ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
Планы занятий по психологии одаренности
-
№ п\п
Наименование раздела дисциплины
Лекц.
Практ. зан.
Лаб. Зан.
Семин.
1.
Современный подход к исследованию одаренности
2
2
2.
Личность как фактор раскрытия одаренности.
2
2
3.
Теории личности
2
4
4.
Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности.
2
2
5.
Темперамент как фактор раскрытия одаренности.
2
2
6
Характер, его роль в раскрытии одаренности.
2
7
Способности, одаренность.
2
2
8
Интеллектуальные способности
9
Теории способностей.
2
2
10
Креативность как общая способность.
2
11
Психомоторные способности.
2
12
Социальная адаптация одаренных людей.
2
13
Ранняя профессионализация одаренных детей, юных спортсменов
2
2
14
Методы диагностики способностей.
6
15
Развитие способностей в процессе обучения.
2
2
Всего
20
6
28
Планы семинарских занятий по психологии одаренности
ЗАНЯТИЕ 1
ТЕМА: Современный подход к исследованию одаренности (2 часа)
План:
-
Социально-психологические условия изучения психологии одаренности в современном мире.
-
Основные понятия психологии одаренности.
-
История психологических учений об одаренности.
-
Первые экспериментальные исследования проблемы гениальности.
-
Современные концепции одаренности. Явление возрастной одаренности.
-
Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.
Литература:
-
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
-
Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с. С. 105-112.
-
Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 2.
-
Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 1, 2.
-
Хуторской А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации // http://khutorskoy.ru/be/2008/0919/index.htm
Задания для самостоятельной работы:
Темы для докладов: «Психология одаренности как междисциплинарная область знаний», «Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология»
Занятие 2
ТЕМА: Личность как фактор раскрытия одаренности (2 часа)
План
-
Человек как личность, индивид, индивидуальность.
-
Личность как фактор раскрытия одаренности.
-
Структура личности. Смысловые образования личности.
-
Развитие личности в онтогенезе.
-
Познавательная потребность как самая яркая характеристика одаренного ребенка; ее зависимость от условий воспитания.
-
Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.
Литература
-
Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.
-
Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
-
Маклаков А.Г. СПБ.: 2001, Общая психология, глава 20.
-
Немов Р.С. Психология. Том 1. Основы общей психологии. М.: 1994, 2003. Глава 13.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 5.
ЗАНЯТИЕ 3-4
Тема: Теории личности (4 часа)
План
-
Психоаналитическая теория личности З.Фрейда.
-
Концепции личности А.Адлера и К.Юнга.
-
Концепция развития личности Э.Эриксона.
-
Концепции личности Э.Фромма и К.Хорни.
-
Гуманистическая концепция личности А.Маслоу.
-
Феноменологическое направление в теории личности (К.Роджерс).
-
Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк)
-
Социально-когнитивное направление в теории личности (А.Бандура, Дж.Роттер).
-
Когнитивное направление в теории личности (Дж.Келли).
Литература
-
Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
-
Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии, глава 13.
-
ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1999- 608 с.
Самостоятельная работа: составление 10 практических задач по теме «Теории личности».
ЗАНЯТИЕ 5
Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности (2 часа)
План:
-
Понятие о субъектности
-
Субъектные свойства личности.
-
Надситуативная активность личности
-
Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.
-
Самосознание как регулятор поведения. Рефлексивное самосознание.
-
Развитие самосознания в онтогенезе.
-
Я-концепция, ее структура. Самопознание и самоотношение как фактор в раскрытии одаренности.
-
Личностная идентичность. Социальная идентичность. Этническая идентичность.
Литература
-
Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирическая верификация. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.624-640.
-
Бернс Р. Что такое Я-концепция. //Психология самосознания. Самара, 2000, с.333-392.
-
Мейли Р.Различные аспекты Я. // Психология личности. Тексты. М.: 1982.
-
Пантилеев С.Р. Самоотношение. //Психология самосознания. Самара: 2000. С.208-242.
-
Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Глава 19.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М.: 1995. Глава 6, разделы 6.3, 6.4.
-
Солдатова Г.У. Этническая идентичность. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.656 –667.
-
Столин В.И. Самосознание человека. М.: 1983. Глава 1.
-
Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212-226 // http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_subject.pdf
-
Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер. 2008. Глава 23.
Самостоятельная работа: Исследование эгоцентризма. Цель исследования: определить уровень эгоцентрической направленности личности.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Темперамент как фактор раскрытия одаренности (2 часа)
План
-
Понятие о темпераменте. Структура темперамента, его свойства.
-
Теории темперамента.
-
Типы темперамента, их проявления в поведении.
-
Типологические свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента.
-
Индивидуальный стиль деятельности.
-
Проявления темперамента в когнитивной сфере.
Литература
-
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 4.
-
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 74-78.
-
Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 219-248.
-
Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. //Вопросы психологии, 200, № 2, с. 118-127.
-
Небылицын В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 153-160.
-
Немов Р.С. Психология Т. 1. Общие основы психологии. Глава 15.
-
Русалов В.М. , Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы деятельности. // Психологический журнал, 1991, т.12, № 5, с.118-123.
-
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.
-
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с.32-39.
-
Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 252-262.
Темы для докладов: «Темперамент и талант»
Самостоятельная работа:
УИРС – составление port folio по теме «Темперамент». Собрать и описать по 2 примера на каждый тип темперамента, представленный в литературе, кино, в наблюдении.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Характер, его роль в раскрытии одаренности (2 часа)
План
-
Понятие о характере. Структура характера. Формирование характера.
-
Стереотипы в воспитании и восприятии одаренных детей.
-
Характер и темперамент.
-
Типология характера.
-
Акцентуация характера Типы акцентуаций.
-
Основные характерологические особенности одаренного ребенка
Темы для докладов: «Влияние семейного воспитания на развитие одаренности», «Акцентуации у одаренных людей», «Характер и талант»
Литература
-
Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии. Глава 16.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 2000.
-
Ананьев Б.Г. Строение характера. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 172-178.
-
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 167-172.
-
Деонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.
-
Леонгард Акцентуированные личности. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 270-288.
-
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с.288-315.
-
Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. СПб. : 1999, с. 252 – 253.
-
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 7, 9.
Самостоятельная работа:
УИРС – составление port folio по теме «Акцентуация характера. Типы акцентуаций».
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Способности, одаренность (2 часа)
План:
-
Соотношение понятий «способности», «задатки» и «одаренность». Влияние среды и наследственности на одаренность.
-
Общая характеристика способностей. Структура способностей. Многокомпонентность способностей и возможность компенсации одних способностей другими.
-
Общие и специальные способности. Общая и специальная одаренность.
-
Способности и умения.
-
Дифференциация видов одаренности по различным критериям. Одаренность как высокий уровень когнитивных процессов (Г.И.Россолимо), как уровень интеллекта (В.М.Экземплярский), как способности (Б.М.Теплов), как творческость (Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон и др.).
-
Признаки одаренности: инструментальный и мотивационный аспекты. Характеристика одаренных детей (по К.Тэкэкс).
-
Дисинхрония развития одаренности.
Литература
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 1, 3.
-
Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
-
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001, главы 1,2.
-
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. Главы 6, 9.
-
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001, глава 24.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел I.
-
Теплов Б.С. Способности и одаренность. //Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985, с. 15 – 41.
-
Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 3.
-
Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. Т.28, № 1. 2007. С.27-36.
-
Шадриков В. Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей / Национальный психологический журнал. 2007, № 1 (2) сентябрь – С. 58-64 / http://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no02-2007.pdf
-
Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, т.7, № 3, 41-56.
Темы для докладов: «Половые и гендерные различия в способностях»
Самостоятельная работа: решение психологических задач, составление психологических задач, подготовка тестовых заданий.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Теории способностей (4 часа)
План:
-
История развития психологических представлений о способностях.
-
Наследственность и среда как факторы развития способностей. Психогенетический подход к пониманию способностей.
-
Теория социальной обусловленности способностей.
-
Теории гениальности (патологические теории, психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства).
-
Отечественные теории способностей.
Литература:
-
Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
-
Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Гениальность: психолого-историческое исследование // Психологический журнал. 2012. том 33, № 2, с. 101-118.
-
Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер Пресс, 2008. – Глава 23.
-
Марков С.Л. Основные теории гениальности // http://geniusrevive.com/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=20&lang=ru.
-
Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах, Том 2, М., «Педагогика», 1985 г., с. 267-26.
-
Шадриков В. Д. Психология способностей / Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Занятие 10
Тема: Креативность как общая способность (2 часа)
-
Психометрические концепции интеллекта (Спирмен, Терстоун).
-
Иерархические модели интеллекта.
-
Модели интеллекта Гилфорда, Стернберга.
-
Концепция интеллекта Г.Гарднера. Диагностика интеллекта.
-
Распределение лиц с различным уровнем интеллектуальных способностей в человеческой популяции.
-
Развитие интеллекта на различных этапах онтогенеза.
-
Проявление интеллектуальных способностей в различные возрастные периоды.
-
Понятие о креативности и ее проявлениях.
-
Теории креативности ДЖ. Гилфорда и Э.П.Торренса. Концепция креативности М.Воллаха и Н.Когана. Концепция креативности С.Медника.
-
Теория инвестирования Р.Стернберга.
-
Развитие креативности на различных этапах онтогенеза.