Файл: Программа по КСЕ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 702

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.

п/п

Наименование

смежных дисциплин

разделов дисциплины КСЕ

1

2

3

4

5

6

1.

География

+

+


+

+

+

2.

Физика

+

+

+

+

+

+

3.

Экология

+

+



+

+

4.

Биология



+


+

+

5.

Психология

+

+




+

6.

Философия

+

+

+

+

+

+

7.

Химия

+


+


+

+

8.

Астрономия

+

+

+

+

+

+

9.

Культурология

+

+

+

+

+

+

10.

История

+

+

+

+

+

+



5.3. Групповые занятия и образовательные технологии

Тема группового занятия

Компетенции

Образовательные результаты

Формы группового занятия

Образовательные технологии

Продукт деятельности

1.

Естествознание как феномен общечеловеческой культуры

ОК-1

ОК-2

ОК-3

представления о цивилизационной значимости естественнонаучной культуры

Семинар

рефлексивное обучение

-

2.

От целостного естествознания к целостной культуре

ОК-1

ОК-2

ОК-3


способность понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.

Круглый стол

технология проблемного обучения.

Доклад

3.

Особенности описания природы в рамках классического естествознания

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

способность понимать особенности стратегии мышления во времена классического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени.

Семинар

рефлексивное обучение, развитие критического мышления


-

4.

Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4


Семинар

рефлексивное обучение, развитие критического мышления

-

5.

Становление постнеклассического естествознания. Синергетическая картина мира

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

способность понимать особенности стратегии мышления на этапе постнеклассического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени.

Семинар

рефлексивное обучение, развитие критического мышления.


-

6

Актуальные проблемы современного естествознания

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

представления об актуальных проблемах современного естествознания и особенностях стратегий естественнонаучного мышления на постнеклассическом этапе развития науки

Учебно-теоретическая конференция

(защита проектов)


метод проектов, развитие критического мышления.




Электронная презентация проекта





Планы групповых занятий

Занятие № 1 – Семинар (2 часа).

Тема: «Естествознание как феномен общечеловеческой культуры».

Цель: формирование у студентов представления о цивилизационной значимости естественнонаучной культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика естествознания. Объект, предмет, цель, классификация естественных наук (по объекту, по методам, по вкладу). Характерные черты современного естествознания. Уровни познания в естествознании. Методы познания в естествознании.

2. Понятие естественнонаучной картины мира. Парадигма в науке, научная революция. Закономерности становления естественнонаучной картины мира. Этапы развития естествознания: доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.

3. Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие духовной культуры человечества.

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

  2. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.

  3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

  5. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

  6. Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.

  7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.

  8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.

  9. Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.

  10. Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.

  11. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.

  12. Найдыщ В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  13. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2. , 2001.



Занятие № 2 (интерактивное) – «Круглый стол» (4 часа).

Тема: «От целостного естествознания к целостной культуре».

Цель: формирование способности понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.

Вопросы для обсуждения:

1. История понятия «культура». Культура духовная и материальная. Отрасли духовной культуры: философия, наука, религия, искусство.

2. Наука, характерные черты научного познания мира. Этапы познания, научный метод.

3. Философия в системе культуры. Основные разделы философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, логика, аксиология. Основные проблемы, исследуемые философией. Понятие и содержание методов философии. Направления в философии. Функции философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Философия и естествознание.

4. Религия в системе культуры. Религия как форма познания мира. Основные истины религии. Естественнонаучное знание и его Богословское осмысление.

5. Искусство в системе культуры. Сущность искусства. Искусство и естествознание. Интуиция в науке. Художественные образы и научные понятия.


6. Триада «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.

Темы докладов:

1. Современная физика и религиозное откровение. Два града: диалог науки и религии.

3. Великий Леонардо да Винчи. Вклад в науку и искусство.

4. Жизнь и творчество ученых: Б. Паскаль, Н. Коперник, Г. Лейбниц, И. Ньютон…

7. Золотое сечение в природе и в искусстве (музыка, поэзия).

Литература

  1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

  2. Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. – Кострома, 1996.

  3. Гика М.. Эстетика пропорций в природе и искусстве. — М., 1936.

  4. Горбачев В.В. Принцип дополнительности Бора в современном естествознании. Вестник РАЕН, 2001. Т.1. № 3.

  5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

  6. Горбачев В.В. Место и значение антропного принципа в естествознании. Вестник МГУП. – М., 2005.

  7. Гриб А.А. Антропный принцип в космологии и его Богословское значение. «Страницы» 5, вып. 3., 2000.

  8. Гриб А.А. Современная физика и религиозное откровение. – М: РАН, институт философии, 2002.

  9. Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. – М., 1989.

  10. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

  11. Ковалев Ф.В. История золотого сечения. – М., 2008.

  12. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. СПб., 1999.

  13. Марутаев Н. Гармония как закономерность природы. – М., 1990.

  14. Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация. – М., 2005.

  15. Московский А.В. Христианство и наука. – М., 2001.

  16. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.

  17. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.- М., 1994.

  18. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998.

  19. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2006.

  20. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания.- М., 1999.

  21. Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966.

  22. Простые соотношения в природе. – М., 1996.

  23. Петухов С.В. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации. – М., 1988.

  24. Пригожин И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

  25. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

  26. Тарасов Б. Блез Паскаль.- М., 2002.

  27. Тарасов Б. Мыслящий тростник.- М., 2004.

  28. Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.

  29. Фок В.А. «Николай Коперник» К 410-летию со дня смерти. – М., 1955.

  30. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.

  31. Шредер Дж. Шесть дней творения и Большой Взрыв. Поиски гармонии между современной наукой и Библией. – М., 2000.



Занятие № 3 – Семинар (4 часа).

Тема: «Особенности описания природы в рамках классического естествознания».

Цель: формирование способности понимать особенности стратегии мышления во времена классического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени. Вопросы для обсуждения:

  1. История классического естествознания в лицах (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплер, И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Максвелл и др.).

  2. Коперниканская научная революция 1543 г.

  3. Зарождение науки нового времени. Г. Галилей.

  4. Законы планетных движений И. Кеплера.

  5. Механика И. Ньютона – каковы ее особенности. Детерминизм.

  6. Пространство и время в классической физике. Геометрия Евклида. Трехмерность пространства. Возможно ли для классических представлений «путешествие» во времени?

  7. Корпускула (частица и фотон) и континуум (сплошная среда и электромагнитное поле). Волны как специфический тип движения континуума. Понятие поля. Поле гравитационное и электромагнитное. Спектр электромагнитного поля. Принцип близкодействия и дальнодействия. Изучение природы оптических явлении: свет – поток частиц или волна? Законы М. Фарадея - Д. Максвелла для электромагнетизма.

  8. Механистическая картина мира и кризис классического естествознания.


Литература

  1. Вавилов В.С. Исаак Ньютон. – М., 1989.

  2. Гамов Дж. Моя мировая линия. – М, 1994.

  3. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.

  4. Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. - М., 1989.

  5. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

  6. Горелик Г.Е. Почему пространство трехмерно. – М., 1982.

  7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

  8. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М., 2008.

  9. Горбачев В.В. К вопросу о взаимосвязи времени и энергии в современном естествознании. Вестник МГУП, 2006, № 8.

  10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

  11. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

  12. Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.

  13. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.

  14. Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.

  15. Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.

  16. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.

  17. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 2001.

  18. Новиков И.Д. Куда течет река времени. – М., 1990.

  19. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 1985.

  20. Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – М., 1996

  21. Рейхенбарх Г. Философия пространства-времени. – М., 1985.

  22. Рейхенбарх Г. Направление времени. – М., 2002.

  23. Пригожин И.Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск, 1999.

  24. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

  25. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2005.

  26. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.

  27. Уинтроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2002.

  28. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2. , 2001.

Занятие № 4 – Семинар (4 часа).

Тема: «Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира».

Цель: формирование способности понимать особенности стратегии мышления на этапе неклассического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени.

Вопросы для обсуждения:

        1. История неклассического естествознания в лицах (К. Гаусс, Н. Лобачевский, Ч. Дарвин, М. Планк, Э. Резерфорд, Пьер и Мария Кюри, А. Эйнштейн, Э. Хаббл, Н. Бор, Л. де-Бройль, А. Пензиас, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М. Борн, В. Паули, А. Фридман, Ж. Леметр, Ф. Крик и др.)

  1. Зарождение неевклидовой геометрии в трудах К. Гаусса и Н. Лобачевского. А. Эйнштейн и Ф. М. Достоевский. От И. Ньютона к А. Эйнштейну - зарождение релятивистской механики.

  2. Принцип относительности А. Эйнштейна. Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности. Мир событий при малых и больших скоростях. Следствия и экспериментальные подтверждения специальной теории относительности.