ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 3242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы: право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.


  1. Правовой идеализм и правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов:

умышленные уголовные преступления;

гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

осуществление преступной деятельности в организованных формах;

сращивание преступного мира и части госаппарата;

распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);


контроль организованной преступности за частью бизнеса;

давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм:

незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;

неисполнение законодательства госорганами;

прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы"

создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

слабости исполнительного аппарата судов;

высокого процента нераскрытых преступлений;

иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс);


отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

самодержавный, деспотический характер власти;

крепостное право;

отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

распространенность неправовых способов решения споров;

репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях

как должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

гарантированность прав и свобод человека;

совершенствование правовой системы;

повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

обеспечение в стране правопорядка;

правовое воспитание.

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

убеждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

5. Правовой идеализм.

1. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.


Основными формами проявления правового идеализма являются:

нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);

увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

укрепление режима законности в стране;

гарантированность прав и свобод граждан;

уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;


уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

усиление реалистичности юридический науки;

создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

правовое воспитание.

4. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.


  1. Понятие, предмет и стадии правового регулирования.

Правовое регулирование - это воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения с целью их упорядочения.  С.А. Комаров отмечает, что «под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения; воздействие при помощи специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации» .

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

  • нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности;

  • условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы;

  • субъективные права и обязанности;

  • меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений.

Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, прежде всего, через правоотношения. 

Таким образом, правовое регулирование - это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств (С.А. Комаров).

Механизм правового регулирования включает в себя в общем виде нормы права, правоотношение и акты реализации правовых норм. Следовательно, нормы права являются правовой основой правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование есть собственно воздействие норм права, правоотношений и актов реализации на общественные отношения. Механизм правового регулирования включает в себя влияние всей юридической действительности (совокупности всех юридических форм и средств) на поведение субъектов права.

Непосредственным предметом правового регулирования является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека.  Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.  Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.