эмоциональные и генетические факторы. Селье описал наличие изъязвлений как ответ на стресс при общем адаптационном синдроме. Конкретные механизмы, участвующие в формировании язвенной болезни, пока еще не известны, хотя они связаны со стрессовой реакцией. В качестве возможных механизмов можно рассматривать стимуляцию повышенной секреции желудка через блуждающий нерв, а также влияние глюкокортикоидных гормонов. Показано, что у людей, подвергнутых стрессу, потеря контроля над стрессогенной ситуацией, приводящая к беспомощности и депрессии, может вызвать повышенную секрецию гормонов коры надпочечников и, как следствие, повышенный риск образования язв в желудочно-кишечном тракте и подавление иммунной системы организма. К расстройствам дыхательной системы, вызванным воздействием стресса, относятся аллергия на запахи и пыль, бронхиальная астма и гипервентиляция. Существует много экспериментальных данных, свидетельствующих о прямом отношении стресса к возникновению и развитию сахарного диабета.

Все это говорит о том, что в стрессорной реакции принимают участие все системы: нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и даже половая. Очень часто, особенно после продолжительного стресса вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого “слабого” звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему, стресс повышает риск инфекционных заболеваний.


Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым. При непродолжительном стрессе попадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности носоглотки. Человек в этом случае ощущает боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность заболевания различными инфекционными заболеваниями. Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию. Повышение уровня сахара (глюкозы) провоцирует усиленную секрецию инсулина – гормона поджелудочной железы, который, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гликогена в печени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате концентрация сахара в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться. В конечном итоге эндокринная функция поджелудочной железы истощается, что создает реальные предпосылки для развития сахарного диабета.

19. Врожденный психический дефект (олигофрения), недоразвитие психической деятельности (умственная отсталость).

Врожденный психический дефект (олигофрения, малоумие) - стойкое, молообратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с интеллектуальной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. По степени выраженности олигофрения как синдром делится на дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебильность - легкая форма олигофернии, при которой в первую очередь страдает абстракто-логическое мышление с сохранением конкретно-образного, затрудняется переход от чувственного познания к рациональному, от конкретных обобщений к абстрактным. Неполноценны интеллектуальные операции, такие, как сложные формы обобщения, анализа и синтеза, классй фикации, абстрагирования, сравнений. Не получают должного развития свой ства и качества ума: широта, глубина, самостоятельность, доказательность, логичность, гибкость, критичность. Степень снижения предпосылок интеллекта может быть различной. При удовлетворительном внимании и сохранной механической памяти, возможно, больной накапливает достаточный запас знаний и навыков чтения, письма, счета, приобретает рабочую специальность.

Имбецильность - выраженная степень олигофрении, основными чертами которой являются полная невозможность абстрактного мышления, а также затруднения в сфере конкретно-образного. Проведение логических операции практически невозможно, понимание различий между предметами и явлениями доступно только в пределах конкретного. Суждения крайне бедны, несастоятельны, многие из них являются следствием простого подражания, предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях встречается удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен Для речи характерны аграмматизмы, дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе способности к образованию автоматизированных навыков и умений.


Идиотия - глубокая степень олигофрении, характеризующаяся полным отсутствием всех видов понятийного мышления, с частичным сохранением наглядно-действенного. При этом уменьшается объем реагирования, который в основном ограничивается рамками физиологических потребностей. Ощущения сохраняютсЯ но восприятия неполноценны из-за резкого нарушения внимания и невозможности проведения необходимых умственных операций. Речепроизводство и речепонимание фактически отсутствуют. Пациенты ведут преимущественно вегетативный образ жизни, нуждаются в постоянном обслуживании. Не обучаемы.

Дебильность, имбецильность и идиотия встречаются при заболеваниях различной природы. Это может быть генетическая патология (хромосомная, моногенная, с наследственным предрасположением). Наблюдаются в внутриутробном повреждении головного мозга в результате гипоксии, травм, инфекций, интоксикаций у матери. К олигофрении может привести и перинатальная патология (родовые асфиксия, травма, инфекция), а также постнатальные вредности, действовавшие на мозг до трехлетнего возраста (менингитм, энцефалиты, интоксикации, травмы).

У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

"Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.


Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»

20. Нарушения поведения у подростков (акцентуация характера, психопатия).

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Виды акцентуаций характера


Выделяют следующие акцентуации:

I. Неустойчивый тип — слабовольные подростки, плывущие по течению. С раннего школьного возраста заметно, что у них нет особого желания учиться, зато сильна тяга к развлечениям. Их интересы, отношения к людям, знания — все случайно и поверхностно. Живут они настоящим, без планов на будущее. Всегда готовы следовать за сильным, все дурное словно липнет к ним. Легко дают клятвы и обещания и так же легко их нарушают. Нередко такие подростки рано начинают половую жизнь, правда, не из-за «роковой страсти» или «безумного увлечения», а потому, что бездумно следуют за лидером. За компанию они начинают выпивать, курить, колоться, хотя и не имеют тяги к подобным развлечениям.


По мнению психологов, тут бесполезно читать нравоучения, нужна твердая власть, жесткий контроль, требовательность. Важно беречь их от дурного влияния, приучать к труду. Задача не из легких, но непрестанные усилия в благоприятных случаях позволяют достичь желаемого.

II. Конформный тип, отличающийся повышенной внушаемостью. Такой подросток способен трудиться, быть дисциплинированным, может увлечься каким-либо предметом или делом, но не сам по себе, а лишь следуя за лидером или родителями. Если его поведет за собой отрицательный лидер, тогда не оберешься беды. Поэтому очень важно, чтобы родители, если они еще не потеряли авторитета и влияния, используя все возможные формы воздействия, а не только силовое давление, помогли бы идти ему прямой дорогой, не отступая и не сворачивая в сторону. Позднее им воздастся сторицей — юноша (девушка) станет жить своим умом.

III. Гипертимный тип сверхобщителен и сверхактивен. Он — лидер, и это для него очень важно. Эти ребята бесстрашны, веселы, всегда в центре внимания, легко знакомятся. Влюбляются и так же легко расстаются с предметом своих увлечений и привязанностей. В компании и за компанию они пойдут на все, вплоть до правонарушений. Их изобретательность, ум, энергия зачастую растрачиваются по пустякам, на забаву, проказы, а порой и на более серьезные и опасные шалости.

Эти ребята эротичны и, пользуясь успехом у сверстников, зачастую ведут беспорядочную половую жизнь, начиная ее очень рано.

С гипертимными подростками поступать жестко и прямолинейно нельзя. Нельзя давить на них, особенно в присутствии сверстников, проявлять недоверие к их словам и поступкам, жестко контролировать. Важно заинтересовать их каким-либо увлекательным и ярким занятием, интересным, трудным поручением и время от времени подстегивать слабеющий интерес.

IV. Эксплозивная акцентуация очень своеобразна. Этот тип ребят знаком педагогам. Они рано созревают физически, сильны, упрямы, напористы и к цели идут напролом. Однако порой проявляют почти звериную хитрость: затаившись, долго и терпеливо ждут случая, когда могут достичь желаемого. Они пунктуальны, практичны, злопамятны, не прощают измены и наказывают за нее довольно жестоко. Злость такие ребята могут сорвать на первом попавшемся, однако попадает, как правило, слабым. Такие ребята занимаются спортом, предпочитают бокс, борьбу, карате, избегают всего, что вредит здоровью или может повлечь за собой неприятности или наказание.

При правильном воспитании такие типы могут многого добиться, стать уважаемыми людьми, заботливыми семьянинами. Взрослые должны подчеркнуто справедливо относиться к поступкам такого подростка — одобрять хорошие, твердо и решительно отвергать плохие. Важно как можно раньше поставить его в известность о юридических последствиях нежелательного поведения, о неблагоприятных воздействиях на организм вредных привычек, ранней половой жизни. Это как раз тот случай, когда подобная информация может определить судьбу человека.