Файл: Программа по КСЕ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 684

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Требования к выполнению реферата.

Реферат – самостоятельно выполненное научное исследование по избранной теме. При работе над рефератом студенты получают навыки аналитической работы с источниками и литературой, более глубокого осмысления материала, изложения его в письменной форме согласно установленным правилам.

Объем реферата должен составлять 18-20 страниц рукописного текста или 13-15 страниц машинописного текста (формат А 4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). Обязательна нумерация страниц реферата в правом верхнем углу.

Структурными элементами реферата являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение (в случае необходимости).

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенном на стр. 19 данного методического пособия.

Оглавление располагается сразу за титульным листом. Напротив наименования каждого раздела реферата должен быть проставлен номер страницы.

Во введении следует обосновать актуальность темы и задачи исследования, раскрыть степень изученности данной проблемы, очертить круг вопросов, на которые необходимо дать ответ.

В главах реферата студент должен раскрыть основное содержание темы. Каждая глава освещает один из вопросов темы. Материал должен излагаться логично, последовательно. При написании текста реферата недопустимо необозначенное заимствование, т.е. дословная выписка цитат без ссылок на источники. Сноски на источники с указанием страниц обязательны!

В заключении необходимо сделать общие выводы о проделанной работе. В конце реферата прилагается список использованной литературы в алфавитном порядке, в котором приводятся следующие сведения об источнике: ф.и.о. автора или авторов, наименование источника, место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки используются в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

Критерии оценки реферата.

4 балла – реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 15 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал только Интернет-ресурсы.

7 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал не только Интернет-ресурсы, но и печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации.


10 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет более 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). Реферат подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки студент использовал в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы и возможные варианты ее разрешения; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

2. Ответы на вопросы и сообщения на семинарском занятии.

Критерии оценки ответов:

1 балл – короткие дополнения или замечания по одному-двум вопросам семинарского занятия;

2 балла - содержательный ответ на один из вопросов семинарского занятия;

3 балла – содержательный и глубокий ответ на два-три обсуждаемых вопроса, либо существенные дополнения по всем обсуждаемым проблемам.

4. Контрольное мероприятие (тестирование).

Примерные задания



1. На эмпирическом уровне научного познания происходит …

а) объяснение и обобщение фактов

б) сбор фактов и информации

в) предсказание новых явлений в рамках старых теорий

г) выдвижение гипотез

2. В структуре научного знания различают ____________ уровни познания

а) теоретический, эмпирический

б) динамический, виртуальный

в) эмпирический, статистический

г) динамический, теоретический

3. Процесс научного познания начинается с ...

а) выдвижения гипотезы

б) наблюдения и сбора фактов

в) построения модели

г) постановки эксперимента

4. Научное знание формируется, в основном, на базе …

а) информации

б) интуиции

в) теорий

г) опыта

5. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к _____________ уровню научного познания

а) динамическому

б) теоретическому

в) виртуальному

г) математическому;

6. Как правило, динамические и статистические методы познания относятся к ________________ методам

а) частнонаучным

б) общенаучным

в) всеобщим

г) теоретическим

7. Такие методы познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, аналогия, классификация относятся к ___________ методам познания

а) теоретическим

б) эмпирическим

в) всеобщим

г) логическим

8. Высказывание гипотезы в структуре научного познания есть …

а) начало теоретического уровня познания

б) начало математического анализа проблемы

в) начало мысленного эксперимента

г) начало эмпирического обобщения

9. В структуре научного познания гипотеза характеризует …

а) итог эмпирического обобщения

б) начальный этап теоретического познания

в) этап мысленного эксперимента

г) окончание эксперимента

10. Основными методами эмпирического уровня познания являются …


а) наблюдение, индукция, гипотеза

б) наблюдение, измерение, эксперимент

в) теория, индукция, эксперимент

г) наблюдение, измерение

11. Примером интеграции естественных наук является …

а) генетика

б) молекулярная биология

в) биогеография

г) ядерная физика

12. Фундаментальными естественными науками являются …

а) физика, история, химия, биология, геология

б) физика, биология, химия, астрология, геология

в) физика, математика, биология, химия, геология

г) физика, биология, химия, астрономия, геология

13. Для естественных наук характерно…

а) раскрытие целей, намерений человека

б) строго объективное объяснение действительности

в) индивидуальное понимание мира

г) истолкование явлений

14. Важнейшим отличием естественнонаучных знаний от гуманитарных является ...

а) эмпирическая проверяемость

б) однозначность и строгость языка

в) математичность

г) историчность

15. Естествознание – это …

а) система наук, изучающая индивида, общество

б) система наук, изучающая поведение человека и животных

в) система наук о социуме

г) система наук о Природе

16. Для естественных наук характерно(а)…

а) высокая степень объективности и достоверности

б) истолкование, интерпретация явлений, которые не сводятся полностью к рациональным началам

в) индивидуальное понимание мира

г) раскрытие целей, намерений человека

17. Основателями классического естествознания и классической науки являются …

а) Декарт, Гук

б) Кеплер, Коперник

в) Максвелл, Лейбниц

г) Галилей, Ньютон

18. Физика как наука относится к фундаментальным естественным наукам, потому что она…

а) является математической по природе и поэтому самая точная из всех наук

б) объясняет происхождение жизни

в) позволяет объяснить происхождение звезд, галактик и Вселенной

г) покоится на базовых постулатах природы

19. Первым из античных мыслителей на математическую сущность природы указал …

а) Пифагор

б) Аристотель

в) Конфуций

г) Архимед

20. Общая центральная идея ведущих мыслителей античного естествознания – это …

а) геоцентризм

б) космоцентризм

в) существующий мир образован из воды

г) Земля покоится в эфире

21. Особенностью естествознания античного периода является ...

а) механицизм

б) метафизичность

в) теологизм

г) отсутствие эксперимента

22. Античную физическую картину мира, по сущности, принято считать …

а) механической

б) прагматической

в) математической

г) метафизической

23. Методологию научно-исследовательских программ в философии науки развил …

а) Имре Лакатос

б) Томас Кун

в) Рене Том

г) Рене Декарт

24. Методологию научных революций в философии науки развил …

а) Томас Кун

б) Карл Поппер

в) Владимир Арнольд

г) Имре Лакатос

25. Справедливо и в электромагнитной картине мира, и в механической …

а) движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет

б) зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия


в) любое движение сводится к перемещению тел и частиц

г) перемещение со сверхсветовыми скоростями невозможно

26. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали …

а) Пифагор и Аристарх

б) Гиппарх и Евдокс

в) Конфуций и Лао-цзы

г) Лао-цзы и Платон

27. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой …

а) формой, порядком, положением

б) положением, величиной, сочетанием

в) подвижностью, формой, порядком

г) величиной, порядком, сочетанием

28. Скорость падающего тела зависит от его веса. Это утверждал …

а) Архимед

б) Гераклит

а) Аристотель

г) Аристарх

29. Согласно представлениям Аристотеля, …

а) мир есть вращающийся Космос – сфера, в центре которой находится Земля

б) началом, сущностью мира является огонь

в) в основе мироздания лежат числа, и материальный мир есть отражение мира идей

г) центром Вселенной является Солнце, вокруг которого вращаются Земля и звезды

30. В ________ античной греческой школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях).

а) милетской (ионийской)

б) пифагорейской

в) элейской (логиков)

г) аттической (афинской)

31. Десятичная система счисления пришла к древним европейцам из древней(го) …

а) Индии

б) Китая

в) Месоамерики

г) Египта

32. К первым четырем первоэлементам подлунного мира милетской (ионийской) школы Аристотель добавил ________ (пятый первоэлемент надлунного мира)

а) молнию

б) эфир

в) гром

г) свет

33. На современном этапе развития науки выделяют следующие виды материи …

а) вещество, поле, физический вакуум

б) поле, пространство, время

в) движение, пространство, время

г) пространство, поле, физический вакуум

34. Эффект Доплера позволяет с большой точностью и без возмущающих измерений определить …

а) расстояние между ядрами атомов в молекуле

б) скорости движущихся объектов

в) аминокислотную последовательность в молекуле белка

г) возраст горных пород и метеоритов

35. Вещество, образованное путем взаимодействия большого числа молекул низкомолекулярного соединения, является:

а) изотопом

б) ферментом

в) мономером

г) полимером

36. По приведенным химическим формулам укажите простое вещество.

а) H2O

б) смесь He и H2

в) смесь O2 и O3

г) He

37. Структурной единицей, сохраняющейся в химических превращениях, является …

а) молекула

б) атом

в) вещество

г) мономер

38. Выберите правильную последовательность электромагнитных излучений в порядке убывания длин волн.

а) радиоволны, инфракрасные лучи, ультрафиолетовые лучи

б) радиоволны, ультрафиолетовые лучи, инфракрасные лучи

в) ультрафиолетовые лучи, радиоволны, инфракрасные лучи

г) инфракрасные лучи, радиоволны, ультрафиолетовые лучи

39. Какое из перечисленных излучений обладает наибольшей энергией?

а) гамма-излучение

б) инфракрасное

в) микроволновое

г) реликтовое

40. Укажите самый ранний этап развития химического знания из перечисленных.


a) учение о составе

б) учение о закономерностях химических процессов

в) эволюционная химия

г) структурная химия

41. В электромагнитной картине мира выделяли следующие формы материи

а) вещество, физический вакуум

б) вещество, физическое поле

в) физический вакуум, физическое поле

г) физическое поле, пространство

42. В механической картине мира выделяли как форму материи __________.

а) вещество

б) физический вакуум

в) физическое поле

г) пространство

43. Свойства молекул по современным представлениям определяются …

а) характером физико-химического взаимодействия составляющих ее атомов

б) электронно-ядерными взаимодействиями

в) гравитационным взаимодействием

44. Получение и передача электрической энергии относятся к ________ формам движения материи

а) химическим

б) биологическим

в) механическим

г) физическим

45. Процессы метаболизма относятся к __________ формам движения материи.

а) механическим

б) биологическим

в) физическим

г) химическим

46. Процесс превращения одних молекул в другие относится к ________________ формам движения материи.

а) механическим

б) биологическим

в) химическим

г) физическим

47. Способами существования материи являются …

а) пространство и время

б) движение и взаимодействие

в) информация и сознание

г) вещественные частицы и физические поля

48. Стремление тела сохранить состояние покоя или равномерного прямолинейного движения называется …

а) движением

б) инерцией

в) покоем

г) взаимодействием

49. Первый закон Ньютона иногда называют законом …

а) тяготения

б) инерции

в) сохранения энергии

г) действующих масс

50. Второй закон Ньютона справедлив в(о) …

а) неинерциальных системах отсчета

б) системах отсчета, движущихся с ускорением

в) всех системах отсчета

г) инерциальных системах отсчета

51. В античной картине мира существовало представление о том, что…

а) существует одна форма движения – механическое перемещение тел

б) существует одна форма движения – перемещение заряженных частиц

в) существуют две формы движения механическое перемещение тел и перемещение заряженных частиц

г) существует множество форм движения

52. Справедливо для электромагнитной картины мира представление о том, что…

а) существует одна форма движения – перемещение заряженных частиц

б) существует одна форма движения – механическое перемещение тел

в) существует множество форм движения

г) существуют две формы движения механическое перемещение тел и перемещение заряженных частиц

53. Согласно 2-му закону Ньютона ускорение, приобретаемое материальной точкой (телом), пропорционально вызывающей его силе и обратно пропорционально ___ материальной точки (тела)

а) импульсу

б) массе

в) моменту импульса

г) заряду

54. Система, находящаяся в состоянии равномерного прямолинейного движения называется…

а) неинерциальной

б) ускоренной

в) замедленной

г) инерциальной

55. Согласно концепции близкодействия любое взаимодействие между структурами…