ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.12.2020
Просмотров: 976
Скачиваний: 1
120
и
,
как
мы
увидим
в
дальнейшем
,
ста
-
ли
базовыми
для
следующего
поколе
-
ния
персональных
компьютеров
.
Компьютер
имел
графический
дисплей
,
обычную
и
фортепианную
клавиатуру
,
синтезатор
звуков
(
Кей
был
прекрасным
музыкантом
и
не
мог
оставить
свое
творение
«
глухоне
-
мым
»),
и
управлялся
«
мышью
»,
заим
-
ствованной
у
Энгельбарта
.
Однако
главным
в
новом
компьютере
было
его
совершенно
оригинальное
программ
-
ное
обеспечение
.
Кей
напрочь
отка
-
зался
от
стандартных
операционных
систем
и
языков
программирования
(Basic, Fortran
и
др
.)
и
разработал
прин
-
ципиально
новый
язык
Smalltalk.
Об
особенностях
и
роли
этого
языка
для
дальнейшего
развития
про
-
граммирования
мы
будем
говорить
в
следующей
главе
,
посвящен
-
ной
программному
обеспечению
компьютеров
,
здесь
же
отметим
то
,
что
для
взаимодействия
с
пользователем
в
системе
Smalltalk
впервые
появилась
идея
«
рабоче
-
го
стола
»
с
«
окнами
»,
в
которых
отображались
тексты
и
рисунки
.
Окна
с
помощью
мыши
могли
пе
-
ремещаться
по
столу
,
открывать
-
ся
и
закрываться
.
Такм
образом
,
в
проекте
«Alto»
впервые
была
предложена
идея
оконного
графи
-
ческого
пользовательского
интер
-
фейса
— GUI,
этот
компьютер
,
созданный
за
два
года
до
«Altair-
8800»
и
за
8
лет
до
IBM PC,
мо
-
жет
считаться
первым
истинно
Графический
оконный
интер
-
фейс
компьютера
Alto (1973
г
.)
Компьютер
Alto
(1973
г
.)
121
персональным
компьютером
.
Алан
Кей
занимался
усовершенствованием
компьютера
«Alto»
и
системы
Smalltalk
вплоть
до
1980
г
.,
однако
фирма
Xerox
так
и
не
сумела
наладить
их
массовое
производство
и
извлечь
коммерчес
-
кую
выгоду
из
своего
выдающегося
достижения
.
Этому
мешали
объективные
трудности
,
так
как
8-
и
16-
разрядная
микропроцес
-
сорная
база
70-
х
годов
не
позволяла
создать
дешевый
компьютер
такого
класса
.
Разработанный
на
основе
«Alto»
компьютер
«Star-
8010»
предназначался
для
компьютеризации
офисов
и
был
очеь
удоб
-
ным
для
применения
,
так
как
на
его
экране
моделировась
обстановка
конторы
с
документами
,
картотечными
ящиками
,
мусорной
корзи
-
ной
и
т
.
п
.,
однако
его
цена
не
опускалась
ниже
16 000
долларов
и
прдажи
были
невелики
.
Постепенно
весь
проект
дружественного
компьютера
пришел
в
упадок
,
и
,
возможно
,
стал
бы
только
истори
-
ческим
курьезом
,
если
бы
не
его
второе
рождение
в
фирме
Apple.
Apple
берет
реванш
Фирма
Apple Computer,
отставшая
от
IBM
на
рынке
16-
битовых
микро
-
ЭВМ
,
но
не
пожелавшая
терять
соб
-
ственной
индивидуальности
,
задумала
взять
реванш
и
обойти
кокурентов
на
старте
нового
,
третьего
поколе
-
ния
.
Для
этого
у
нее
был
прекрасный
задел
.
Еще
в
декабре
1979
г
.,
прослышав
о
финансовых
проблемах
центра
PARC,
она
договори
-
лась
о
том
,
чтобы
группе
ведущих
инженеров
Apple
во
главе
со
Сти
-
вом
Джобсом
продемонстрировали
все
секреты
компьютеров
«Alto»
и
«Star»
в
обмен
на
продажу
фирме
Xerox 100 000
своих
акций
за
один
миллион
долларов
.
Увиденное
произвело
на
Джобса
глубочайшее
впечатление
.
Он
ясно
осознал
,
какое
сокровище
остается
невостребованным
,
и
сде
-
лал
все
,
чтобы
дружественные
компьютеры
нового
поколения
впер
-
вые
появились
под
его
фирменной
маркой
.
С
этой
целью
он
переманил
в
фирму
Apple 15
из
25
ведущих
инженеров
PARC
и
дал
им
задание
создать
на
основе
проекта
«Star»
собственную
ЭВМ
под
названием
«Lisa».
В
течение
1982
г
.
на
конструирование
самой
«
Лизы
»
было
израсходовано
50
млн
,
а
на
разработку
ее
программ
-
ного
обеспечения
— 100
млн
долларов
.
Задумав
создать
компьютер
122
с
графическим
интерфейсом
,
разработчики
выбрали
новый
32-
разрядный
1
микропроцессор
M68000
фирмы
Motorola.
По
тем
временам
это
был
рекордный
по
производительности
чип
,
кроме
того
его
24-
битовая
шина
дан
-
ных
позволяла
напрямую
адре
-
совать
16
Мбайт
оперативной
памяти
и
тем
самым
избавиться
от
типичных
для
IBM PC
про
-
блем
,
связанных
с
использованием
расширенной
памяти
.
Оператив
-
ная
память
«
Лизы
»
составляла
1
Мбайт
,
кроме
этого
имелись
2
Мбайта
постоянной
памяти
и
винчестер
емкостью
5
Мбайт
,
началь
-
ная
стоимость
машины
составляла
$10 000.
В
январе
1983
г
.
компьютер
«Lisa»
был
пущен
в
продажу
,
одна
-
ко
,
вопреки
расчетам
фирмы
продать
50 000
экземпляров
,
за
год
было
реализовано
всего
15 000.
Причина
та
же
,
что
и
у
«Xerox Star»
—
высокая
цена
.
Неудача
не
обескуражила
руководство
компании
,
ведь
в
свое
время
«Apple»
тоже
не
удался
с
первой
попытки
,
к
тому
же
нынеш
-
нее
финансовое
положение
фирмы
позволяло
ей
экспериментиро
-
вать
—
в
1983
г
.
доходы
компании
вплотную
приблизились
к
миллиарду
долларов
.
Снова
в
конструкторских
бюро
закипела
работа
.
Стремясь
уде
-
шевить
компьютер
,
разработчики
пошли
на
ряд
упрощений
:
снизи
-
ли
емкость
ОЗУ
базовой
модели
до
128
Кбайт
,
отказались
от
цветного
монитора
,
однако
принципиальные
достоинства
«
Лизы
»
они
по
-
старались
все
же
сохранить
.
Ровно
через
год
,
в
январе
1984
года
был
готов
новый
вариант
массового
персонального
комьютера
тре
-
1
В
литературе
приводятся
противоречивые
данные
о
разрядности
чипа
68000.
Это
вызвано
тем
,
что
он
имел
внутреннюю
32-
битовую
структуру
,
но
16-
битовую
сис
-
темную
шину
.
Компьютер
Lisa (1983
г
.)
123
тьего
поколения
.
Следуя
традиции
,
ему
дали
не
слишком
серьезное
имя
«Macintosh»
1
,
а
в
обиходе
—
просто
«Mac».
Даже
по
внешнем
виду
он
отличал
-
ся
от
других
ЭВМ
интегри
-
рованным
корпусом
,
но
главная
его
особенность
—
при
невысокой
цене
в
$2500 —
прекрасный
дру
-
жественный
графический
интерфейс
,
обеспечивае
-
мый
оригинальной
опера
-
ционной
системой
Mac-OS.
Никаких
командных
строк
,
"
Нортонов
"
и
прочих
«
прелестей
» MS-DOS,
все
манипуляции
с
фай
-
лами
и
программами
производились
щелчком
мыши
по
картинке
на
экране
.
На
сей
раз
фирма
Apple Computer
попала
в
точку
.
Коммерчес
-
кий
успех
нового
изделия
был
полным
:
за
первый
же
1964
год
было
продано
250 000
компьютеров
,
по
его
итогам
года
компания
уверен
-
но
вышла
на
второе
место
по
объему
продаж
(1.8
млрд
долларов
),
уступая
только
«
голубому
гиганту
» (4
млрд
долларов
).
«Macintosh»
против
IBM PC
«
Маки
»,
благодаря
простоте
использова
-
ния
,
высокому
качеству
изображения
,
встроенному
звуку
,
возможности
подклю
-
чения
к
локальной
вычислительной
сети
сделались
очень
популяр
-
1
Это
обозначение
объясняется
следующим
образом
.
Один
из
руководителей
проек
-
та
,
развивая
яблочную
терминологию
,
предложил
именовать
компьютер
по
сорту
своих
любимых
яблок
McIntosh.
Но
так
как
одна
из
фирм
,
производящих
радиоаппа
-
ратуру
,
была
уже
зарегистрирована
под
аналогичной
торговой
маркой
,
то
слово
при
-
шлось
слегка
подправить
.
На
сей
раз
возник
конфликт
с
производителями
прорезиненных
плащей
- «
макинтошей
»,
и
фирме
Apple
пришлось
даже
выплачивать
им
компенсацию
.
Стив
Джобс
(
слева
)
и
Джон
Скалли
с
Макинтошем
первой
модели
(1984
г
.)
124
ными
в
американских
школах
и
университетах
,
где
для
них
разра
-
ботан
большой
объем
учебного
программного
обеспечения
,
в
быту
,
а
также
в
организациях
,
занимающихся
издательской
деятельнос
-
тью
.
Фирма
Apple Computer,
захватив
лидерство
на
старте
,
зарабо
-
тала
репутацию
производителя
высококачественных
,
надежных
и
удобных
компьютеров
.
Все
последующие
модели
«Macintosh»
про
-
дложали
ориентироваться
на
микропроцессоры
фирмы
Motorola
и
«
росли
»
вместе
с
ними
.
В
течение
нескольких
лет
фирма
не
откры
-
вала
архитектуру
ЭВМ
,
сделав
невозможным
клонирование
,
одна
-
ко
,
когда
на
смену
M68000
пришли
полноценные
32-
разрядные
M68020,
было
выпущено
новое
семейство
Mac-II (1987
г
.)
с
откры
-
той
архитектурой
.
Это
позволило
независимым
производителям
на
-
чать
выпуск
дополнительных
устройств
,
расширяющих
возможности
базовой
конфигурации
.
Видя
активное
наступление
Apple
на
рынок
персональных
ком
-
пьютеров
, IBM
и
ее
бесчисленные
подражатели
были
вынуждены
вступить
с
ней
в
жестокую
конкуренцию
.
Писледующие
годы
отме
-
чены
«
великим
противостоянием
»
мира
Motorola-
ориентированных
«
Макинтошей
»
с
миром
IBM-
совместимых
компьютеров
на
плат
-
форме
Intel.
Следует
признать
,
что
во
второй
половине
80-
х
—
на
-
чале
90-
х
годов
в
идейном
отношении
IBM PC
оказывались
как
правило
в
позиции
догоняющей
стороны
.
Большинство
новых
тех
-
нологий
современной
вычислительной
техники
(
графический
ин
-
терфейс
,
локальные
сети
,
объектно
-
ориентированные
среды
,
мультимедиа
,
высококачественные
компьютерные
шрифты
),
заро
-
дившихся
еще
в
недрах
Xerox PARC,
было
впервые
реализовано
в
компьютерах
Apple.
С
другой
стороны
,
в
активе
клонов
PC —
гро
-
мадные
объемы
производства
,
наличие
внутренней
конкуренции
среди
производителей
и
,
как
следствие
,
более
доступные
цены
.
В
результате
массовому
потребителю
эти
технологии
становились
доступными
чаше
всего
с
опозданием
и
в
PC-
адаптации
.
Революционные
проекты
Apple
принципиально
изменили
под
-
ход
производителей
к
конструированию
персональных
компьюте
-
ров
третьего
поколения
.
Теперь
правила
игры
стал
задавать
интерфейс
пользователя
,
его
требования
определяли
структуру
и