ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
Литература:
-
Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.
-
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002 – 320с. Глава 2.
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.
-
Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессионально й деятельности – Психологический журнал. Том 32, № 4, 2011. – С.
-
Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. С 5-29.
-
Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 3, 4.
-
Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
-
http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/strukturno-dinamicheskaya-teoriya-myshleniya/associativnye-ierarxii-defokusirovannoe-vnimanie-i-semanticheskie-seti-v-tvorchestve-teorii-s-mednika-dzh-mendelsona-i-k-martindejla/
Занятие 11
Тема: Психомоторные способности (2 часа)
-
Психомоторные способности и эффективность двигательной деятельности.
-
Структура психомоторных способностей.
-
Физическая активность как фактор умственного развития.
-
Самоконтроль как компонент психомоторных способностей.
-
Различительная чувствительность по пространственным, силовым временным параметрам движений.
-
Надежность психомоторных функций в экстремальных условиях.
-
Диагностика психомоторных способностей.
-
Развитие психомоторных способностей.
Литература:
-
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов, СПб.: Питер, 1-е издание, 2003 год, 384 с.
-
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс+, 2002, 319с.
-
Шевченко Д.Ю., Харитонова Л.Г. Оценка психомоторных способностей – Омск, 2008 – Глава 1.
Занятие 12
Тема: Социальная адаптация одаренных людей (2 часа)
-
Социализация, ее роль в становлении личности. Соотношение социализации и индивидуализации в развитии личности.
-
Первичная и вторичная социализация. Инкультурация.
-
Сензитивные периоды развития способностей. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности.
-
Основные проблемы личностного развития одаренного ребенка.
-
Личность одаренного ученика и детский коллектив.
Литература:
-
Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
-
Миллер Алис. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я. Перевод И.В.Розанова и И.В.Силаевой - М.: Академический Проект, 2006, 144 с.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 11, 12.
-
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.
-
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2000, 136с.
Занятие 13
Тема: Ранняя профессионализация одаренных детей,
юных спортсменов (2 часа)
-
Современное понимание феномена ранней профессионализации.
-
Ранняя профессионализация одаренных детей.
-
Сущность феномена ранней профессионализации в спорте.
-
Теоретические основания прогнозирования влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов.
-
Особенности и психологические факторы становления профессионального мастерства спортсменов в условиях ранней профессионализации.
Литература:
-
Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности – Психологический журнал. Том 32, № 4, 2011. – С.
-
Горская Г.Б. Психологоческие эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. 2008. №3, С. 105-113.
-
Горская Г.Б. Теория психического развития Д.Б. Эльконина как основание прогнозирования эффектов ранней профессионализации в спорте // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 4. С. 56-63.
-
Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 12.
-
Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. Т.28, № 1. 2007. С.27-36.
Занятие 14-16
Тема: Методы диагностики способностей (6 часов)
-
Принципы и методы выявления одаренных детей.
-
Проблемы лонгитюдного исследования развития одаренных.
-
Диагностика детской одаренности. Возрастные шкалы Стенфорд-Бине, модель Дж. Рензулли и др.
-
Диагностика интеллекта.
-
Диагностика креативности: психометрический подход, метод «креативного поля», социально-личностный и альтернативный подход.
-
Методы диагностики психомоторных способностей.
-
Методы диагностики специальных способностей.
Литература:
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.
-
Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.
-
Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.
-
Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел II.
-
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство Московского психолого-cоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.
Занятие 17
Тема: Развитие способностей в процессе обучения (2 часов)
-
Одаренный ребенок в массовой общеобразовательной школе. Моделирование развивающей образовательной среды для одаренных детей.
-
Основные подходы к обучению одаренных детей. Дифференцированный подход к составлению рабочих программ. Принципы построения программ обучения.
-
Научные основы работы с одаренными детьми. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника.
-
Психологические основы консультативной работы с одаренными детьми. Личность одаренного ребенка, ее проблемы.
-
Направления работы с одаренными детьми в сфере образования.
-
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми.
Литература:
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел IY.
-
Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.
-
Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
-
Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7
-
Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / Психологический журнал, 2001. том 32, № 5, с. 69-78.
-
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
-
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.
-
Темы для докладов: «Интеллектуальные соревнования – как средство развития творческих способностей одаренных учащихся во внеклассной работе», «Опыт новых методов разностороннего обучения (М.Ибука, Япония)», «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования (на уроках литературы, математики и др. – по выбору)»,
Основная литература
-
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
-
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
-
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
-
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996, - 320 с.
Дополнительная литература
-
Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 753 с.
-
Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
-
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
-
Гарднер Г. Структура разума. М.: ООО «Вильямс», 2007. – 512 с.
-
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.
-
Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
-
Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.
-
Кэрри Л., Тоубер Дж. Дети индиго. М.: ООО «София», 2007. – 288 с.
-
Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.
-
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика, т.1.СПб.: Питер, 2008. – 408 с.
-
Николаев Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
-
Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
-
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: «Феникс+», 2005. – 320 с.
-
Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.
-
Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.
-
Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с.
-
Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.
-
Психология одаренности: от теории к практике. /под ред. Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128 с.
-
Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.
-
Савенков А.И. Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.
-
Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
-
Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, тю.7, № 3, 41-56.
-
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.
-
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.
Базы данных, информационно-справочные, поисковые системы
-
Science — академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS). Ссылка - http://www.sciencemag.org/
-
Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500 журналов, в том числе по психологии, социологии, образованию, математике, праву и др. Ссылка - http://www.informaworld.com
-
Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам издательства "Наука" – 107 наименований. Ссылка - http://elibrary.ru/
-
ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology). Ссылка - www.sciencedirect.com
-
ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих журналов в области психологии, из которых 540 в полном тексте. ProQuest Education Complete — содержит 790 наименований ведущих журналов в области образования, из них 615 в полном тексте. ProQuest Academic Research Library— содержит более 4000 наименований ведущих журналов, отвечающих гуманитарной и социальной направленности. ProQuest Dissertations — самое большое собрание диссертаций и тезисов в мире, более 1 200 000 из них доступны в формате PDF. Ссылка - proquest.umi.com/login
www.psyjournals.ru www.psyparents.ru
www.findarticles.com www.vusnet.ru/biblio
www.psydiagnos.ru www.psyedu.ru
www.vigotsky.mgppu.ru www.diagnostika.spb.ru
Вопросы к экзамену:
-
Психология одаренности как область психологической науки и практики. Основные понятия психологии одаренности.
-
Значение психологии одаренности в современных условиях.
-
Психология одаренности как междисциплинарная область знаний. Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология.
-
Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.
-
Личность как фактор раскрытия одаренности.
-
Индивид и личность. Личность как социальное качество человека. Структура личности.
-
Становление личности в онтогенезе. Личность и общение. Социализации личности.
-
Понятие о субъектности. Субъектные свойства личности. Надситуативная активность личности. Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.
-
Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.
-
Общая характеристика темперамента. Структура темперамента. Виды темперамента. Теории темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
-
Понятие о характере. Типы характера. Акцентуации характера. Характер и раскрытие одаренности.
-
Сущность понятий «задатки», «одаренность», «способности», гениальность.
-
Классификации способностей. Общие и специальные способности. Сходство и различие способностей и умений.
-
Структура способностей. Многокомпонентность способностей и возможность компенсации одних способностей другими.
-
Сенсорные, перцептивные, интеллектуальные способности.
-
Креативность как общая способность.
-
Психомоторные способности, их особенности.
-
История развития психологических представлений о способностях.
-
Наследственность и среда как факторы развития способностей. Психогенетический подход к пониманию способностей.
-
Теории гениальности (патологические теории, психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства).
-
Отечественные теории способностей.
-
Классические и современные представления об интеллекте.
-
Психометрические концепции интеллекта (Спирмен, Терстоун).
-
Иерархические модели интеллекта.
-
Модели интеллекта Гилфорда, Стернберга.
-
Концепция интеллекта Г.Гарднера. Диагностика интеллекта.
-
Распределение лиц с различным уровнем интеллектуальных способностей в человеческом популяции.
-
Методы диагностики интеллектуальной одаренности.
-
Развитие интеллекта на различных этапах онтогенеза.
-
Проявление интеллектуальных способностей в различные возрастные периоды.
-
Понятие о креативности и ее проявлениях.
-
Теории креативности ДЖ. Гилфорда и Э.П.Торренса. Концепция креативности М.Воллаха и Н.Когана. Концепция креативности С.Медника.
-
Теория инвестирования Р.Стернберга.
-
Методы диагностики креативности.
-
Развитие креативности на различных этапах онтогенеза.
-
Понятие о психомоторике. Структура психомоторных способностей.
-
Психомоторные способности и эффективность двигательной деятельности.
-
Самоконтроль как компонент психомоторных способностей.
-
Различительная чувствительность по пространственным, силовым временным параметрам движений.
-
Надежность психомоторных функций в экстремальных условиях.
-
Диагностика психомоторных способностей.
-
Развитие психомоторных способностей.
-
Одаренность и социальная адаптация.
-
Десинхрония развития у одаренных людей. Виды десинхронии развития.
-
Проблемные аспекты социально-психологической адаптации одаренных детей.
-
Интеллектуальная одаренность и учебная неуспешность: причины и направления профилактики.
-
Ранняя профессионализация одаренных детей.
-
Современное понимание феномена ранней профессионализации.
-
Сущность феномена ранней профессионализации в спорте.
-
Теоретические основания прогнозирования влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов.
-
Особенности и психологические факторы становления профессионального мастерства спортсменов в условиях ранней профессионализации.
-
Методы диагностики интеллектуальных способностей.
-
Методы диагностики креативности.
-
Методы диагностики психомоторных способностей.
-
Методы диагностики специальных способностей.
-
Современные подходы к развитию способностей. Программы психологической поддержки одаренных детей.