ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 3225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.  

     При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому.  Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.  

     Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними.  С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

     Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

     В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).  На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.  Средстваотвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

     К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др.  Но норма - хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.

     В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

     Правовое регулирование обычно понимается, как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.).  Но для решения своих профессиональных задач юристу, необходимо, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

     Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества.  Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы «должного» в сферу «сущего», в повседневную практическую жизнь человека и общества.


     Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

     Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.  Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.  И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

     Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.  Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли.  Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

     Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

     Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием.  Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

     На разных исторических этапах развития общества и государства в зависимости от экономических, политических, идеологических и иных факторов имелась определенная сфера правового регулирования.

     В тех условиях, когда сфера регулирования была незначительна и формальна, когда не использовались возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникала угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно было упорядочить с помощью права.  А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к их социальной пассивности.


     В сферу правового регулирования должны входить те отношения,которые имеют следующие признаки.  Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные.  Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.  В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.  В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

     История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

     Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).  Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек.  Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

     Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.  В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.  Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

     В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.  Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

     Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.  Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования.  От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.  Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например, имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.


     Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

 Способы и типы правового регулирования

Способ

Сущность способа

Примеры

Дозволение

Предоставленная субъекту возможность совершать определенные им самим активные действия в своих собственных интересах

Право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Позитивное обязывание

Возложение на лицо обязанности совершать активные позитивные действия

Обязанность уплатить налоги

Запрет

Возложение на лицо обязанности не совершать каких-либо действий

Запрет переходить улицу на красный свет

     Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы.  Разные ученые по-разному рассматривают этот вопрос. Некоторые выделяют следующие способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

     В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение.  По его мнению метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

     Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

     Ряд ученых рассматривают запрет как разновидность обязанности (обязанность не совершать запрещенные законом действия), выделяя при этом лишь два основных способа регулирования: дозволение иобязанность

     В перечень основных способов правового регулирования иногда включают правомочие (наделение лица возможностью требовать определенного поведения от других лиц).  И правомочие, и дозволение являются мерой возможного поведения.  Основное же отличие правомочия от дозволения состоит в том, что лицо не может реализовать предоставленное ему право лишь собственными действиями, и должно прибегнуть к помощи другого лица.  

     Дополнительными способами правового регулирования являютсястимулы (закрепление нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно) и санкции (меры наказания за неисполнение позитивных обязываний и запретов, установленных правовыми предписаниями).  В процессе правового регулирования государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях, которые зависят от предмета регулирования.


     В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования.  Общедозволительный тип - «разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом» - применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод. Запретительный тип регулирования исходит из формулы – «запрещено все, что не разрешено законом» - так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними. Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны в законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией.  Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу.


  1. Механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных в целях преодоления препятствий при реализации субъективных прав, обязанностей и интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования является механизмом реализации нормативности права и стабилизации общественных отношений. Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий: правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей; осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении; применение права.

Специфическими юридическими средствами правового регулирования является установление запретов, дозволений, предписаний, элементов правового статуса и компетенции общих и специальных субъектов права (индивидуальных и коллективных), правовых форм и их взаимодействия между собой. Норма права является основой действия механизма правового регулирования; условия действия механизма правового регулирования заключены в гипотезе правовой нормы. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права, а меры обеспечения правомерного поведения заключены в санкции. Таким образом, норма права в механизме правового регулирования играет главную роль, выступая в роли предпосылки действия остальных его элементов. Нормы права упорядочивают общественные отношения путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности.

При анализе влияния нормы права как элемента в механизме правового регулирования, важно учитывать ее действие в статическом и динамическом состояниях. В целом, норма права создает определенную модель правового регулирования. Гипотезы, включая в себя определение тех или иных юридических фактов, опосредуют динамику правоотношений, диспозиции обеспечивают нормирование, моделирование отношений, а  санкции, являясь содержательно дополнением диспозиции, стабилизируют действие этого механизма через установление наказания за неисполнение предписаний диспозиции. При этом норма права в целом выполняет реализацию правовосстановительных и штрафных санкций через регулятивное и охранительное воздействие (функции).