ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 2273
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие в форме стипуляции отношений поручительства
Договор хранения или поклажи ( depositum )
Договор найма вещей (locatio-conductio rerum)
Договор найма услуг (locatio-conductio operarum)
Договор подряда (locatio-conductio operis)
Оценочный договор ( contractus aestimatorius )
Присоединенные контракты (раста adiecta )
Пакты, получившие исковую защиту в императорском законодательстве (раста legitima )
Ведение чужих дел без поручения ( negotiorum gestio )
Обязательства из неосновательного обогащения
Важнейшие виды частных деликтов
Исторические зтапы развития римского наследственного права
Условия действительности завещания
Обязательная доля ближайших родственников
Развитие института наследования по закону
Наследование по закону в юстиниановом праве
Impuberes
признавались способными самостоятельно
совершать такие сделки, которые ведут
к одному лишь приобретению для
несовершеннолетнего (без каких-либо
потерь или установления обязанностей).
Для совершения действий, которые могут
привести к прекращению права
несовершеннолетнего или к установлению
его обязанности, требовалось разрешение
опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было
даваться непременно при самом совершении
сделки (не раньше и не позже). Опекуном
был обычно ближайший родственник по
указанию отца несовершеннолетнего,
сделанному в его завещании, или по
назначению магистрата. Опекун обязан
был заботиться о личности и имуществе
несовершеннолетнего. Отчуждать имущество
несовершеннолетнего опекун не имел
права, за исключением случаев, когда
это было безусловно необходимо.
Если
несовершеннолетний совершал сделку
без разрешения опекуна, она юридически
обязывала его только в пределах
полученного от нее обогащения. Следующую
ступень возраста составлял период с 14
(для женшин с 12) до 25 лет. В этом возрасте
лицо было дееспособно. Но по просьбе
таких лиц претор (в последние годы
республики) стал давать им возможность
отказаться от заключенной сделки и
восстановить то имущественное положение,
какое было до свершения сделки (так
называемая реституция, restitutio in integrum,
см. выше, разд. II, § 5, п. 3), Co II в.н.э. за
лицами, не постигшими 25 лет, стали
признавать право испросить себе куратора
(попечителя). Источники римского права
дают материал для того, чтобы определить,
чем попечительство отличается от опеки.
Исторически эти два института сложились
так, что опека назначалась над
несовершеннолетними, а также (вплоть
до классического периода) над женщинами
независимо от возраста; попечительство
же устанавливалось в отношении
совершеннолетних, не достигших 25 лет,
а также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) — 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.
На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с Уменьшением имущества или установлением обязательства, Расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.
В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности для женщин.
В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановой эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда D. 1.5.9, Папиниан: «...по многим постановлениям нашего права женщины находятся в худшем положении, чем мужчины»).
4. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamiaнаступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, см. ниже, разд. VII), из отношения по поводу опеки и т. п.; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась за infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятия позорной профессией (например, сводничеством и т. п.). В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes — это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показание по поводу этой сделки, признается intestabilis, т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).
-
Правовое положение рабов. Пекулий.
-
С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.
Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержится в самых тяжелых условиях; несколько сноснее были условия жизни рабов, принадлежащих самому государству. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев . толкали рабов на восстания.
2. Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.
Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) — отношение чисто фактическое.
3.Пекулий.
Если тем не менее кое-какие проблески
признания личности раба имели место,
то это происходило в интересах самого
рабовладельца, имело целью расширить
и углубить эксплуатацию рабов.
На
этой почве сложился институт рабского
пекулия. Термином «пекулий», происходящим,
вероятно, от слова pecus, скот, называлось
имущество, выделяемое из общего имущества
рабовладельца в управление раба (этот
институт Практиковался и в отношении
подвластных детей, см. ниже, разд. IV, §4).
Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения авто-матически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, «натурально» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2). Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.
Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли оабовлад ельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.
Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца.
Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить этот иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называете обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем в имущество).
Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своём торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т. п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара, но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).
Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, iussus), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например , уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (поха — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.
4. Рабство устанавливалось следующими способами:
1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным);
2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором;
3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);
4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).
Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).
В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).
-
Деление лиц с позиции состояния гражданства.
В
классическую эпоху римского права на
общую правоспособность лиц в сфере
частного права влияла также принадлежность
к той или другой категории гражданства,
установленной публичным правом. В этой
отношении наряду с полноценными римскими
гражданами выделялись две специализированные
категории: латины и перегрины.
Латины (latini) были
исторически и этнически специализированной
категорией гражданства для населения
так называемых союзнических территорий,
окружавших собственно Рим в Италии,
прежде всего области Лациума. Не
признававшись римскими.гражданами,
свободные и самостоятельные латины
пользовались правами латинского
гражданства, которое могло достаточно
легко перерасти в римское при обретении
местожительства в Риме. Латины не имели
публичных прав, признанных для римских
граждан, однако они должны были нести
воинскую обязанность в составе специальных
легионов. Статус латина предполагал
право на земельный надел в Лациуме
согласно традиционным нормам и порядку
наделения им. Латинское гражданство
подразумевало полное jus commercii и jus conubii,
уравнивавшее исторических жителей
Лациума с римскими гражданами. Однако
testamentum factio и legis actio латинов требовали
особой санкции суда. Внутри латинского
гражданства имелись свои внутренние
подразделения: так называемое колонарное
латинство обладало только полномочиями
jus commercii и правом предъявления частных
исков по цивильному праву, равнозначного
с римлянами брачного права они были
лишены.
Перегринами (peregrini) назывались
все другие свободнорожденные категории
граждан, не принадлежавшие к римскому
или латинскому гражданству, но находившиеся
в подданстве Римского государства.
Перегрины не только были лишены
публично-правового статуса, присущего
римским гражданам, но и в сфере частных
прав существенно ограничивались. Брак
римских граждан с перегринами создавал
особый случай правового регулирования
и вытекающих их этого союза обязанностей,
нежели типичные для римлян формы
правоустановленного брака. Перегрины
не обладали правоспособностью цивильного
права в собственном смысле. Однако
признавалось, что они обладают частными
правами в рамках jus gentium, т.е. считаются
субъектами хозяйственного оборота в
тех формах и в тех обязательствах,
которые не полагались присущими только
римским гражданам (могли заключать
договоры купли-продажи, товарищества
и т.д., но не могли оформлять сделки
посредством манципации, не могли
стипулировать, заключать договоры займа
и ссуды).
С
постановлениями римского императора
Каракаллы (III в.н.э.) разница правового
статуса свободных граждан римского
подданства была в основном сглажена.
Однако в дальнейшем, в эпоху рецепции
римского права, наличие разных по объему
частных прав категорий гражданства
даже свободного населения сохранялось
в различных вариациях.
-
Зарождение идеи юридического лица.
1. Римские юристы не разработали понятия юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения, на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не были достаточно развиты. Тем не менее уже в законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения рмесленников и т.п. С течением времени количество корпораций (как публичного характера, так и частного) росло.
В
древнереспубликанском праве еще не
было имущества корпорации, это была
общая собственность членов корпорации,
но только неделимая, пока существовала
корпорация. В случае прекращения
корпорации имущество делилось между
последним составом ее членов. Корпорация,
как таковая, не могла выступать и в
гражданском процессе.
Вместе с тем
римские юристы стали обращать внимание
на то, что в некоторых случаях имущество
не принадлежит отдельным гражданам, а
закрепляется за каким-то объединением
в целом и отдельные его члены оказываются
в отношении имущественных прав
обособленными. Так, римский юрист Марциан
замечает, что театры, ристалища и тому
подобное имущество принадлежат самой
общине как некоему целому, а не отдельным
ее членам, и если община имеет раба, то
это не значит, что отдельные граждане
(члены городской общины) имеют какую-то
долю права на этого раба.1
Другой юрист (Алфен)2 приводил
следующее сравнение. Время от времени
на корабле приходится сменять то одну
часть, то другую, и может наступить
момент, когда все составные части корабля
сменятся, а корабль будет все тот же.
Так, утверждал Алфен, и в легионе одни
выбывают, другие вновь вступают, а легион
остается все тем же. Наконец, третий
юрист (Ульпиан)3
говорил, что в корпоративном объединении
(universitas) не имеет значения для бытия
объединения, остаются ли в нем все время
одни и те же члены, или только часть
прежних, или все заменены новыми; долги
объединения не являются долгами отдельных
его членов, и права объединения ни в
какой мере не принадлежат отдельным
его членам.