Файл: План семинарских занятий по одаренности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планы занятий по психологии одаренности


п\п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб. Зан.

Семин.

1.

Современный подход к исследованию одаренности

2



2

2.

Личность как фактор раскрытия одаренности.

2



2

3.

Теории личности

2



4

4.

Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности.

2



2

5.

Темперамент как фактор раскрытия одаренности.

2



2

6

Характер, его роль в раскрытии одаренности.




2

7

Способности, одаренность.

2



2

8

Интеллектуальные способности





9

Теории способностей.

2



2

10

Креативность как общая способность.




2

11

Психомоторные способности.




2

12

Социальная адаптация одаренных людей.




2

13

Ранняя профессионализация одаренных детей, юных спортсменов

2



2

14

Методы диагностики способностей.


6



15

Развитие способностей в процессе обучения.

2



2


Всего

20

6


28




Планы семинарских занятий по психологии одаренности


ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Современный подход к исследованию одаренности (2 часа)

План:

  1. Социально-психологические условия изучения психологии одаренности в современном мире.

  2. Основные понятия психологии одаренности.

  3. История психологических учений об одаренности.

  4. Первые экспериментальные исследования проблемы гениальности.

  5. Современные концепции одаренности. Явление возрастной одаренности.

  6. Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.


Литература:

    1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

    2. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с. С. 105-112.

    3. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7

    4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 2.

    5. Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 1, 2.

    6. Хуторской А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации // http://khutorskoy.ru/be/2008/0919/index.htm


Задания для самостоятельной работы:

Темы для докладов: «Психология одаренности как междисциплинарная область знаний», «Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология»

Занятие 2

ТЕМА: Личность как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

      1. Человек как личность, индивид, индивидуальность.

      2. Личность как фактор раскрытия одаренности.

      3. Структура личности. Смысловые образования личности.

      4. Развитие личности в онтогенезе.

      5. Познавательная потребность как самая яркая характеристика одаренного ребенка; ее зависимость от условий воспитания.

      6. Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.


Литература

  1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.

  2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

  3. Маклаков А.Г. СПБ.: 2001, Общая психология, глава 20.

  4. Немов Р.С. Психология. Том 1. Основы общей психологии. М.: 1994, 2003. Глава 13.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 5.




ЗАНЯТИЕ 3-4

Тема: Теории личности (4 часа)

План

  1. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда.

  2. Концепции личности А.Адлера и К.Юнга.

  3. Концепция развития личности Э.Эриксона.

  4. Концепции личности Э.Фромма и К.Хорни.

  5. Гуманистическая концепция личности А.Маслоу.

  6. Феноменологическое направление в теории личности (К.Роджерс).

  7. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк)

  8. Социально-когнитивное направление в теории личности (А.Бандура, Дж.Роттер).

  9. Когнитивное направление в теории личности (Дж.Келли).




Литература

  1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

  2. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии, глава 13.

  3. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1999- 608 с.


Самостоятельная работа: составление 10 практических задач по теме «Теории личности».

ЗАНЯТИЕ 5

Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План:

  1. Понятие о субъектности

  1. Субъектные свойства личности.

  2. Надситуативная активность личности

  3. Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.

  4. Самосознание как регулятор поведения. Рефлексивное самосознание.

  5. Развитие самосознания в онтогенезе.

  6. Я-концепция, ее структура. Самопознание и самоотношение как фактор в раскрытии одаренности.

  7. Личностная идентичность. Социальная идентичность. Этническая идентичность.


Литература

  1. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирическая верификация. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.624-640.

  2. Бернс Р. Что такое Я-концепция. //Психология самосознания. Самара, 2000, с.333-392.

  3. Мейли Р.Различные аспекты Я. // Психология личности. Тексты. М.: 1982.

  4. Пантилеев С.Р. Самоотношение. //Психология самосознания. Самара: 2000. С.208-242.

  5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Глава 19.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М.: 1995. Глава 6, разделы 6.3, 6.4.

  7. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.656 –667.

  8. Столин В.И. Самосознание человека. М.: 1983. Глава 1.

  9. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212-226 // http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_subject.pdf

  10. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер. 2008. Глава 23.


Самостоятельная работа: Исследование эгоцентризма. Цель исследования: определить уровень эгоцентрической направленности личности.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Темперамент как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

  1. Понятие о темпераменте. Структура темперамента, его свойства.

  2. Теории темперамента.

  3. Типы темперамента, их проявления в поведении.

  4. Типологические свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента.

  5. Индивидуальный стиль деятельности.

  6. Проявления темперамента в когнитивной сфере.



Литература

  1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 4.

  2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 74-78.

  3. Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 219-248.

  4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. //Вопросы психологии, 200, № 2, с. 118-127.

  5. Небылицын В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 153-160.

  6. Немов Р.С. Психология Т. 1. Общие основы психологии. Глава 15.

  7. Русалов В.М. , Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы деятельности. // Психологический журнал, 1991, т.12, № 5, с.118-123.

  8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.

  9. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с.32-39.

  10. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 252-262.


Темы для докладов: «Темперамент и талант»

Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Темперамент». Собрать и описать по 2 примера на каждый тип темперамента, представленный в литературе, кино, в наблюдении.


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Характер, его роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План

  1. Понятие о характере. Структура характера. Формирование характера.

  2. Стереотипы в воспитании и восприятии одаренных детей.

  3. Характер и темперамент.

  4. Типология характера.

  5. Акцентуация характера Типы акцентуаций.

  6. Основные характерологические особенности одаренного ребенка


Темы для докладов: «Влияние семейного воспитания на развитие одаренности», «Акцентуации у одаренных людей», «Характер и талант»

Литература


  1. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии. Глава 16.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 2000.

  3. Ананьев Б.Г. Строение характера. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 172-178.

  4. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 167-172.

  5. Деонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.

  6. Леонгард Акцентуированные личности. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 270-288.

  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с.288-315.

  8. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. СПб. : 1999, с. 252 – 253.

  9. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 7, 9.


Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Акцентуация характера. Типы акцентуаций».


ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Способности, одаренность (2 часа)


План:

  1. Соотношение понятий «способности», «задатки» и «одаренность». Влияние среды и наследственности на одаренность.

  2. Общая характеристика способностей. Структура способностей. Многокомпонентность способностей и возможность компенсации одних способностей другими.

  3. Общие и специальные способности. Общая и специальная одаренность.

  4. Способности и умения.

  5. Дифференциация видов одаренности по различным критериям. Одаренность как высокий уровень когнитивных процессов (Г.И.Россолимо), как уровень интеллекта (В.М.Экземплярский), как способности (Б.М.Теплов), как творческость (Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон и др.).

  6. Признаки одаренности: инструментальный и мотивационный аспекты. Характеристика одаренных детей (по К.Тэкэкс).

  7. Дисинхрония развития одаренности.



Литература

    1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 1, 3.

    2. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

    3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001, главы 1,2.

    4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. Главы 6, 9.

    5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001, глава 24.

    6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел I.

    7. Теплов Б.С. Способности и одаренность. //Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985, с. 15 – 41.

    8. Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 3.

    9. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. Т.28, № 1. 2007. С.27-36.

    10. Шадриков В. Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей / Национальный психологический журнал. 2007, № 1 (2) сентябрь – С. 58-64 / http://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no02-2007.pdf

    11. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, т.7, № 3, 41-56.



Темы для докладов: «Половые и гендерные различия в способностях»

Самостоятельная работа: решение психологических задач, составление психологических задач, подготовка тестовых заданий.



ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Теории способностей (4 часа)

План:

  1. История развития психологических представлений о способностях.

  2. Наследственность и среда как факторы развития способностей. Психогенетический подход к пониманию способностей.

  3. Теория социальной обусловленности способностей.

  4. Теории гениальности (патологические теории, психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства).

  5. Отечественные теории способностей.


Литература:

  1. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

  2. Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Гениальность: психолого-историческое исследование // Психологический журнал. 2012. том 33, № 2, с. 101-118.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер Пресс, 2008. – Глава 23.

  4. Марков С.Л. Основные теории гениальности // http://geniusrevive.com/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=20&lang=ru.

  5. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах, Том 2, М., «Педагогика», 1985 г., с. 267-26.

  6. Шадриков В. Д. Психология способностей / Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.



Занятие 10

Тема: Креативность как общая способность (2 часа)

  1. Психометрические концепции интеллекта (Спирмен, Терстоун).

  2. Иерархические модели интеллекта.

  3. Модели интеллекта Гилфорда, Стернберга.

  4. Концепция интеллекта Г.Гарднера. Диагностика интеллекта.

  5. Распределение лиц с различным уровнем интеллектуальных способностей в человеческой популяции.

  6. Развитие интеллекта на различных этапах онтогенеза.

  7. Проявление интеллектуальных способностей в различные возрастные периоды.

  8. Понятие о креативности и ее проявлениях.

  9. Теории креативности ДЖ. Гилфорда и Э.П.Торренса. Концепция креативности М.Воллаха и Н.Когана. Концепция креативности С.Медника.

  10. Теория инвестирования Р.Стернберга.

  11. Развитие креативности на различных этапах онтогенеза.