ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 877
Скачиваний: 1
Правовой статус различается в статическом и динамическом состояниях. В статическом состоянии он обозначает совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательно и защищаемых государством. Личность, даже не вступая в правоотношения, обладает полной характеристикой общего статуса личности. Правовой статус в динамике предполагает ее вступление в конкретные правоотношения, где основное значение приобретает механизм реализации ее прав и свобод. Государство должно создать условия для правомерной реализации законных интересов личности.
В правовой литературе, кроме системы прав, свобод и обязанностей в структуру правового статуса включают также общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность. Свободы личности в отличие от прав связаны с действием, с возможностями правомерного выбора вариантов осуществления прав. Никто не может быть лишен свободы на основании, что государство не в состоянии выполнить международные обязательства в области защиты прав человека. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться правом в рамках закона. Субъективные права раскрываются через возможности личности ими пользоваться, совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, обращаться к государству за защитой и восстановлением нарушенных прав. Международные стандарты по правам человека постоянно расширяют содержательно элементы правового статуса личности. В связи с чем государство берет на себя обязанность по приведению внутреннего законодательства в соответствии с обязательствами, по созданию институтов защиты правового статуса личности через судебные и иные государственные органы, через институт омбудсмана и др.
Система обязанностей личности выступает как совокупность требований государства к личности, которые зафиксированы в законодательстве. Обязанность как мера должного поведения содержательно обозначает реализацию прав личности в необходимом, требуемом для общества поведении, нацеленном на социально полезный результат. Система обязанностей не нарушает системы прав, так как они между собой содержательно и формально юридически сопряжены. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно осуществление прав личности. Пользование правами связано с ответственностью личности, с ограничениями прав. Но ограничения прав и свобод личности допустимы лишь в целях, определенных в Конституции и законодательстве. Таким образом, правовой статус личности включает в себя весь спектр прав, свобод, обязанностей, гражданство, гарантии защиты личности, правосубъектность, юридическую ответственность.
Гарантии правового статуса личности традиционно подразделяются на общие и специальные (юридические). К общим гарантиям относятся экономические, социальные, политические и иные условия реализации прав и свобод. Например, экономические гарантии создают материальные предпосылки осуществления прав в формах обладания собственностью, вещными правами и т.д. Социальные гарантии создают особую систему социальной защиты путем перераспределения доходов, оказания помощи социально незащищенным слоям, решения проблем трудоустройства и занятости, обеспечения гарантированных социальных выплат, дотаций, субсидий и др. Политические гарантии связаны с созданием демократических основ деятельности политической системы, стабильных основ для участия в выборах, в различных политических объединениях и инициативах.
Специальные (юридические) гарантии являются правовыми формами, обеспечивающими механизмы реализации прав и свобод, создающие процессуальные формы охраны и защиты правового статуса личности от любых нарушений. К юридическим гарантиям относятся, прежде всего, создание и развитие системы конституционного контроля, конституционного правосудия. Одной из основных задач Конституционного Суда является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. В числе важных средств защиты прав человека в последнее время приобрела особое значение индивидуальная жалоба. Наряду с индивидуальной жалобой практическое значение в области защиты прав человека приобретает форма конкретного контроля, которая ориентирует суд при рассмотрении дел на поиск оптимального варианта защиты прав человека.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Другим важным правовым средством защиты является действие следующих принципов: соразмерности или запрета чрезмерных ограничений прав и свобод, сохранения сущностного содержания прав и свобод, недопустимость ограничения прав и свобод и др.
Особое значение приобретает деятельность Конституционного Суда в области гарантий правового статуса личности, решения которого являются общеобязательными, окончательными, действующими непосредственно, вступающими в силу немедленно после их провозглашения. Конституционный Суд может не только признать те или иные решения неконституционными, но и дает конкретные указания о необходимости приведения в соответствие деятельности органов и лиц с Конституцией и законодательством. К числу важнейших гарантий также относится защита прав и свобод человека общими судами посредством правосудия. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему, с соблюдением соответствующих правил подсудности. В гражданском и арбитражном процессе права граждан защищаются с помощью института иска или жалобы. В уголовном процессе к числу гарантий можно, например, отнести права обвиняемого и подозреваемого, потерпевшего, презумпцию невиновности, суд присяжных заседателей и др. Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно отметить: административный (внесудебный) порядок обжалования действий органов исполнительной власти, специфические формы государственного контроля (Президента, Правительства, министерств и ведомств), прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, деятельность Уполномоченного по правам человека и др. Непосредственное значение имеют также законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности исполнительной власти.
21. ПРавопонимание: основные подходы.
Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно.Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых.сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследо¬ватели, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию: нормативный; нравственный (философский); социологический.При нормативном подходе право рассматривается как система ре-гулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государст¬ва и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Госу¬дарственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей приро¬ды. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.Нравственный (философский) подход к пониманию права основы-вается на теории естественного права. С позиций естественного права последнее трактуется как идеоло-гическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоз-зрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и фор-мального равенства людей.Нравственный подход признает важнейшим началом права, пра-вовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. пред-ставления людей о праве. Если нормы законодательства соответству¬ют естественной природе человека, не противоречат естественным его правам, то тогда они составляют право. Иначе гово¬ря, наряду с законодательством, т.е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало, отражаю¬щее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными пра¬вами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения проти-вопоставляются нормам права, составляют центральное звено в пра¬вовой системе. Право — это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социоло¬гического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.Ро¬доначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих.При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судей¬ского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юри¬дической практики. Однако социологическая школа имеет и недо¬статки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, об¬щественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регу¬лятора.Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а норматив¬ный — узкое.С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное — ориентирует на соблюдение законности, приоритет зако¬нов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора об-щественных отношений.
22. нормативистская школа права.
Нормативистская теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев , Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего, решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. «Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий… Определение основано также на обобщении» . В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается, прежде всего, государственный режим. Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: » право является пирамидой норм; » во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция); » каждая норма в данной иерархии черпает юридиче скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве ренной нормы; » сила права зависит от разумности построения всей ие рархической правовой системы; » право "живет" только в кодифицированных юридиче ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на пример естественного); » право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис том виде". К достоинствам теории можно отнести следующие: ~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от ин дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри дической силы; ~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему; ~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа лизма между "естественным" и "позитивным" правом. ~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др. Недостатки теории:
• главный - повышенное внима ние к формальной стороне права.• игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав лично¬сти, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),• игнорирование есте ственных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.
24. Позитивизм и теория естественного права.
В России развитие общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законодательства вследствие осуществления в 60-е годы Х1Х в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственного права (права, создаваемого государством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой усиления позитивистских настроений общества и ослабления духовной (идеациональной по терминологии П.А. Сорокина) культуры, что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, как они выражены в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Подобное понимание права называется в литературе также юридическим позитивизмом и юридической догматикой.[1]
Представители юридической догматики, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала путем его эмпирического обобщения, классификации и систематизации и на этой базе создавали различные юридические конструкции. Видными представителями были Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкамф, А.А. Рождественский..
Государство, по Шершеневичу, единственный источник права, а право – произведение государства и его функция. При этом имело место фактическое отождествление права с правовыми текстами, в роли которых выступали законы. Как последовательный позитивист, Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер. Шершеневич исключал из сферы права не только конституционное право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном).
Иными словами, фактически речь шла о необходимости политической легитимации власти и правовой легитимации закона. Последнее, однако, невозможно, если признавать лишь политическую коммуникацию, но отрицать коммуникацию правовую (что как раз имело и имеет место во всех концепциях юридического позитивизма).
Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят ственно осуществляться, источник прав человека находит ся не в законодательстве, а в самой природе человека.