ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 630
Скачиваний: 3
-
Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие распоряжениям раджи, посягательства на государственную собственность).
-
Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).
-
Преступления против личности.
-
Имущественные преступления.
-
Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников, супружеская неверность).
-
Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).
Наказания отличались жестокостью. Широко применялась смертная казнь, в том числе квалифицированная, применялись членовредительские наказания, но от них можно было откупиться. Применялись штрафы, клеймения, изгнание из варны или касты, конфискация имущества, заключение в тюрьму.
Судебный процесс.
Доминирующей формой судебного процесса в Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.
Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.
Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.
ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Самыми крупными государствами Древней Греции были Спарта и Афины. Государства Древней Греции формировались в виде полиса или город-государство. Античный полис представлял собой город и близлежащие поселения, зависимые от него. По количеству населения это были небольшие государства.
СПАРТА.
Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.
В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.
Общественный строй.
В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.
Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.
Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:
-
Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.
-
Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.
К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.
Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.
Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.
Государственный строй Спарты.
Во главе государства стояли 2 царя. Двойная власть, которая называется «Диархия», возникла в результате объединения двух общин, которые сохранили своих вождей. Власть царей передавалась по наследству. Цари назывались архогеты. Они осуществляли руководство религиозным культом и военное командование. Они также были крупными земельными собственниками и получали значительную часть военной добычи.
Несмотря на существование царской власти, целью верхушки общества было не допустить образования сильной единоличной власти и обеспечить свое влияние на государственную жизнь, поэтому фактическое руководство государством принадлежало должностным лицам, которые назывались эфоры.
Власть царей носила более ритуальный и должностной характер, нежели форму наследственной монархии. Архогеты во время военных походов находились под контролем двух эфоров. Ежемесячно цари и эфоры приносили клятву верности. Эфоры клялись от имени государства, что будут охранять царскую власть, а цари – что будут править по законам. Каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и если результаты для царя были неблагоприятными, то могли лишить его власти.
Формально, высшим органом власти было народное собрание, которое называлось «Апелла». В нем участвовали спартанцы, достигшие возраста 30 лет и сохранившие свои «Клеры», то есть земельные наделы. Апелла была пережитком родового строя и не имела законодательных функций. На собрании избирались должностные лица, решалось, кому из царей идти в поход, решались вопросы о престолонаследии. Апелла не играла значительной роли в Спарте. Реальной властью обладали 2 независимых органа:
-
«Герусия» - совет старейшин.
-
«Коллегия эфоров»
Герусия состояла из 30 геронтонов. Из этих 30 были 2 царя и 28 представителей аристократии не моложе 60 лет.
Геронты избирались пожизненно, их деятельность не контролировалась никаким государственным органом. Герусия заседала ежедневно, решала важнейшие финансовые, внешнеполитические и военные дела, могла отменить решение народного собрания, перед ней отчитывались должностные лица. Герусия была также судебным органом. Она разбирала уголовные дела, о государственных преступлениях. Герусия также была судебной инстанцией для процессов против царей.
С конца 8 века до нашей эры эфоры занимают в государстве исключительное положение. Их власть постепенно расширяется и даже превосходит царскую. При этом, эфоры освободились от контроля со стороны герусии. Эфоров было всего 5 человек. Они избирались на народном собрании сроком на один год. Эфоры созывали народное собрание и герусию, руководили их деятельностью, контролировали деятельность должностных лиц, могли отстранить их от должности и придать суду. Частных лиц эфоры судили единолично, а должностных лиц судила герусия или народное собрание. Эфоры осуществляли строгий надзор за нравами и соблюдением дисциплины.
О своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками по истечении года, на который они избирались.
Особую роль в жизни Спарты играла армия. Она выполняла не только функцию обороны страны, не только осуществляла территориальные захваты, но и являлась основой существования гражданского общества. Высшими военными должностями были:
-
«Полемарх» - командующий сухопутными войсками.
-
«Наварх» - командующий флотом.
Суды в Спарте не были отделены от администрации.
ПРАВО СПАРТЫ.
В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговляЮ приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.
Обязательственное право.
Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.
Брачно-семейные отношения.
Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.
Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.
Преступление и наказание.
Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.
Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.
ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН.
Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот преиод выделяются 3 социальные группы:
-
Эвбатриды - родовая знать.
-
Геоморы – земледельцы.
-
Темиурги – ремесленники.
Только эвбатриды могли занимать должности.
Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемаху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который назывался ареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.
В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населения и формируется новый социальный строй демос (греч. «народ»). Разорение крестьянства и всеобщая задолженность населения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. Во-первых, была произведена отмена всех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.
Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:
-
Быстро распространялся рабский труд в экономике.
-
Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.
-
Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.
Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.
Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.
Реформы Клисфена:
-
Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые назывались тритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.
-
Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.
-
Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.