ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительная литература:

1. Серегин А.В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества // Правоведение. – 2006. – № 1.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Л.Г. Моргана — М.: Госполитиздат, 1945.— 222 с.


1. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период

Длительное время наш предок – кроманьонский человек (он появился 40 тыс. лет назад) занимался охо­той, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т. е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм.

Социальная организация первобытного человека характеризовалась семей­ной общиной, которой руководи­ли ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали род­ственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколе­ний: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй.

Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его по­ведение.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассмат­ривались наиболее насущные вопросы в жизни общины.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирал­ся эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, кото­рые затем выносились на народное собрание.

Форма власти в первобытном обществе называется потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь), поскольку основывается на авторитете и на возможности жесткого принуждения.

Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспе­чивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была пер­вым, отличным от всех последующих способом существования чело­веческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Широкое распространение и использование приобре­тают в таких обществах и регулятивные начала (социальные нормы). Эта регуляция обеспечивает су­ществование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозра­стного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыбо­ловного промысла, распределения пищи, санитарно-гигиенические правила, процедуры разрешения споров и т. п.


Правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Этнограф А. И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами, т.е. едиными, еще нерасчлененными специфическими нормами первобытного общества.

В структуре системы социальных норм первобытного общества можно выделить следующие элементы.

1. Содержание. По содержанию нормы первобытного общества обеспечи­вали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое со­стояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности при­сваивающих обществ (например, регулирование в этой связи брачно-семейных отношений).

2. Способы регулирования. Можно выделить три основных способа – запрет в виде табу (например, запрет на убийство), дозволение (например, дозволение охотиться и собирать пищу на отведенных участках) и позитивное обязывание, существовавшее в зачаточ­ной форме (использовалось, например, при организации строительства жилищ).

3. Формы выражения. Социальные нормы находили свое выражение в мифах, традици­ях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.

4. Процедуры. Наряду с самоорганизацион­ными процессами формирования традиций, обычаев, обрядов при­сваивающая экономика на некоторых этапах своего развития знала и сознательное, творческое создание норм. В доклассовом обществе были властные органы, которые вырабатывали нормы, в том числе и «процессуальные».

5. Санкции. В случаях нарушения социальных норм к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни. Наиболее типичные формы – общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Такой была структура регулятивной системы присваивающих об­ществ, которая и в целом по своему содержанию, и в своих элемен­тах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в произ­водящей экономике.


2. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение раннеклассовых обществ

На рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологичес­кие кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, уг­рожали существованию человечества как биологического вида. Про­изошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов и др. животных), бывшей основ­ным источником питания человека в некоторых районах.

Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к но­вому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также ар­хаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, по­ливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищно­му, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.


Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тя­желые времена года, прежде всего, зиму. На этапе перехода к производящей экономике в разных райо­нах были одомашнены многие растения и животные. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и жи­вотных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, ко­торая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производ­ственной деятельностью — прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

Производящая экономика к IV-III тыс. до н.э. стала вторым и ос­новным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н.э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV—III тыс. до н.э.) происходит расцвет ранне­земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилиза­ции – происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила и других, и составили к III—II тыс. до I н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций.

Производящая экономика объективно вела к организации произ­водства, появлению новых управленческих, организационных функ­ций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов.

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и рас­пределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к ста­новлению новых форм собственности: коллективной, групповой, ча­стной — к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая ор­ганизация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной диф­ференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организацион­ных форм управления обществом, зарождение государства.


Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу — социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.


3. Закономерности возникновения государства. Государство как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассовых обществ

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые госу­дарства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр – город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

В городе-государстве организуются три центра управления: городская община, дво­рец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления.

Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге «неолитической рево­люции», перехода человечества к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, станов­ления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не на­вязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.

Первичное государство возникает, чтобы органи­зационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества.

Многочисленные функции города-государства привели уже на первых этапах его возникновения к созданию раз­ветвленного бюрократического аппарата.

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и при­способлением его к своим интересам, нуждам.

Следовательно, процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут па­раллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Не только классообразование стимулирует появление первич­ных государств. Само первичное государство выступает мощ­ным катализатором классообразования, способствует возникновению раннеклассового общества.


В свое время Ф. Энгельс указал на два пути образования полити­чески и экономически господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наи­более распространенным, типичным.

Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного разви­тия общества на этапе становления производящей экономики. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Государство не имеет вечной природы, оно не существова­ло в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития этого общества в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и вос­производства человечества.

И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоя­тельное место в общем процессе развития человечества, а раннеклас­совые государства – это самостоятельный этап в развитии государст­венности, первичная форма новой социальной организации человечества.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного
строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое
политическое, структурное и территориальное образование.

Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани — словом, стало заниматься по­литикой.

Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. из общества выделился особый слой людей, основным занятием кото­рых стали государственное управление, организационная деятельность. Появляется новое структурное образование - аппа­рат государства, первичная бюрократия, которая возникает объек­тивно и выполняет управленческие функ­ции.

Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Государство постепенно путем перерастания общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной органи­зации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Отныне и аппарат государства ориентировался не только на уп­равление теми или иными группами, но и на управление территори­ями.


4. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в раннеклассовых обществах