ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 634
Скачиваний: 3
Сословно-представительная монархия.
В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:
1. Духовенство.
2. Дворянство.
3. Третье сословие.
Духовенство.
Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.
Дворянство.
Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.
Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.
Третье сословие.
Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.
В 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.
Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.
Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:
-
Установление новых налогов.
-
По мирным соглашениям или переговорам.
-
По предложениям и просьбам от сословий к королю.
Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.
Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс. Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.
К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари - нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.
Абсолютная монархия.
В конце 15 века закончилось окончательное объединение Франции и государство превратилось в абсолютистское. Укрепилась неограниченная монархическая власть, ликвидировались средневековые местные привилегии, установилась единая система управления, единый закон. Прежде всего, абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчиняется весь централизованный бюрократический государственный аппарат.
Признаки абсолютизма.
-
Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.
-
Королевская власть контролирует все провинции государства.
-
Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.
-
Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.
-
Ликвидация городской автономии.
-
Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.
-
Наемная армия.
В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятся интенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ.
Периодизация государства:
-
Англосаксонская раннефеодальная монархия (9 – 11 века).
-
Сеньориальная монархия (11 – 12 века).
-
Сословно-представительная монархия (13 – 15 века).
-
Абсолютная монархия (конец 15 – середина 17 века).
Англосаксонская раннефеодальная монархия.
Особенное географическое положение Британских островов во многом определило особенности и своеобразие возникновения и развития государства и права Англии. В 3 – 4 веке на Британские острова вторгаются племена англов, саксов и юдоб. В 5 – 6 веках образуются первые княжества этих народов, которые еще обладали ярковыраженными признаками государства. Только к концу 7 века в некоторых княжествах в связи с ростом крупного землевладения и социальной дифференциации происходит образование государственности. Увеличивается число крупных землевладельцев, которые назывались глафорды, под властью которых находится зависимое крестьянство. Внутри феодального сословия оформляются 2 группы:
-
Эрлы – крупные землевладельцы.
-
Тэны – мелкие, средние землевладельцы и военная служилая знать.
В 10 – 11 веках крупные землевладельцы наделяются иммунитетными привилегиями. В 9 веке происходит объединение англосаксонских княжеств. Во главе государства стоял король, наделенный высшей военной и судебной властью. В вопросах законодательства и управления он опирался на совет знати, который назывался уитаногемот, в который входила родовая аристократия. На местах управление осуществляли олдермены – представители землевладельцев округа. Местная администрация также была представлена шерифами – чиновниками, назначаемыми королем. В 1066 году Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. Вильгельм, убив английского короля, становится королем. Нормандское завоевание оказало глубокое влияние на политическое развитие Англии. Англия, в которой усиливаются тенденции к раздробленности, превращается в сплоченное, централизованное государство с сильной монархической властью. Те, кто отказывались подчиняться новому королю – изгонялись, а их земли конфисковывались. В результате, фактическим собственником всей земли стал король. Часть земли король раздавал своим приближенным, причем при раздаче земли он избегает концентрации владений в одном месте. Крупные феодалы имели десятки поместий, но в разных графствах. Это был результат сознательной политики Вильгельма, так как это объективно создавало препятствия для превращения феодалов в самостоятельных правителей. Таким образом, королевская власть обладала суверенитетом на территории всей страны. Новые феодалы были обязаны своим землевладением непосредственно королю, поэтому их вассальные отношения носили более прочный характер, чем на континенте.
В 1086 году Вильгельм принял присягу верности всех ленников (землевладельцев) страны, независимо от того, чьими непосредственными вассалами они были. В результате, в Англии реализуется принцип: «Вассал моего вассала есть мой вассал», то есть вассальная система приобрела централизованный характер.
В 1086 году была составлена Книга страшного суда – это была опись всей земли и имущества населения Англии, чтобы упорядочить всех налогоплательщиков.
Крестьяне, даже лично свободные теперь воспринимались как принадлежащие определенному поместью, что создало условия для их закрепощения. Таким образом, слой крестьян, зависимых только поземельно, был немногочисленным. Управление государством стало строится по нормандскому типу. Вместо уитаногемота была создана Королевская курия, куда вошли родственники короля, его приближенные, высшие должностные лица и прелаты (высшие духовные чины) церкви.
Курия ведала различными отраслями управления. Важное место в ней занимало финансовое ведомство – Счетная палата. При сыновьях Вильгельма продолжается укрепление центральной власти. Был создан судебный королевский орган – Суд королевской скамьи. Счетная палата стала называться Палатой шахматной доски. На местах графствами управляли шерифы – королевские служащие, которые осуществляли административные, судебные и военные функции. Во главе низшей административной единицы, сотни, стоял Бейлиф.
Реформы Генриха II.
-
Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:
-
Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.
-
Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.
-
Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.
Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.
В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.
2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.
Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ.
При сыновьях Генриха II происходит ослабление королевской власти. Ричард львиное сердце почти не жил в Англии и был занят крестовыми походами, а второй сын – Иоанн Безземельный терпел неудачи в войне с Францией. Кроме того, он вмешался в выборы нового архиепископа и в результате вступил в конфликт с римским папой. Папа отлучил Иоанна от церкви и запретил богослужения по всей Англии. Оказавшись под угрозой потери престола, Иоанн признает себя вассалом папы и уплачивает большие суммы в папскую казну. Многочисленные налоги и сборы заставили баронов, рыцарей и горожан выступить против короля.
В 1215 году начинается восстание, король был захвачен в плен и был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей, в которой устанавливались соответствующие права и льготы для каждого сословия.
Феодальная Англия в период сословно-представительной монархии (13 – 15 век).
Положение Феодальной знати в Англии отличалось от положения феодалов во Франции. Аристократия не превратилась в обособленное, наследственное сословие и не создала замкнутые, независимые территориальные владения.
Королевская власть рано лишила феодалов иммунитетных привилегий. Английское дворянство в 13 веке играло большую роль в экономической и политической жизни. В это же время начинает упраздняться личная зависимость крестьян от феодалов. Соответственно, начинала расширяться сфера королевской юрисдикции. Борьба дворянского сословия против короля в 50-60 годы 13 века достигла особого напряжения. В 1263 году король начинает вооруженную борьбу с оппозицией, которая обернулась сплочением оппозиции под руководством Симона де Монфора и началом гражданской войны. В мае 1264 года в результате поражения королевской армии власть оказалась в руках Симона де Монфора, а король и наследник престола оказались в плену. Для управления государством была создана комиссия из трех человек, были проведены выборы в учредительный парламент. В 1265 году созывается парламент, который обычно считают первым парламентом в Англии. В нем заседали рыцари, представители городов и духовенства. Парламент заседал 2 месяца. Принц Эдуард, наследник престола, бежит из плена, формирует армию и наносит поражение армии оппозиции. Симон де Монфор был убит, а все изменения, произведенные в государственном устройстве, признаются недействительными. В 1295 году создается «образцовый парламент». В нем заседали бароны, прелаты церкви, которые приглашались личным письмом короля, а также по 2 представителя от графства и крупного города. До середины 14 века парламент состоял из одной палаты, затем выделяется верхняя палата – палата лордов. Она состояла из наследственных пэров, которые получили в разное время от короля титулы герцогов, графов и баронов, и они приглашались по личному приглашению короля. Рыцари и горожане оформились в нижнюю палату английского палату английского парламента – палату общин. Депутаты избирались верхушкой свободных жителей с участием шерифов. Палата общин стала оказывать все большее влияние на решение важнейших государственных дел. Главной функцией парламента была финансовая, то есть утверждение налогов, хотя король в ряде случаев мог самостоятельно устанавливать налоги. С середины 14 века парламент стал издавать собственные нормативные акты – статуты. Также в парламенте устанавливается процедура импичмента, которая состояла в возбуждении палатой лордов обвинения против советников короля в злоупотреблении служебным положением.