ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1449

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и не­брежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правона­рушителем возможности наступления общественно опасных последст­вий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем воз­можности наступления общественно опасных последствий своего дей­ствия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.


4. Виды правонарушений. Причины их совершения и пути устранения

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершают­ся, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

В зависимости от степени их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделя­тся на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной ясности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общест­венный и государственный строй, существующая система хозяйства разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказа­ния. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и рас­ширительному толкованию не подлежит. Следует при этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представ­ляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опаснос­ти (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административ­ные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также про­цессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущест­венные и связанные с ними личные неимущественные отношения, ре­гулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми норма­ми трудового, семейного, земельного права.

Свое внешнее выражение данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего ис­полнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имуще­ственного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенно­го имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановле­нии нарушенных прав и охраняемых законом интересов.


Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хище­ние, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой от­четности, правил противопожарной безопасности и др.

Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершенное деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок дея­тельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дис­циплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормаль­ную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учеб­ную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распо­ряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, стро­гом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения и т.д.

Зачастую одним деянием человек совершает несколько правонару­шений. Например, нарушение водителем автомобиля правил уличного движения может повлечь и административную, и гражданско-право­вую, имущественную ответственность.

Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологи­ческих факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и ее поступки зависят не столько от физиологичес­ких особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.

Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) по­ступка проходит в несколько стадий (потребности — интерес как осо­знанная потребность — борьба мотивов при выборе вариантов поведе­ния — определение цели и средств ее достижения — оценка реальной ситуации — принятие решения — действия по реализации принятого решения). Сбой и деформация желаемого для общества поведения воз­можны на каждой (или нескольких) из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребнос­ти, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в проти­воречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что нега­тивно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров и т.д. Кроме того, само государство принятием непродуманных и необеспеченных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений или даже, исходя из идеологических соображений, способствовать их появ­лению или уничтожению (спекуляция, коммерческое посредничество и т.д.).


Таким образом, основная причина противоправного поведения че­ловека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений.

Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к пра­вонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения лич­ности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объектив­ных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы со­циальной психологии, получающие проявление в искаженных потреб­ностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при вы­боре правомерного или противоправного поведения личности.

Основные направления борьбы с правонарушениями предопреде­ляются характером причин и условий, порождающих это явление.





Тема 21

Государственное принуждение и юридическая ответственность


  1. Понятие и признаки принуждения. Виды принуждения.

  2. Понятие юридической ответственности.

  3. Принципы юридической ответственности.

  4. Виды юридической ответственности.


  1. Понятие и признаки принуждения. Виды принуждения

Государственное принуждение – осуществляемая на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.

Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддержания в нем организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов.

С появлением государства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управления обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрал и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности – таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др.


Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. В четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий – осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.;

б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т.д.);

в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.);

г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и др.).

По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. Меры физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц.


  1. Понятие юридической ответственности

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юри­дическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения — это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.


Основная черта юридической ответственности — штрафное, кара­тельное назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевос­питания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответ­ственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Правонарушение является основанием для юридической ответст­венности, где особое значение играет его состав. Состав правонаруше­ния — это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответст­венность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникно­вения юридической ответственности, порождает определенные право­отношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридичес­кой ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответст­венности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответствен­ность возможна в силу правового регулирования общественных отно­шений различными предписаниями, а в субъективном — свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется сле­дующими основными признаками:

она опирается на государственное принуждение, на особый аппа­рат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотрен­ных нормами права;

наступает за совершение правонарушения и связана с обществен­ным осуждением;

выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возла­гается обязанность претерпевать соответствующие лишения и небла­гоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.