ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.12.2020
Просмотров: 977
Скачиваний: 1
115
(Personal System).
Когда
шок
от
внезапного
хода
IBM
прошел
,
спе
-
циалисты
внимательно
изучили
технические
характеристики
машин
нового
семейства
.
Оказалось
,
что
в
них
установлены
стандартные
микропроцессоры
i8086
и
i80286 (
в
самой
старшей
модели
— i80386),
а
новизна
сводится
к
некоторым
технологическим
улучшениям
.
Во
-
первых
,
применена
новая
системная
шина
MCA (Micro Channel
Architecture),
приводящая
к
аппаратной
несовместимости
с
прежни
-
ми
моделями
,
на
что
,
по
-
видимому
и
рассчитывали
конструкторы
.
Во
-
вторых
,
использованы
гибкие
диски
нового
формата
3.25
дюй
-
ма
.
В
-
третьих
,
применен
новый
стандарт
графического
монитора
,
и
,
наконец
,
усовершенствована
сама
технология
изготовления
ком
-
пьютера
(
новый
способ
пайки
печатных
плат
,
удобный
корпус
,
на
-
дежная
клавиатура
,
хороший
дизайн
и
т
.
п
.).
Компьютеры
PS/2
действительно
оказались
надежными
,
удоб
-
ными
и
долговечными
устройствами
(
хотя
и
достаточно
дорогими
—
стоимость
средней
по
характеристикам
модели
50
составляла
око
-
ло
$5000),
однако
совершить
революцию
и
стать
«
киллерами
кло
-
нов
»
они
не
смогли
.
Громадный
рынок
клонов
IBM PC XT
и
AT
оказался
слишком
консервативным
,
тысячи
производителей
во
всем
мире
,
несмотря
на
активную
рекламную
кампанию
,
не
захотели
круто
менять
всю
технологию
в
угоду
IBM. «
Голубой
гигант
»
явно
переоценил
силы
,
противопоставив
себя
всему
компьютерному
со
-
обществу
.
После
нескольких
лет
неравной
борьбы
,
в
1994
г
.
произ
-
водство
PS/2
было
свернуто
,
фирма
IBM,
смирив
гордыню
и
растеряв
монопольное
лидерство
в
производстве
персональных
компьюте
-
ров
,
была
вынуждена
вернуться
в
лоно
общепринятых
промышлен
-
ных
стандартов
.
116
2.10.
Проблемы
человеко
-
машинного
интерфейса
и
его
влияние
на
архитектуру
персональных
компьютеров
Третье
поколение
персональных
компьютеров
,
которое
суще
-
ствует
до
сих
пор
,
ассоциируется
прежде
всего
с
32-
разрядными
микропроцессорами
,
появившимися
в
1981—1985
гг
.
Однако
гра
-
ница
раздела
между
вторым
и
третьим
поколением
микро
-
ЭВМ
не
только
количественная
,
она
значительно
более
принципиальная
и
связана
с
проблемой
человеко
-
машинного
интерфейса
,
то
есть
спо
-
соба
взаимодействия
человека
и
компьютера
.
В
эпоху
«
больших
»
ЭВМ
и
первых
двух
поколений
микроком
-
пьютеров
,
то
есть
до
середины
80-
х
годов
правила
игры
в
этом
вза
-
имодействии
задавал
компьютер
,
а
человек
был
вынужден
приноравливаться
к
его
возможностям
.
Основным
средством
ввода
информации
в
ЭВМ
была
клавиатура
,
а
вывода
—
алфавитно
-
циф
-
ровой
дисплей
.
Общение
человека
с
компьютером
(
точнее
говоря
,
с
операционной
системой
уровня
MS-DOS)
осуществлялось
на
чудо
-
вищно
далеком
от
естественного
"
птичьем
"
командном
языке
,
ос
-
воить
который
могли
только
профессионалы
.
Пока
ЭВМ
было
относительно
немного
,
такое
положение
казалось
приемлемым
,
но
как
только
компьютеры
стали
товаром
массового
спроса
(
в
1992
году
во
всем
мире
их
было
продано
1,4
миллиона
,
а
в
1993 —
уже
10
миллионов
,
каждая
девятая
американская
семья
имела
в
доме
ком
-
пьютер
)
и
попали
на
стол
школьникам
и
домохозяйкам
,
то
пробле
-
ма
простого
и
интуитивно
понятного
способа
общения
человека
с
компьютером
вышла
на
первый
план
.
Без
ее
решения
компьютер
никогда
бы
не
стал
действительно
персональным
.
Как
сказано
в
известной
пословице
: «
Если
гора
не
идет
к
Магомету
,
то
Магомет
идет
к
горе
».
Путь
компьютера
к
человеку
оказался
долгим
и
не
-
простым
,
на
этом
пути
сделаны
только
первые
шаги
,
но
и
они
весь
-
ма
поучительны
и
заслуживают
специального
рассмотрения
.
117
Работы
Дугласа
Энгельбарта
Первым
человеком
,
который
серьез
-
но
занялся
проблемой
создания
дру
-
жественного
интерфейса
«
человек
—
ЭВМ
»
был
Дуглас
Энгельбарт
(Engelbart, Douglas C,
р
..1925)
из
Стэнфордского
исследовательского
института
(Stanford Research
Institute — SRI).
В
конце
50-
х
гг
при
поддержке
Министерства
обо
-
роны
США
он
основавал
в
местечке
Менло
-
Парк
недалеко
от
Стен
-
форда
в
известной
нам
Кремниевой
Долине
самостоятельное
подразделение
института
под
названием
«Augmentation Research
Center — ARC».
Девизом
и
целью
работы
этого
Центра
было
увели
-
чение
интеллектуальных
возможностей
компьютера
(augumentation
—
приращение
,
увеличение
).
Вклад
Энгельбарта
в
информатику
велик
и
до
конца
еще
не
оценен
.
В
то
время
,
когда
ЭВМ
первых
поколений
занимали
огромные
залы
и
общались
с
оператора
-
ми
на
языке
перфокарт
,
Энгель
-
барт
разрабатывал
фантастические
идеи
по
интел
-
лектуальной
обработке
текстов
.
В
1964
году
он
изобрел
мани
-
пулятор
«
мышь
»,
без
которой
немыслим
современный
компь
-
ютер
,
и
предложил
принципы
интерактивного
взаимодей
-
ствия
человека
с
компьютером
.
Осенью
1968
г
.
на
конференции
в
Сан
-
Франциско
он
устроил
демонстрацию
своих
достиже
-
ний
,
вошедшую
в
историю
ин
-
форматики
.
По
словам
очевидцев
,
эта
демонстрация
походила
скорее
на
концерт
,
ко
-
торый
давала
целая
команда
специалистов
.
Энгельбарт
вос
-
седал
за
необычным
пультом
управления
(
консолью
)
на
сце
-
Дуглас
Энгельбарт
демонстри
-
рует
свои
достижения
на
фоне
собственного
изображения
(1968
г
.)
118
не
большого
зала
заседаний
.
С
помощью
СВЧ
-
антенны
поддержи
-
валась
связь
между
пультом
управления
и
компьютером
,
располо
-
женным
на
расстоянии
65
км
в
лаборатории
ARC
в
Менло
-
Парке
.
За
спиной
Энгельбарта
был
установлен
огромный
экран
,
на
кото
-
рый
проектировалось
телевизионное
изображение
всего
,
что
про
-
исходило
за
пультом
.
Зрители
расценили
представление
как
«
сцены
из
будущего
».
С
помощью
необычного
приборчика
с
двумя
кнопками
,
передвигае
-
мого
на
колесиках
по
столу
,
Энгельбарт
управлял
компьютером
,
от
-
крывал
различные
файлы
,
одним
щелчком
кнопки
изменял
целые
фрагменты
текстов
.
Несмотря
на
то
,
что
демонстрация
Энгельбарта
произвела
очень
большое
впечатление
на
современников
,
практическое
осуществ
-
ление
его
идей
затянулось
на
долгие
годы
.
Потребовалось
еще
не
-
сколько
циклов
развития
в
различных
инженерных
коллективах
,
прежде
чем
графический
пользовательский
интерфейс
(Graphic User
Interface — GUI)
стал
обычной
принадлежностью
любого
персо
-
нального
компьютера
.
Проекты
фирмы
Xerox
Когда
в
начале
70-
х
годов
военные
прекратили
финансировать
ARC,
многие
сотрудники
Энгель
-
барта
перешли
на
работу
в
находящийся
рядом
со
Стенфордским университетом
в
местечке
Пало
-
Альто
исследовательский
центр
фирмы
Xerox (Palo Alto
Research Center — PARC,
разница
всего
в
одну
букву
!).
Разбогатев
на
продаже
копировальной
техники
,
эта
фирма
вложила
очень
боль
-
шие
деньги
в
научные
исследования
,
причем
приоритетными
счи
-
тались
не
сиюминутные
усовершенствования
,
а
принципиально
новые
высокие
технологии
.
Центр
PARC
в
1970—1980
годы
со
-
брал
многих
выдающихся
ученых
и
безусловно
лидировал
во
мно
-
гих
областях
вычислительной
техники
и
информатики
.
Кроме
компьютера
«Alto»,
здесь
была
изобретена
локальная
компьютер
-
ная
сеть
«Ethernet»,
создан
лучший
по
тем
временам
издательский
пакет
программ
«Ventura Publisher»
и
т
.
д
.
В
1971
году
в
отделе
вычислительной
техники
PARC,
стартовал
проект
«Alto»,
руководителем
и
вдохновителем
которого
был
Алан
Кей
(Alan Kay),
только
что
защитивший
докторскую
диссертацию
в
119
Стенфордском
университете
.
Разносто
-
ронне
образованный
(
его
мать
была
ху
-
дожницей
,
отец
—
ученым
-
физиологом
),
Кей
выполнил
теорети
-
ческую
работу
по
проблеме
взаимодей
-
ствия
человека
с
компьютером
будущего
.
По
его
замыслу
,
идеальный
компьютер
по
форме
и
размерам
дол
-
жен
напоминать
книгу
(
было
придума
-
но
даже
название
«Dynabook» —
динамическая
книга
),
иметь
плоский
цветной
графический
монитор
высоко
-
го
разрешения
,
с
помощью
средств
свя
-
зи
подключаться
к
любым
библиотекам
мира
и
быть
к
тому
же
дешевым
(
не
дороже
500
долларов
).
Кроме
того
,
гипотетический
компьютер
должен
поддерживать
такой
про
-
стой
и
интуитивно
понятный
язык
общения
,
чтобы
с
ним
мог
рабо
-
тать
даже
ребенок
: «
Если
человеку
для
работы
с
машиной
придется
листать
руководство
по
эксплуатации
,
то
эта
система
обречена
».
Даже
по
сегодняшним
меркам
проект
«Dynabook»
выглядит
фан
-
тастично
1
,
что
же
можно
говорить
о
технической
базе
70-
х
годов
?
Тем
не
менее
фирма
Xerox
предоставила
Кею
возможность
попы
-
таться
хотя
бы
частично
реализовать
свою
идею
в
прекрасных
усло
-
виях
PARC.
Проект
«Alto»
как
раз
и
представлял
собой
попытку
создать
«
промежуточный
Dynabook».
В
1973
году
компьютер
«Alto»
был
построен
.
Хотя
его
габариты
и
цена
были
далеки
от
заявленных
в
проекте
«Dynabook»
он
пред
-
ставляет
собой
выдающиеся
достижение
вычислительной
техники
тех
лет
.
Принципы
,
положенные
в
его
основу
оказались
настолько
прогрессивными
,
что
опередили
свое
время
на
целое
десятилетие
1
В
конце
1997
г
.
в
печати
появились
сообщения
о
реальных
планах
некоторых
япон
-
ских
фирм
создать
портативный
компьютер
,
приблизительно
соответствующий
по
характеристикам
гипотетическому
компьютеру
Алана
Кея
,
что
лишний
раз
свиде
-
тельствует
о
силе
научного
предвидения
этого
талантливого
ученого
.
Алан
Кей