Файл: План семинарских занятий по одаренности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература:

  1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.

  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002 – 320с. Глава 2.

  3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.

  4. Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессионально й деятельности – Психологический журнал. Том 32, № 4, 2011. – С.

  5. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. С 5-29.

  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.

  7. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 3, 4.

  8. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

  10. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/strukturno-dinamicheskaya-teoriya-myshleniya/associativnye-ierarxii-defokusirovannoe-vnimanie-i-semanticheskie-seti-v-tvorchestve-teorii-s-mednika-dzh-mendelsona-i-k-martindejla/



Занятие 11

Тема: Психомоторные способности (2 часа)

  1. Психомоторные способности и эффективность двигательной деятельности.

  2. Структура психомоторных способностей.

  3. Физическая активность как фактор умственного развития.

  4. Самоконтроль как компонент психомоторных способностей.

  5. Различительная чувствительность по пространственным, силовым временным параметрам движений.

  6. Надежность психомоторных функций в экстремальных условиях.

  7. Диагностика психомоторных способностей.

  8. Развитие психомоторных способностей.


Литература:


  1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов, СПб.: Питер, 1-е издание, 2003 год, 384 с.

  2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс+, 2002, 319с.

  3. Шевченко Д.Ю., Харитонова Л.Г. Оценка психомоторных способностей – Омск, 2008 – Глава 1.



Занятие 12

Тема: Социальная адаптация одаренных людей (2 часа)

  1. Социализация, ее роль в становлении личности. Соотношение социализации и индивидуализации в развитии личности.

  2. Первичная и вторичная социализация. Инкультурация.

  3. Сензитивные периоды развития способностей. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности.

  4. Основные проблемы личностного развития одаренного ребенка.

  5. Личность одаренного ученика и детский коллектив.


Литература:


  1. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.

  2. Миллер Алис. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я. Перевод И.В.Розанова и И.В.Силаевой - М.: Академический Проект, 2006, 144 с.


  1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 11, 12.

  2. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.

  3. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2000, 136с.


Занятие 13

Тема: Ранняя профессионализация одаренных детей,

юных спортсменов (2 часа)

  1. Современное понимание феномена ранней профессионализации.

  2. Ранняя профессионализация одаренных детей.

  3. Сущность феномена ранней профессионализации в спорте.

  4. Теоретические основания прогнозирования влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов.

  5. Особенности и психологические факторы становления профессионального мастерства спортсменов в условиях ранней профессионализации.

Литература:

  1. Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности – Психологический журнал. Том 32, № 4, 2011. – С.

  2. Горская Г.Б. Психологоческие эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. 2008. №3, С. 105-113.

  3. Горская Г.Б. Теория психического развития Д.Б. Эльконина как основание прогнозирования эффектов ранней профессионализации в спорте // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 4. С. 56-63.

  4. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 12.

  6. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. Т.28, № 1. 2007. С.27-36.



Занятие 14-16

Тема: Методы диагностики способностей (6 часов)

  1. Принципы и методы выявления одаренных детей.

  2. Проблемы лонгитюдного исследования развития одаренных.

  3. Диагностика детской одаренности. Возрастные шкалы Стенфорд-Бине, модель Дж. Рензулли и др.

  4. Диагностика интеллекта.

  5. Диагностика креативности: психометрический подход, метод «креативного поля», социально-личностный и альтернативный подход.

  6. Методы диагностики психомоторных способностей.

  7. Методы диагностики специальных способностей.


Литература:

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.

  2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.

  3. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.

  4. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел II.

  6. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство Московского психолого-cоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.




Занятие 17

Тема: Развитие способностей в процессе обучения (2 часов)

  1. Одаренный ребенок в массовой общеобразовательной школе. Моделирование развивающей образовательной среды для одаренных детей.

  2. Основные подходы к обучению одаренных детей. Дифференцированный подход к составлению рабочих программ. Принципы построения программ обучения.

  3. Научные основы работы с одаренными детьми. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника.

  4. Психологические основы консультативной работы с одаренными детьми. Личность одаренного ребенка, ее проблемы.

  5. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования.

  6. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми.


Литература:

  1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел IY.

  2. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.

  3. Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

  4. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7

  5. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / Психологический журнал, 2001. том 32, № 5, с. 69-78.

  6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

  7. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.


  1. Темы для докладов: «Интеллектуальные соревнования – как средство развития творческих способностей одаренных учащихся во внеклассной работе», «Опыт новых методов разностороннего обучения (М.Ибука, Япония)», «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования (на уроках литературы, математики и др. – по выбору)»,



Основная литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

  2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

  4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

  5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996, - 320 с.



Дополнительная литература


  1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 753 с.

  2. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

  4. Гарднер Г. Структура разума. М.: ООО «Вильямс», 2007. – 512 с.

  5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

  6. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

  7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.

  8. Кэрри Л., Тоубер Дж. Дети индиго. М.: ООО «София», 2007. – 288 с.

  9. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.

  10. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика, т.1.СПб.: Питер, 2008. – 408 с.

  11. Николаев Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

  12. Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

  13. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: «Феникс+», 2005. – 320 с.

  14. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.

  15. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.

  16. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с.

  17. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.

  18. Психология одаренности: от теории к практике. /под ред. Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128 с.

  19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.

  20. Савенков А.И. Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

  21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  22. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, тю.7, № 3, 41-56.

  23. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.

  24. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.


Базы данных, информационно-справочные, поисковые системы

  1. Science  — академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS). Ссылка - http://www.sciencemag.org/

  2. Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500 журналов, в том числе по психологии, социологии, образованию, математике, праву и др. Ссылка - http://www.informaworld.com

  3. Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам издательства "Наука"  – 107 наименований. Ссылка - http://elibrary.ru/

  4. ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology). Ссылка - www.sciencedirect.com

  5. ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих журналов в области психологии, из которых 540 в полном тексте. ProQuest Education Complete — содержит 790 наименований ведущих журналов в области образования, из них 615 в полном тексте. ProQuest Academic  Research Library— содержит более 4000 наименований ведущих журналов, отвечающих гуманитарной и социальной направленности. ProQuest Dissertations — самое большое собрание диссертаций и тезисов в мире, более 1 200 000 из них доступны в формате PDF. Ссылка - proquest.umi.com/login



www.psyjournals.ru www.psyparents.ru

www.ucheba.ru www.rospsy.ru

www.findarticles.com www.vusnet.ru/biblio

www.psydiagnos.ru www.psyedu.ru

www.voppsy.ru www.childpsy.ru

www.vigotsky.mgppu.ru www.diagnostika.spb.ru


Вопросы к экзамену:


  1. Психология одаренности как область психологической науки и практики. Основные понятия психологии одаренности.

  2. Значение психологии одаренности в современных условиях.

  3. Психология одаренности как междисциплинарная область знаний. Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология.

  4. Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.

  5. Личность как фактор раскрытия одаренности.

  6. Индивид и личность. Личность как социальное качество человека. Структура личности.

  7. Становление личности в онтогенезе. Личность и общение. Социализации личности.

  8. Понятие о субъектности. Субъектные свойства личности. Надситуативная активность личности. Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.

  9. Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.

  10. Общая характеристика темперамента. Структура темперамента. Виды темперамента. Теории темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

  11. Понятие о характере. Типы характера. Акцентуации характера. Характер и раскрытие одаренности.

  12. Сущность понятий «задатки», «одаренность», «способности», гениальность.

  13. Классификации способностей. Общие и специальные способности. Сходство и различие способностей и умений.

  14. Структура способностей. Многокомпонентность способностей и возможность компенсации одних способностей другими.

  15. Сенсорные, перцептивные, интеллектуальные способности.

  16. Креативность как общая способность.

  17. Психомоторные способности, их особенности.

  18. История развития психологических представлений о способностях.

  19. Наследственность и среда как факторы развития способностей. Психогенетический подход к пониманию способностей.

  20. Теории гениальности (патологические теории, психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства).

  21. Отечественные теории способностей.

  22. Классические и современные представления об интеллекте.

  23. Психометрические концепции интеллекта (Спирмен, Терстоун).

  24. Иерархические модели интеллекта.

  25. Модели интеллекта Гилфорда, Стернберга.

  26. Концепция интеллекта Г.Гарднера. Диагностика интеллекта.

  27. Распределение лиц с различным уровнем интеллектуальных способностей в человеческом популяции.

  28. Методы диагностики интеллектуальной одаренности.

  29. Развитие интеллекта на различных этапах онтогенеза.

  30. Проявление интеллектуальных способностей в различные возрастные периоды.

  31. Понятие о креативности и ее проявлениях.

  32. Теории креативности ДЖ. Гилфорда и Э.П.Торренса. Концепция креативности М.Воллаха и Н.Когана. Концепция креативности С.Медника.

  33. Теория инвестирования Р.Стернберга.

  34. Методы диагностики креативности.

  35. Развитие креативности на различных этапах онтогенеза.

  36. Понятие о психомоторике. Структура психомоторных способностей.

  37. Психомоторные способности и эффективность двигательной деятельности.

  38. Самоконтроль как компонент психомоторных способностей.

  39. Различительная чувствительность по пространственным, силовым временным параметрам движений.

  40. Надежность психомоторных функций в экстремальных условиях.

  41. Диагностика психомоторных способностей.

  42. Развитие психомоторных способностей.

  43. Одаренность и социальная адаптация.

  44. Десинхрония развития у одаренных людей. Виды десинхронии развития.

  45. Проблемные аспекты социально-психологической адаптации одаренных детей.

  46. Интеллектуальная одаренность и учебная неуспешность: причины и направления профилактики.

  47. Ранняя профессионализация одаренных детей.

  48. Современное понимание феномена ранней профессионализации.

  49. Сущность феномена ранней профессионализации в спорте.

  50. Теоретические основания прогнозирования влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов.

  51. Особенности и психологические факторы становления профессионального мастерства спортсменов в условиях ранней профессионализации.

  52. Методы диагностики интеллектуальных способностей.

  53. Методы диагностики креативности.

  54. Методы диагностики психомоторных способностей.

  55. Методы диагностики специальных способностей.

  56. Современные подходы к развитию способностей. Программы психологической поддержки одаренных детей.