ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 827

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



72. Правовая культура и правовое воспитание.

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается сложным характером. Правовая культура присутствует практи¬чески во всех явлениях правовой жизни общества.Под правовой культурой-обусловленное всем социальным, ду¬ховным, политическим и экономическим строем качественное состоя¬ние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.Важно подчеркнуть, что правовая культура:1) характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до-стижения в сфере права;2) отражает качественное состояние правовой жизни 3) является высшей формой осознания интересов и потребности общества в правовом регулировании;4) зависит от нравственности общества 5) служит непременным условием формирования правового государства и правового общества в целом.

В структуре правовой культуры -три состав-ляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового пове¬дения. Правовая культура проявляется в трех уровнях:1. Обыденный уровень правовой (повседневной жизни)2.Профессиональный уровень (лицам, занимающимся юридической деятельностью). Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. 3. Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и

В юридической литературе принято выделять следующие функции правовой культуры:

1) познавательно-преобразовательная функция направлена на согласование различ¬ных интересов общества, на создание правовых и нравственных га¬рантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, при¬знания ее высшей ценностью. Ее цель – формирование правового государства;

2) праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей зада-чей — обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

3) ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов имеющих ценностное значение;

4) правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее пра-вовой культуры, осознания личностью своих прав и обязаннос¬тей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях право¬мерно;


5) коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посред¬ством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран;6) прогностическая функция предполагает анализ тенденций разви-тия данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценнос¬тей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и нацио¬нальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность госу-дарства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и пове-дение человека в целях формирования определенных позитивных пред-ставлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечиваю¬щих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личнос¬ти, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

73. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.Правовой нигилизм способен быстро видоизменяться, приспосабли-ваться к обста¬новке. Существует множество различных форм, сторон, граней его кон¬кретного проявления:

Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действу-ющих законов и иных нормативно-правовых актов. 2Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юриди¬ческих предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не со¬относят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам».Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. 4. Подмена законности политической, идеологической или праг-матической целесообразностью, выходы различных официальных долж-ностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле дея-тельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конститу-ции.5. Серьезным источником и формой выражения политико-юриди-ческого нгилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.Основные пути преодоления правового нигилизма — это повыше¬ние общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства;


Антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим правовым последствиям выступает правовой идеализм, который представляет собой переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, это явление причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм.

Идеи о возможности принципиального изменения общест¬ва с помощью мудрых законов — древнего происхождения. Из этого исходил еще Платон в своих мечтах об идеальном государстве. Да и французские просветители не раз указывали на подобный путь избав¬ления от несправедливых порядков. Но жизнь неизменно опровергала эти представления.

На право нельзя возлагать несбыточные на¬дежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.




















75. Механизм правового регулирования.

Правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реа-лизацию позитивных интересов субъектов. Препятствия — это ес-тественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозя¬щие управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. Препятствия подразделяют: поддающиеся управле¬нию и неподдающиеся. В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса препятствия делятся на-выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствии необходимых для эффективного управле¬ния моментов.

Следовательно, механизм правового регулирования — это систе¬ма правовых средств, организованных наиболее последовательным обра¬зом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворе¬ния интересов субъектов права.

Цель МПР — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетво-рение.

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организаци¬онно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правопри¬менительный акт (факультативный элемент).

.

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъек¬тов. Здесь, в принципе, имеет значение лишь одно условие: чтобы на пути осуществления данных интересов не ставились преграды и они могли быть свободно удовлетворены.



























76. Методы правового регулирования.

Наиболее распространенными методами правового регулирования являются:

  • императивный ( подчинение 1 другому)

  • диспозитивный.( равенство участников)

  • поощерительный (вознаграждение за правомерное поведение)

  • внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него),

  • внутренним (саморегулирование).

  • Дозволение –(предоставление правовой возможности на совершение определенных действий по реализации субъективных прав и интересов)

  • Обязывание (возложением насубъектов права исполнения активных действий).

  • Запрещение (необходимости воздержания от активных действий или от бездействия )

По элементам механизма правового регулирования различают простое (на основе одного акта применения) и сложное регулирование (на основе двух и более актов государственно-властного характера).

Для каждой отрасли права определена специфика метода правового регулирования. Для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, а для административного или уголовно-правового регулирования свойственен публично-властный характер правового регулирования. Другими словами, различают авторитарный (на основе императивных норм) и автономный (на основе диспозитивных норм) методы правового регулирования. Их еще называют методами субординации и координации, предполагающими правовое регулирование по «вертикали» и по «горизонтали». В зависимости от сочетания запретов и дозволений выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования в определенном сочетании юридических средств, создающий конкретное правовое состояние для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы закрепляются на уровне законодательства и защищаются государством.

Правовые режимы позволяют учитывать в процессе правового регулирования определенные разновидности общественных отношений, субъектно-объектный состав правоотношений, временные и пространственные границы действия права и т.д.

Правовые режимы в зависимости от различных оснований бывают: конституционными, административными, налоговыми, валютными, таможенными, законными и договорными, общефедеральными, региональными, местными, внутригосударственными и межгосударственными и др.

Правовые режимы имеют целью особым специально-юридическим образом урегулировать конкретные (родовые, видовые и др.) сферы общественных отношений, т.е. строятся, прежде всего, на различии предметов и методов правового регулирования.















77. Правовые средства.

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.


В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы ч справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров2.

В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей3.

Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом

права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования – МПР, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Виды правовых средств. Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших – договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия);по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.