ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.12.2020
Просмотров: 702
Скачиваний: 1
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.
№ п/п |
Наименование смежных дисциплин |
№ разделов дисциплины КСЕ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1. |
География |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
2. |
Физика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Экология |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
4. |
Биология |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
5. |
Психология |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
6. |
Философия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Химия |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
8. |
Астрономия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. |
Культурология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10. |
История |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.3. Групповые занятия и образовательные технологии
№ |
Тема группового занятия |
Компетенции |
Образовательные результаты |
Формы группового занятия |
Образовательные технологии |
Продукт деятельности |
1. |
Естествознание как феномен общечеловеческой культуры |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 |
представления о цивилизационной значимости естественнонаучной культуры |
Семинар |
рефлексивное обучение |
- |
2. |
От целостного естествознания к целостной культуре |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 |
способность понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования. |
Круглый стол |
технология проблемного обучения. |
Доклад |
3. |
Особенности описания природы в рамках классического естествознания |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
способность понимать особенности стратегии мышления во времена классического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени. |
Семинар |
рефлексивное обучение, развитие критического мышления
|
- |
4. |
Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
Семинар |
рефлексивное обучение, развитие критического мышления |
- |
5. |
Становление постнеклассического естествознания. Синергетическая картина мира |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
способность понимать особенности стратегии мышления на этапе постнеклассического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени. |
Семинар |
рефлексивное обучение, развитие критического мышления.
|
- |
6 |
Актуальные проблемы современного естествознания |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
представления об актуальных проблемах современного естествознания и особенностях стратегий естественнонаучного мышления на постнеклассическом этапе развития науки |
Учебно-теоретическая конференция (защита проектов) |
метод проектов, развитие критического мышления.
|
Электронная презентация проекта |
Планы групповых занятий
Занятие № 1 – Семинар (2 часа).
Тема: «Естествознание как феномен общечеловеческой культуры».
Цель: формирование у студентов представления о цивилизационной значимости естественнонаучной культуры.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика естествознания. Объект, предмет, цель, классификация естественных наук (по объекту, по методам, по вкладу). Характерные черты современного естествознания. Уровни познания в естествознании. Методы познания в естествознании.
2. Понятие естественнонаучной картины мира. Парадигма в науке, научная революция. Закономерности становления естественнонаучной картины мира. Этапы развития естествознания: доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.
3. Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие духовной культуры человечества.
Литература
-
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
-
Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.
-
Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
-
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.
-
Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
-
Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.
-
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.
-
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.
-
Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.
-
Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.
-
Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.
-
Найдыщ В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
-
Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2. , 2001.
Занятие № 2 (интерактивное) – «Круглый стол» (4 часа).
Тема: «От целостного естествознания к целостной культуре».
Цель: формирование способности понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.
Вопросы для обсуждения:
1. История понятия «культура». Культура духовная и материальная. Отрасли духовной культуры: философия, наука, религия, искусство.
2. Наука, характерные черты научного познания мира. Этапы познания, научный метод.
3. Философия в системе культуры. Основные разделы философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, логика, аксиология. Основные проблемы, исследуемые философией. Понятие и содержание методов философии. Направления в философии. Функции философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Философия и естествознание.
4. Религия в системе культуры. Религия как форма познания мира. Основные истины религии. Естественнонаучное знание и его Богословское осмысление.
5. Искусство в системе культуры. Сущность искусства. Искусство и естествознание. Интуиция в науке. Художественные образы и научные понятия.
6. Триада «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.
Темы докладов:
1. Современная физика и религиозное откровение. Два града: диалог науки и религии.
3. Великий Леонардо да Винчи. Вклад в науку и искусство.
4. Жизнь и творчество ученых: Б. Паскаль, Н. Коперник, Г. Лейбниц, И. Ньютон…
7. Золотое сечение в природе и в искусстве (музыка, поэзия).
Литература
-
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.
-
Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. – Кострома, 1996.
-
Гика М.. Эстетика пропорций в природе и искусстве. — М., 1936.
-
Горбачев В.В. Принцип дополнительности Бора в современном естествознании. Вестник РАЕН, 2001. Т.1. № 3.
-
Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
-
Горбачев В.В. Место и значение антропного принципа в естествознании. Вестник МГУП. – М., 2005.
-
Гриб А.А. Антропный принцип в космологии и его Богословское значение. «Страницы» 5, вып. 3., 2000.
-
Гриб А.А. Современная физика и религиозное откровение. – М: РАН, институт философии, 2002.
-
Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. – М., 1989.
-
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
-
Ковалев Ф.В. История золотого сечения. – М., 2008.
-
Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. СПб., 1999.
-
Марутаев Н. Гармония как закономерность природы. – М., 1990.
-
Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация. – М., 2005.
-
Московский А.В. Христианство и наука. – М., 2001.
-
Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.
-
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.- М., 1994.
-
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998.
-
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2006.
-
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания.- М., 1999.
-
Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966.
-
Простые соотношения в природе. – М., 1996.
-
Петухов С.В. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации. – М., 1988.
-
Пригожин И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
-
Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.
-
Тарасов Б. Блез Паскаль.- М., 2002.
-
Тарасов Б. Мыслящий тростник.- М., 2004.
-
Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.
-
Фок В.А. «Николай Коперник» К 410-летию со дня смерти. – М., 1955.
-
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.
-
Шредер Дж. Шесть дней творения и Большой Взрыв. Поиски гармонии между современной наукой и Библией. – М., 2000.
Занятие № 3 – Семинар (4 часа).
Тема: «Особенности описания природы в рамках классического естествознания».
Цель: формирование способности понимать особенности стратегии мышления во времена классического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени. Вопросы для обсуждения:
-
История классического естествознания в лицах (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплер, И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Максвелл и др.).
-
Коперниканская научная революция 1543 г.
-
Зарождение науки нового времени. Г. Галилей.
-
Законы планетных движений И. Кеплера.
-
Механика И. Ньютона – каковы ее особенности. Детерминизм.
-
Пространство и время в классической физике. Геометрия Евклида. Трехмерность пространства. Возможно ли для классических представлений «путешествие» во времени?
-
Корпускула (частица и фотон) и континуум (сплошная среда и электромагнитное поле). Волны как специфический тип движения континуума. Понятие поля. Поле гравитационное и электромагнитное. Спектр электромагнитного поля. Принцип близкодействия и дальнодействия. Изучение природы оптических явлении: свет – поток частиц или волна? Законы М. Фарадея - Д. Максвелла для электромагнетизма.
-
Механистическая картина мира и кризис классического естествознания.
Литература
-
Вавилов В.С. Исаак Ньютон. – М., 1989.
-
Гамов Дж. Моя мировая линия. – М, 1994.
-
Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.
-
Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. - М., 1989.
-
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
-
Горелик Г.Е. Почему пространство трехмерно. – М., 1982.
-
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.
-
Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М., 2008.
-
Горбачев В.В. К вопросу о взаимосвязи времени и энергии в современном естествознании. Вестник МГУП, 2006, № 8.
-
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.
-
Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
-
Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.
-
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.
-
Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.
-
Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.
-
Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.
-
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 2001.
-
Новиков И.Д. Куда течет река времени. – М., 1990.
-
Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 1985.
-
Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – М., 1996
-
Рейхенбарх Г. Философия пространства-времени. – М., 1985.
-
Рейхенбарх Г. Направление времени. – М., 2002.
-
Пригожин И.Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск, 1999.
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.
-
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2005.
-
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.
-
Уинтроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2002.
-
Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2. , 2001.
Занятие № 4 – Семинар (4 часа).
Тема: «Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира».
Цель: формирование способности понимать особенности стратегии мышления на этапе неклассического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени.
Вопросы для обсуждения:
-
История неклассического естествознания в лицах (К. Гаусс, Н. Лобачевский, Ч. Дарвин, М. Планк, Э. Резерфорд, Пьер и Мария Кюри, А. Эйнштейн, Э. Хаббл, Н. Бор, Л. де-Бройль, А. Пензиас, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М. Борн, В. Паули, А. Фридман, Ж. Леметр, Ф. Крик и др.)
-
Зарождение неевклидовой геометрии в трудах К. Гаусса и Н. Лобачевского. А. Эйнштейн и Ф. М. Достоевский. От И. Ньютона к А. Эйнштейну - зарождение релятивистской механики.
-
Принцип относительности А. Эйнштейна. Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности. Мир событий при малых и больших скоростях. Следствия и экспериментальные подтверждения специальной теории относительности.