ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 600

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Наказуемо то, что причиняет ущерб личности.

Мера ответственности зависела от социального положения преступника и потерпевшего. По законам Хаммурапи можно выделить следующие группы преступлений:

1. Преступления против праведного поведения (лжесвидетельство, нарушение ограничений в образе жизни).

2. Преступления против семейного долга (убийство мужа, измена жены, нарушение сыновьего долга).

3. Кражи разных видов имущества.

4. Членовредительство или посягательство на личность.

5. Нарушение профессиональных обязанностей.

Система наказаний отличалась абсолютной определенностью санкций, то есть не предусматривалось никакой альтернативы. Законы Хаммурапи ужесточают наказание. Смертная казнь предусматривается в 30 случаях, в том числе квалифицированная смертная казнь (сожжение не костре, утопление и др.). Широко применялись членовредительские наказания. Эти суровые меры имели целью не только возмездие, но и устрашение потенциальных преступников. Вместе с тем сохраняются и родоплеменные воззрения на преступление и наказание. Кровная месть отменена, но её эквивалентом стал принцип талиона, но он применялся к лицам равного социального положения. При совершении преступления против нижестоящего в социальных отношениях применялась частная композиция, то есть система штрафов.


Судебный процесс.


Судебный процесс носит обвинительный характер. Эта древнейшая форма судебного процесса характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который предоставляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.

В середине второго тысячелетия до.н.э на территорию Индостана вторгаются кочевые племена Ариев. Коренное население, которое называлось Дравиды, было частично покорено, а частично истреблено. В конце второго тысячелетия до.н.э возникают первые государственные образования Ариев. Это были небольшие по размерам ранние монархии, которые враждовали между собой. Образование единого древнеиндийского государства произошло в конце 4-го века до.н.э. В это время под руководством Чандрагупты возникает империя Маурьев, которые вошли в большую часть современной Индии и Афганистана. Наивысшего расцвета империя достигла в годы правления внука Чандрагупты, которого звали Ашоко. После его смерти империя распалась на отдельные княжества.



Общественный строй Индии.


Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.


Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

  1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

  2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

  3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.


Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.


Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.


В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.


Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.


Право Древней Индии.


Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.


Регулирование имущественных отношений.


Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.


Обязательственные отношения.


В законах Ману рассматриваются договоры купли-продажи, займа, личного найма, дарения, аренды, товарищества и др. Недействительным считался договор, заключенный человеком в нетрезвом состоянии, стариком и ребенком. При заключении договора купли-продажи большое значение имело деление имущества на движимое и недвижимое. Движимая собственность свободно продавалась на рынке, а при продаже недвижимости преимущественное право покупки имели родственники, соседи, кредиторы. Договор купли-продажи можно было расторгнуть в течение 10 дней со дня его заключения.

Что касается договора займа, то устанавливалась нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Долг переходил на родственников, получивших имущество умершего. Размер процента зависел от принадлежности должника к варне. Для брахманов – 24% годовых, для кшатриев – 36%, для вайшии – 48%, для шудр – 60%. Долговая кабала возникала только тогда, когда должник был равного или более низкого положения по отношению к кредитору.

При договоре найма оплата труда составляла 1/10 часть урожая, а работник, не выполнивший обязательств, подвергался штрафу.


Брачно-семейные отношения.


Власть и имущество семь находились в руках главы семьи. Семья была патриархальной. Глава семьи мог отдать в найм, продать и убить члена семьи. Положение женщины было приниженное. Она должна была подчиняться отцу, мужу, а после смерти мужа – сыну. Женщина не имела права на наследство. По религиозному обычаю, вдова должна была зайти на погребальный костер умершего мужа. В лучшем случае она могла стать женой брата мужа. Преимущественное право на наследство имел старший сын. В семейном праве проводился кастовый принцип, то есть запрещались браки между представителями разных варн и каст. Однако допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Дети, рожденные от таких браков, были ущемлены в правах. В законах Ману различалось 8 видов брака, который часто являлся продажей девушки. Брачный возраст для мужчины – не моложе 20 лет, а для женщины – 8 – 12 лет. Идеальный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Законы признавали нерасторжимость брака. Мужчина мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, была расточительна, тяжело больная или приверженная к пьянству.


Преступление и наказание.


В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом. Например, брахман, за убийство нес покаяние, а вора из низшей касты казнили.

В законах Ману выделяются следующие группы преступлений: