ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 3404
Скачиваний: 1
В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека, возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
По виду субъектов правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:
-
индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;
-
групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);
-
общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного правосознания складывается индивидуальное и групповое правосознание. Но прежде чем сформируется общественное правосознание, оно становится сознанием определенной группы людей, а индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. Общественное правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер.
В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.
Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
Научное (теоретическое) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.
-
Юридическая практика.
Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.
Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.
В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.
По мнению С.С. Алексеева, правоположения - это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений. Это формирующиеся нормы, которые представляют собой сгустки правосознания. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем.
Юридическая практика выполняет три основные функции: 1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права; 2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям; 3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене. Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. В этом смысле она служит своеобразным путеводителем, прокладывает дорогу теории. Давно сказано: опыт - учитель жизни.
Различают правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.
Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее. Юридическая практика - разновидность социально-исторической практики и поэтому несет на себе ее печать.
-
Правовая культура и правовое воспитание.
Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:
-
правосознания и правовой активности общества,
-
прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),
-
степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура - это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.
Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.
Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Правовое воспитание: понятие, формы и методы
Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).
Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.
Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания
Правовая культура в целом зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов (правоприменение). Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и не институционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.
Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативно-правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.