ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.12.2020

Просмотров: 943

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

115

(Personal System). 

Когда

 

шок

 

от

 

внезапного

 

хода

 IBM 

прошел

спе

-

циалисты

 

внимательно

 

изучили

 

технические

 

характеристики

 

машин

нового

 

семейства

Оказалось

что

 

в

 

них

 

установлены

 

стандартные

микропроцессоры

 i8086 

и

 i80286 (

в

 

самой

 

старшей

 

модели

 — i80386),

а

 

новизна

 

сводится

 

к

 

некоторым

 

технологическим

 

улучшениям

Во

-

первых

применена

 

новая

 

системная

 

шина

 MCA (Micro Channel

Architecture), 

приводящая

 

к

 

аппаратной

 

несовместимости

 

с

 

прежни

-

ми

 

моделями

на

 

что

по

-

видимому

 

и

 

рассчитывали

 

конструкторы

.

Во

-

вторых

использованы

 

гибкие

 

диски

 

нового

 

формата

 3.25 

дюй

-

ма

В

-

третьих

применен

 

новый

 

стандарт

 

графического

 

монитора

,

и

наконец

усовершенствована

 

сама

 

технология

 

изготовления

 

ком

-

пьютера

 (

новый

 

способ

 

пайки

 

печатных

 

плат

удобный

 

корпус

на

-

дежная

 

клавиатура

хороший

 

дизайн

 

и

 

т

.

п

.).

Компьютеры

 PS/2 

действительно

 

оказались

 

надежными

удоб

-

ными

 

и

 

долговечными

 

устройствами

 (

хотя

 

и

 

достаточно

 

дорогими

стоимость

 

средней

 

по

 

характеристикам

 

модели

 50 

составляла

 

око

-

ло

 $5000), 

однако

 

совершить

 

революцию

 

и

 

стать

 «

киллерами

 

кло

-

нов

» 

они

 

не

 

смогли

Громадный

 

рынок

 

клонов

 IBM PC XT 

и

 AT

оказался

 

слишком

  

консервативным

тысячи

 

производителей

 

во

 

всем

мире

несмотря

 

на

 

активную

 

рекламную

 

кампанию

не

 

захотели

круто

 

менять

 

всю

 

технологию

 

в

 

угоду

 IBM. «

Голубой

 

гигант

» 

явно

переоценил

 

силы

противопоставив

 

себя

 

всему

 

компьютерному

 

со

-

обществу

.  

После

 

нескольких

 

лет

 

неравной

 

борьбы

в

 1994 

г

произ

-

водство

 PS/2 

было

 

свернуто

фирма

 IBM, 

смирив

 

гордыню

 

и

 

растеряв

монопольное

 

лидерство

 

в

 

производстве

 

персональных

 

компьюте

-

ров

была

 

вынуждена

 

вернуться

 

в

 

лоно

 

общепринятых

 

промышлен

-

ных

 

стандартов

.


background image

116

2.10. 

Проблемы

 

человеко

-

машинного

интерфейса

 

и

 

его

 

влияние

на

 

архитектуру

 

персональных

компьютеров

Третье

 

поколение

 

персональных

 

компьютеров

которое

 

суще

-

ствует

 

до

 

сих

 

пор

,  

ассоциируется

 

прежде

 

всего

 

с

 32-

разрядными

микропроцессорами

появившимися

  

в

 1981—1985 

гг

Однако

 

гра

-

ница

 

раздела

  

между

 

вторым

 

и

 

третьим

 

поколением

 

микро

-

ЭВМ

 

не

только

 

количественная

она

 

значительно

 

более

 

принципиальная

 

и

связана

 

с

 

проблемой

 

человеко

-

машинного

 

интерфейса

то

 

есть

 

спо

-

соба

 

взаимодействия

 

человека

 

и

 

компьютера

.

В

 

эпоху

 «

больших

» 

ЭВМ

 

и

 

первых

 

двух

 

поколений

 

микроком

-

пьютеров

то

 

есть

 

до

 

середины

 80-

х

 

годов

 

правила

 

игры

 

в

 

этом

 

вза

-

имодействии

 

задавал

 

компьютер

а

 

человек

 

был

 

вынужден

приноравливаться

 

к

 

его

 

возможностям

Основным

 

средством

 

ввода

информации

 

в

 

ЭВМ

 

была

 

клавиатура

а

 

вывода

 — 

алфавитно

-

циф

-

ровой

 

дисплей

Общение

 

человека

 

с

 

компьютером

 (

точнее

 

говоря

с

операционной

 

системой

 

уровня

 MS-DOS) 

осуществлялось

 

на

 

чудо

-

вищно

 

далеком

 

от

 

естественного

 "

птичьем

командном

 

языке

ос

-

воить

 

который

 

могли

 

только

 

профессионалы

Пока

 

ЭВМ

 

было

относительно

 

немного

такое

 

положение

 

казалось

 

приемлемым

но

как

 

только

 

компьютеры

 

стали

 

товаром

 

массового

 

спроса

 (

в

 1992 

году

во

 

всем

 

мире

 

их

 

было

 

продано

 1,4 

миллиона

а

 

в

 1993 — 

уже

 10

миллионов

каждая

 

девятая

 

американская

 

семья

 

имела

 

в

 

доме

 

ком

-

пьютер

и

 

попали

 

на

 

стол

 

школьникам

 

и

 

домохозяйкам

то

 

пробле

-

ма

 

простого

 

и

 

интуитивно

 

понятного

 

способа

 

общения

 

человека

 

с

компьютером

 

вышла

 

на

 

первый

 

план

Без

 

ее

 

решения

 

компьютер

никогда

 

бы

 

не

 

стал

 

действительно

 

персональным

Как

 

сказано

 

в

известной

 

пословице

: «

Если

 

гора

 

не

 

идет

 

к

 

Магомету

то

 

Магомет

идет

 

к

 

горе

». 

Путь

 

компьютера

 

к

 

человеку

 

оказался

 

долгим

 

и

 

не

-

простым

на

 

этом

 

пути

 

сделаны

 

только

 

первые

 

шаги

но

 

и

 

они

 

весь

-

ма

 

поучительны

 

и

 

заслуживают

 

специального

 

рассмотрения

.


background image

117

Работы
Дугласа
Энгельбарта

Первым

 

человеком

который

 

серьез

-

но

 

занялся

 

проблемой

 

создания

 

дру

-

жественного

 

интерфейса

 «

человек

 — 

ЭВМ

» 

был

 

Дуглас

 

Энгельбарт

 (Engelbart, Douglas C, 

р

..1925)

из

 

Стэнфордского

 

исследовательского

 

института

 (Stanford Research

Institute — SRI). 

В

 

конце

 50-

х

 

гг

 

при

 

поддержке

 

Министерства

 

обо

-

роны

 

США

 

он

 

основавал

 

в

 

местечке

 

Менло

-

Парк

 

недалеко

 

от

 

Стен

-

форда

 

в

 

известной

 

нам

 

Кремниевой

 

Долине

 

самостоятельное

подразделение

 

института

 

под

 

названием

 «Augmentation Research

Center — ARC». 

Девизом

 

и

 

целью

 

работы

 

этого

 

Центра

 

было

 

увели

-

чение

 

интеллектуальных

 

возможностей

 

компьютера

 (augumentation

— 

приращение

увеличение

). 

Вклад

 

Энгельбарта

 

в

 

информатику

велик

 

и

 

до

 

конца

 

еще

 

не

 

оценен

В

 

то

 

время

когда

 

ЭВМ

 

первых

поколений

 

занимали

 

огромные

залы

 

и

 

общались

 

с

 

оператора

-

ми

 

на

 

языке

 

перфокарт

Энгель

-

барт

 

разрабатывал

фантастические

 

идеи

 

по

 

интел

-

лектуальной

 

обработке

 

текстов

.

В

 1964 

году

 

он

 

изобрел

 

мани

-

пулятор

  «

мышь

», 

без

 

которой

немыслим

 

современный

 

компь

-

ютер

и

 

предложил

 

принципы

интерактивного

 

взаимодей

-

ствия

 

человека

 

с

 

компьютером

.

Осенью

 1968 

г

на

 

конференции

в

 

Сан

-

Франциско

 

он

 

устроил

демонстрацию

 

своих

 

достиже

-

ний

вошедшую

 

в

 

историю

 

ин

-

форматики

По

 

словам

очевидцев

эта

 

демонстрация

походила

 

скорее

 

на

 

концерт

ко

-

торый

 

давала

 

целая

 

команда

специалистов

Энгельбарт

 

вос

-

седал

 

за

 

необычным

 

пультом

управления

 (

консолью

на

 

сце

-

Дуглас

 

Энгельбарт

 

демонстри

-

рует

 

свои

 

достижения

 

на

 

фоне

собственного

 

изображения

(1968 

г

.)


background image

118

не

 

большого

 

зала

 

заседаний

С

 

помощью

 

СВЧ

-

антенны

 

поддержи

-

валась

 

связь

 

между

 

пультом

 

управления

 

и

 

компьютером

располо

-

женным

 

на

 

расстоянии

 65 

км

 

в

 

лаборатории

 ARC 

в

 

Менло

-

Парке

.

За

 

спиной

 

Энгельбарта

 

был

 

установлен

 

огромный

 

экран

на

 

кото

-

рый

 

проектировалось

 

телевизионное

 

изображение

 

всего

что

 

про

-

исходило

 

за

 

пультом

.

Зрители

 

расценили

 

представление

 

как

 «

сцены

 

из

 

будущего

». 

С

помощью

 

необычного

 

приборчика

 

с

 

двумя

 

кнопками

передвигае

-

мого

 

на

 

колесиках

 

по

 

столу

Энгельбарт

 

управлял

 

компьютером

от

-

крывал

 

различные

 

файлы

одним

 

щелчком

 

кнопки

 

изменял

 

целые

фрагменты

 

текстов

.

Несмотря

 

на

 

то

что

 

демонстрация

 

Энгельбарта

 

произвела

 

очень

большое

 

впечатление

 

на

 

современников

практическое

 

осуществ

-

ление

 

его

 

идей

 

затянулось

 

на

 

долгие

 

годы

Потребовалось

 

еще

 

не

-

сколько

 

циклов

 

развития

 

в

 

различных

 

инженерных

 

коллективах

,

прежде

 

чем

 

графический

 

пользовательский

 

интерфейс

 (Graphic User

Interface — GUI) 

стал

 

обычной

 

принадлежностью

 

любого

 

персо

-

нального

 

компьютера

.

Проекты
фирмы

Xerox

Когда

 

в

 

начале

 70-

х

 

годов

 

военные

 

прекратили

финансировать

 ARC, 

многие

 

сотрудники

 

Энгель

-

барта

 

перешли

 

на

 

работу

 

в

 

находящийся

 

рядом

со

 

Стенфордским университетом

 

в

 

местечке

Пало

-

Альто

 

исследовательский

 

центр

 

фирмы

 Xerox (Palo Alto

Research Center — PARC, 

разница

 

всего

 

в

 

одну

 

букву

!). 

Разбогатев

на

 

продаже

 

копировальной

 

техники

эта

 

фирма

 

вложила

 

очень

 

боль

-

шие

 

деньги

 

в

 

научные

 

исследования

причем

 

приоритетными

 

счи

-

тались

 

не

 

сиюминутные

 

усовершенствования

а

 

принципиально

новые

 

высокие

 

технологии

Центр

 PARC 

в

 1970—1980  

годы

 

со

-

брал

 

многих

 

выдающихся

 

ученых

 

и

 

безусловно

 

лидировал

 

во

 

мно

-

гих

 

областях

 

вычислительной

 

техники

 

и

 

информатики

Кроме

компьютера

  «Alto», 

здесь

 

была

 

изобретена

 

локальная

 

компьютер

-

ная

 

сеть

 «Ethernet», 

создан

 

лучший

 

по

 

тем

 

временам

 

издательский

пакет

 

программ

 «Ventura Publisher» 

и

 

т

.

д

.

В

 1971 

году

 

в

 

отделе

 

вычислительной

 

техники

 PARC, 

стартовал

проект

 «Alto», 

руководителем

 

и

 

вдохновителем

 

которого

 

был

 

Алан

Кей

 (Alan Kay), 

только

 

что

 

защитивший

 

докторскую

 

диссертацию

 

в


background image

119

Стенфордском

 

университете

Разносто

-

ронне

 

образованный

 (

его

 

мать

 

была

 

ху

-

дожницей

отец

 — 

ученым

-

физиологом

), 

Кей

 

выполнил

 

теорети

-

ческую

 

работу

 

по

 

проблеме

 

взаимодей

-

ствия

 

человека

 

с

 

компьютером

будущего

По

 

его

 

замыслу

идеальный

компьютер

 

по

 

форме

 

и

 

размерам

 

дол

-

жен

 

напоминать

 

книгу

 (

было

 

придума

-

но

 

даже

 

название

 «Dynabook» —

динамическая

 

книга

), 

иметь

 

плоский

цветной

 

графический

 

монитор

 

высоко

-

го

 

разрешения

с

 

помощью

 

средств

 

свя

-

зи

 

подключаться

 

к

 

любым

 

библиотекам

мира

 

и

 

быть

 

к

 

тому

 

же

 

дешевым

 (

не

 

дороже

 500 

долларов

). 

Кроме

того

гипотетический

 

компьютер

 

должен

 

поддерживать

 

такой

 

про

-

стой

 

и

 

интуитивно

 

понятный

 

язык

 

общения

чтобы

 

с

 

ним

 

мог

 

рабо

-

тать

 

даже

 

ребенок

: «

Если

 

человеку

 

для

 

работы

 

с

 

машиной

 

придется

листать

 

руководство

 

по

 

эксплуатации

то

 

эта

 

система

 

обречена

».

Даже

 

по

 

сегодняшним

 

меркам

 

проект

 «Dynabook» 

выглядит

 

фан

-

тастично

1

 , 

что

 

же

 

можно

 

говорить

 

о

 

технической

 

базе

 70-

х

 

годов

?

Тем

 

не

 

менее

 

фирма

 Xerox 

предоставила

 

Кею

 

возможность

 

попы

-

таться

 

хотя

 

бы

 

частично

 

реализовать

 

свою

 

идею

 

в

 

прекрасных

 

усло

-

виях

 PARC. 

Проект

 «Alto» 

как

 

раз

 

и

 

представлял

 

собой

 

попытку

создать

 «

промежуточный

 Dynabook».

В

 1973 

году

 

компьютер

 «Alto» 

был

 

построен

Хотя

 

его

 

габариты

и

 

цена

 

были

 

далеки

 

от

 

заявленных

 

в

 

проекте

 «Dynabook» 

он

 

пред

-

ставляет

 

собой

 

выдающиеся

 

достижение

 

вычислительной

 

техники

тех

 

лет

Принципы

положенные

 

в

 

его

 

основу

 

оказались

 

настолько

прогрессивными

что

 

опередили

 

свое

 

время

 

на

 

целое

 

десятилетие

1

В

 

конце

 1997 

г

в

  

печати

 

появились

 

сообщения

 

о

 

реальных

 

планах

 

некоторых

 

япон

-

ских

 

фирм

 

создать

 

портативный

 

компьютер

приблизительно

 

соответствующий

 

по

характеристикам

 

гипотетическому

 

компьютеру

 

Алана

 

Кея

что

 

лишний

 

раз

 

свиде

-

тельствует

 

о

 

силе

 

научного

 

предвидения

 

этого

 

талантливого

 

ученого

.

Алан

 

Кей