ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1446

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида:

1. Индивидуальное правосознание складывается у отдельного челове­ка под воздействием разнообразных факторов и отношений, в кото­рые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого че­ловека.

2. Групповое правосознание отражает специфику той или иной соци­альной группы. Общность интересов членов группы определяете сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о правосознании молоде­жи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

3. Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения пра­вовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и тео­ретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, спо­собах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, тра­дициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное право­сознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действи­тельности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по но­сителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы — адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, по­нимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям.


2. Взаимодействие правосознания и норм права

Правосознание — неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.


Важно подчеркнуть, что правовая идеология, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании опре­деленных общественных отношений, опирается прежде всего на сло­жившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкрет­ный период или тех групп, которым предполагается адресовать дан­ные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый норма­тивный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нор­мативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе за­конопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских ко­митетов, привнося в эту работу передовые идеи, демократические и гуманистические принципы, основываясь на изучении общест­венного мнения и выявлении ожиданий общества.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирую­щее значение имеет профессиональное правосознание субъектов пра­воприменения. Законодательство нередко обращается к правосозна­нию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др. (Например, на основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Так, статья 17 УПК РФ предусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению).

В целом от уровня и направленности правосознания общества, со­циальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.


3. Правовая культура и правовое воспитание

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Правовая культура присутствует практи­чески во всех явлениях правовой жизни общества.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состоя­ние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права;


2) отражает качественное состояние правовой жизни страны тому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребности общества в правовом регулировании;

4) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

5) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три состав­ляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового пове­дения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой куль­турой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитив­ным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликт­ных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения.

Правовая культура проявляется главным образом в трех уровнях:

1. Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретичес­ких обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обя­занностей.

2. Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

3. Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т.д.

В юридической литературе принято выделять следующие функции правовой культуры:

1) познавательно-преобразовательная функция направлена на согласование различ­ных интересов общества, на создание правовых и нравственных га­рантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, при­знания ее высшей ценностью. Ее цель – формирование правового государства;

2) праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей зада­чей — обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

3) ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов имеющих ценностное значение;

4) правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязаннос­тей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях право­мерно;


5) коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посред­ством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран;

6) прогностическая функция предполагает анализ тенденций разви­тия данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценнос­тей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Правосознание, как и сознание нравственное, религиоз­ное, научное, нуждается в систематическом рациональном формирова­нии, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и нацио­нальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность госу­дарства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и пове­дение человека в целях формирования определенных позитивных пред­ставлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечиваю­щих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личнос­ти, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.


Тема 23

Правовой нигилизм и правовой идеализм


  1. Понятие и формы проявления правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма.

  2. Правовой идеализм и его причины.


1. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает не­гативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным цен­ностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторо­нам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и соци­ального поведения.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебре­жительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второ­степенного явления в общей шкале человеческих ценностей.

Правовой нигилизм способен быстро видоизменяться, приспосабливаться к обста­новке. Существует множество различных форм, сторон, граней его кон­кретного проявления:

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действу­ющих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчисли­мый, не поддающийся точному определению вред обществу — физи­ческий, материальный, моральный.


2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юриди­ческих предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не со­относят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же зако­нов — признак бессилия власти.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

4. Подмена законности политической, идеологической или праг­матической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

5. Серьезным источником и формой выражения политико-юриди­ческого нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бесси­лие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его модификации (декларативность и многословие законов, неуважение к суду, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, вседозволенность и т.д.).

Основные пути преодоления правового нигилизма — это повыше­ние общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика право­нарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и пра­вопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защи­та прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание насе­ления; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; ско­рейшее проведение правовой реформы и другие.

В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом свя­заны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социаль­ного, экономического, политического, духовного, нравственного. Одна­ко многое зависит и от активной позиции самой личности.


2. Правовой идеализм и его причины

Антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим правовым последствиям выступает правовой идеализм, который представляет собой переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, это явление причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм.